9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Активизация познавательной деятельности на уроках экономических дисциплин

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Букырь Ю.В.
преподаватель экономических дисциплин

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках экономических дисциплин, остается одной из актуальных задач современного педагога. Ее значение состоит в том, что учение должно быть не только направлено на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности, так как преобразующей характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.

В структуре активности можно выделить следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности;
  • сознательность выполнения задания;
  • систематичность обучения;
  • стремление повысить свой личный уровень.

Управление активностью учащихся традиционно называется активизацией. Главная цель активизации — формирование активности учащихся, их самостоятельности, способности к творчеству.

Активизация учебной деятельности подразумевает активное участие всех обучающихся в учебной деятельности. При этом от учащихся требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности и развивать.

Важнейшая задача преподавателя — организовать учебную деятельность так, чтобы материал запоминался тогда, когда учащийся занят непосредственно материалом, а не специально запоминанием этого материала. Второй принцип метода активизации сводится к глобальному использованию всех средств воздействия на психику учащегося. Здесь имеется в виду не только опора на слуховое и зрительное восприятие эмоционального состояния, но и например, на создание определенного эмоционального состояния положительно влияющего на эффективность работы.

Существуют основные способы активизации познавательной деятельности: опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности; включать учащихся в решение проблемных ситуаций; использовать дидактические игры и дискуссии, стимулировать коллективные формы работы. Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью активных методов обучения, к ним можно отнести те методы, которые максимально способствуют повышению уровня познавательной активностью учащихся. Так некоторые исследователи относят к ним игровые методы, имитационный тренинг, анализ конкретных ситуаций, проблемное обучение и т. д.

Сторонники опосредованного педагогического воздействия, при котором на первый план выдвигаются диалогические методы общения, выделяют в особую группу интерактивные методы обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить ее на более высокие формы сотрудничества. Активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

К интерактивным методам обучения следует отнести как традиционные педагогические техники (лекция, дискуссия, интервью), так и инновационные (имитация, дебаты, мозговой штурм, тренинг и т. д.). Также к интерактивным методам можно отнести презентации с использованием различных вспомогательных средств: книг, слайдов, постеров, компьютеров и т. д.

Приведем несколько примеров:

«Мозговой штурм». Обычно он применяется, когда нужно выяснить информированность или отношение учащихся к определенному вопросу. На уроках экономических дисциплин перед учащимися можно ставить следующие вопросы: «Какие меры вы могли бы предложить по борьбе с инфляцией?», «Предложите пути выходы из экономического кризиса» и т. д. Обычно штурм проводится в группах от семи до девяти человек. Группу перед началом работы инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма — никакой критики. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий, который следит за выполнением правил, подсказывает пути поиска идей. Также назначается секретарь, чтобы фиксировать возникающие идеи. Проводится первичное обсуждение условий задачи, определяется время первого этапа.

На первом этапе мозгового штурма необходимо проработать как можно больше возможных идей. Второй этап — анализ идей. Все вышесказанные идеи группа рассматривает критически, при этом придерживаются основного правила: в каждой идеи желательно найти что-то полезное, рациональное зерно. На третьем этапе проводится обработка результатов. Группа отбирает от двух до пяти самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них всей группе.

Принципы работы на таком занятии следующие:

  • Занятие — не лекция, а общая работа;
  • Все участники равны независимо от статуса, успехов в учебе и т. д.;
  • Каждый из участников имеет право на собственное мнение по любому вопросу;
  • Нет места прямой критики личности, критиковаться может только идея;
  • Все сказанное на занятие — не руководство к действию, а информация к размышлению.

«Мозговой штурм» позволяет стимулировать неуверенных в себе учащихся, развивать навыки общения и воздействия в группе.

На уроках экономических дисциплин необходимо применять тренинги. При использовании данного метода обучения основное внимание уделяется практической обработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые задания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту овладеть недостающей информацией. И самым главным достоинством тренинга является возможность включить в активную познавательную деятельность всех его участников.

Требования к тренингу следующие: оптимальное количество участников 20–25 человек, соответствующие размерам помещения, где места участников расположены по «тренинговому кругу», что способствуют их активному взаимодействию; обязательное ознакомление участников с целями и задачами данного занятия; создание доброжелательной, доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга; вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга; уважение мнений каждого участника; подведение участников преподавателем к достижению поставленной цели, не навязывая при этом своего мнения; обеспечение временных рамок занятия; обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений; подведение итогов тренинга по его окончанию.

Непосредственно обучение в ходе тренинга включает два этапа:

  1. Информационный блок или предоставление теоретических знаний;
  2. Выработка практических навыков.

Подведение итогов тренинга можно провести в виде анкет, вопросников, тестов и т. д.

К традиционным педагогическим техникам можно отнести учебную дискуссию, но при этом следует отметить, что при определенных требованиях к ее организации и проведению, дискуссия становиться одним из эффективных методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики, наряду с другими интерактивными методами.

Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнением во всех его формах. Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе. Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска новых знаний.

Специфическими чертами оптимально организованной и проведенной учебной дискуссии являются:

  1. высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме педагога-организатора;
  2. прогнозирование педагогом типичных проблемных ситуаций, возникающих в ходе дискуссии;
  3. достаточно высокий уровень импровизации со стороны учащихся;
  4. в зависимости от ситуации, либо педагог, либо учащийся делают вывод по обсуждаемому вопросу.

Основные шаги при подготовке к дискуссии:

  1. Выбрать и сформулировать тему (она должна носить проблемный характер, содержать в себе противоречивые точки зрения)
  2. Определить содержание и продолжительность дискуссии, основные проблемы и вопросы для обсуждения. Подобрать литературу, справочные материалы.
  3. Сформулировать цель дискуссии;
  4. Продумать основные способы и вопросы контроля за ходом и направлением дискуссии, подведением промежуточных итогов, поддержания стимулирования активности участников.
  5. Определить способы фиксации предложенных идей и необходимое для этого оборудование.

Чтобы дискуссия была эффективной учащиеся должны обладать определенными базовыми знаниями. Их можно передать посредством инструкции или они могут быть получены во время предыдущих занятий.

По сравнению с лекционной формой обучения дискуссия обеспечивает активное, личностное усвоение знаний. Заинтересованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний. Кроме этого во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие учащихся. Дискуссия помогает педагогу понять насколько хорошо группа понимает обсуждаемые вопросы и не требует формального метода оценки.

Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой такую форму организации педагогического процесса, которая моделирует поведение и эмоциональные реакции людей в тех или ситуациях, определенных условиями игры.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проводится по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В качестве примера приведем описание деловой игры «Компетентность». Данную игру рекомендуется проводить после изучения таких тем экономики как «Макроэкономические показатели», «Экономические системы», «Производство и обращение новой стоимости» и др.

Участники игры:

  1. конкуренты — две команды учащихся;
  2. наниматели — группа учащихся определяющих победителя. Победителя по условию игры как бы принимают на работу.
  3. арбитр — эту роль обычно берет на себя педагог, он решает спорные вопросы, возникающие в ходе игры.

Этап подготовки: разработка сценария, плана игры, обоснование поставленной задачи, формирование команд. Далее ввод в игру: подготовка материалов, знакомство с правилами игры, сбор дополнительной информации. Следующий этап — процесс игры. Арбитр задает тему, команды придумывают друг для друга по 5 заданий. Тип заданий регламентируется заранее педагогом. Если соперник не справляется с заданиями, то задающая команда сама должна на него ответить. Одновременно фирма — наниматель оценивает каждое задание и каждый ответ. Далее наниматели совещаются и принимают решение — кто принят на работу. На следующем этапе — анализ и оценка результатов игры, выступление экспертов, обмен мнениями. В заключении педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Таким образом, деловая игра используется для усвоения материала, закрепления и с систематизации знаний учащихся, развития творческих способностей и инициативы.

Возникает вопрос: являются ли интерактивные методы универсальными? Нет, но они способствуют лучшему усвоению учебного материала и что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки, поведение. Психологами установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются интеллектуальные и эмоциональные свойства личности.

Таким образом, интерактивные методы обучения — это специальная форма организации активной познавательной деятельности. Она имеет вполне конкретные и прогнозируемы цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Следовательно, интерактивные методы обеспечивают:

  • высокую мотивацию;
  • прочность знаний;
  • творчество и фантазию;
  • коммуникабельность;
  • активную жизненную позицию;
  • свободу самовыражения.

Среди многообразия активных методов обучения в литературе часто выделяется проблемное обучение. Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная деятельность учащихся с усвоениями ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.

Поскольку мышление человека начинается при столкновении им с проблемой, основа деятельности составляет несколько этапов:

  • создание проблемной ситуации;
  • осознание сущности затруднения;
  • нахождение способа решения путем догадки или выдвижения гипотез;
  • проверка правильности решения.

Познавательная деятельность учащихся будет считаться самостоятельной, если в возникшей ситуации они самостоятельно проходят все перечисленные этапы мыслительного процесса. Таким образом, структура занятия построенного на основе проблемного подхода, в отличии от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса, а не только логики процесса обучения.

Назовем некоторые способы создания проблемных ситуаций:

  1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учащихся и приводит к активному усвоению новых знаний.
  2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома и т. д. Обычно учащиеся в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
  3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.
  4. Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
  5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
  6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
  7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

Чтобы создать проблемную ситуацию перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует новых знаний и овладения новыми умениями. При этом задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся. Обычно проблемное задание формулируется до объяснения материала.

Подводя итог следует подчеркнуть, что средствами для достижения цели активизации познавательной деятельности является прежде всего использование различных форм и методов организации учебной деятельности которые позволяют: раскрыть личный опыт учащихся; создать атмосферу заинтересованности, успешности каждого учащегося; оценить деятельность учащегося не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; создать обстановку на уроке для достижения естественного самовыражения учащегося. И только взаимодействие всех субъектов образовательного процесса может привести к положительному результату учебного процесса.

Журнал «Мастер класса» № 1 2011

Источник: СК ИПК ППК

Категория: