Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях обновленного содержания образования
Нефедьева Елена Борисовна учитель начальных классов высшей категории, стаж 25 лет. КГУ СОШ № 59 Караганда |
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда.
Успех — важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню. Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечении данных о современных достижениях науки и техники, показ значимости знаний, умений, навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля.
В условиях нового содержания образования на уроке учитель пользуется двумя видами оценивания: формативное оценивание и суммативное оценивание.
Формативное оценивание мотивирует ученика и улучшает результаты его труда, во время урока учитель поддерживает ученика и оценивает его работу поэтапно, каждый ученик ознакомившись с критериями выполнения задания может оценить свою работу сам, и весь класс может оценить успех каждого ученика. Для получения обратной связи результатов учебной деятельности своих учеников, учитель пользуется таблицей:
ПЛЮС(+), МИНУС(-), ИНТЕРЕСНО(?)
Цель урока |
+ все понятно |
- не могу понять что-то |
? хочу знать больше |
Прочитать задание |
|
|
|
Объяснить непонятные слова |
|
|
|
Составить вопросы |
|
|
|
Также при формативном оценивании для обратной связи с учениками использую «Лесенку Успеха», ученик определяет сам, на какой он лесенке, для получения лучшего результата при выполнении задания. Мои ученики активны в получении знаний, и учитель может поддержать каждого ученика, дать вовремя нужные рекомендации, видя его «Лесенку успеха». Формирование и совершенствование познавательного интереса к учению — важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Важно на каждом уроке создать атмосферу доброжелательности и успешности. Для этого использую стратегии «Толстые, тонкие вопросы», «Время подумать»: использую для этого карточки
которые дают каждому ученику возможность обратиться с вопросом к ученикам или к учителю, если возникают какие-то проблемы при выполнении заданий. Учитель, например, показав карточку красного цвета, обращает внимание учеников на концентрацию при решении примеров или задач по математике. Применение различных активных форм и методов обеспечивают активное привлечение учащихся в учебный процесс, мы больше узнаем об учениках, узнаем о чем думают наши ученик, какой у него интерес, на каком этапе получения знаний он находится. И ещё один важный момент ученики и учитель становятся партнерами при совместной учебной деятельности для получения лучшего результата работы.
Применение дидактических игр также важный момент в работе учителя, игра для младших школьников — любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Игра — " это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности«. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра в начальной школе таит в себе огромные возможности для расширения объёма информации и стимулируют переход от любопытства к любознательности. Развивает творческие таланты учеников, а также снижают процесс перегрузок учебной деятельности. Использование игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, ученики лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса. В процессе игры у детей формируются обще учебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.
Игра «Что изменилось?» при изучении темы «Времена года»: проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, ориентирование в пространстве.
Игра «Кто это?» При изучении темы „Животные“ развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера.
Игра «Назови предмет и его свойство» при изучении темы „Свойства предметов“. В мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, деревянный, круглый, шершавый, бархатный и т. д.)
Игра «Хорошо или плохо?»
Разделившись на две команды, ребята дают ответы например на вопрос: «Хорошо или плохо подсказать другу ответ?».
Начало игры — это создание воображаемой ситуации, постановка перед детьми задачи: «Представьте себе...», «Как будто бы...», «Если бы...»
Чтобы игра развивалась интересно, учитель должен заранее сам наметить возможные варианты развития сюжетной линии: кого встретит герой, о чем пойдет разговор, что может произойти и т. п. Тогда игра не зайдет в тупик, потому что учитель вовремя предложит интересное продолжение сюжета. Многие ученики младшего возраста болезненно реагируют на каждое замечание учителя и очень переживают. В игре отсутствие знаний или их неточность растворяются в сюжете.
Создание нестандартных ситуаций на уроке, организация новизны, способствуют создать учителю атмосферу партнерства, доброжелательности и облегчает процесс усвоения знаний учениками. Учитель использует урок- конкурс, урок-сказку, урок-игра, конечно каждый такой урок имеет свои особенности и разную интерпретацию, но в конечном итоге помогает ученикам раскрыться и показать свои таланты и склонности в изучении отдельных предметов. Для развития умения думать и соображать использую загадки. Приведу некоторые примеры загадок о природе:
Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок (белка).
На болоте росла, очень кислая была (клюква).
Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги (подорожник).
Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь).
Что за дерево стоит — ветра нет, а лист дрожит? (осина).
На дне реки лежит и усами шевелит (сом).
Загадки можно использовать для составления кроссвордов, которые тоже очень помогают развивать умственные способности ребят и нестандартно мыслить.
Для решения логических задач использую вопросы-тесты на сообразительность, смекалку и развитию эрудиции.
Активизация познавательного интереса учащихся начальной школы — это важный стимул в работе учителя и в положительном отношении учащихся не только к результатам обучения, но и к самому процессу обучения, это уверенность младших школьников в преодолении всех преград и трудностей в процессе учебной деятельности. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу — это требования самой современной жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности — задача, которую призваны решать учителя начальной школы.
Литература:
1. Артюгина Т. Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб-метод. пособие 2009
2. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников Народное образование.— 2012. — № 7
3. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. — 1996
4. Мельник Э. Л., Корожнёва Л. А. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика. Каро. Санкт-Петербург.- 2003
- 18125 просмотров