9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Автор проекта Горькой линии

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Мой Петропавловск

События в Джунгарии, ее агрессивные действия и готовящиеся походы побудили царское правительство усилить оборону сибирских рубежей. С этой целью оно распорядилось произвести тщательный осмотр местности в районе реки Ишим и камышловских озер и представить проект выпрямления линии оборонительных сооружений. Указанную задачу Правительствующий Сенат возложил в 1744 году на генерал-майора Христиана Теофила фон Киндермана, специально отправленного в том же году из Петербурга в Тобольск. По указу Сената от 23 сентября 1744 года его назначили первым командующим войсками на Сибирских пограничных (Тоболо-Ишимская, Иртышская, Колывано-Вознесенская) линиях. Киндер-ман возглавил Ширванский и Нотебургский (Нашебургский), а также Валдайский, Олонецкий и Луцкий драгунские полки.

Автор проекта Горькой линии

Христиан Теофил фон Киндерман — генерал-майор. Дворянин. Принадлежал к остзейскому дворянству. В начале 20-х гг. XVIII в. — капитан, с 13 мая 1726 г. служил в пехотном полку фон Гагена, затем Выборгского драгунского полка. С 23 апреля 1730 года — в звании подполковника служит в Ярославском драгунском полку, в 1733 — в чине полковника переведен в Ростовский драгунский полк. В 1734–35 гг. служил в Дербенте, в 1736 г. — в Азове. С 1738 г. командовал Низовским пехотным полком, вскоре после этого произведен в бригадиры. С 11 сентября 1741 г. — генерал-майор. В 1743 году служил в Кронштадте. С 23 сентября 1744 года до дня смерти в 1752 году являлся командующим войсками на сибирских линиях.

В 1746 году Киндерман представил в Сенат свой проект строительства новой линии, который был утвержден правительством только в 1752 году. С этого момента началось возведение новой Тоболо-Ишимской линии, получившей название Пресногорьковской или Горькой, которое закончилось в 1755 году. Линия начиналась от крепости Омской на Иртыше, шла на запад через крепости Покровскую, Николаевскую, Лебяжью, Полуденную, Св. Петра (Петропавловскую), Скопинскую, Становую, Пресновскую, Кабанью, Пресногорьковскую и Звериноголовскую.

О личности Киндермана встречаем упоминания в различных источниках. Так, во втором томе «Истории» читаем: «Увеличение числа войск, к середине XVIII в. расквартированных в сибирских крепостях, вызвало затруднения в снабжении их продовольствием. По распоряжению генерал-майора Киндермана была предпринята попытка завести казенную пашню вблизи крепостей. Для ее обработки привлекались казаки и солдаты. Совмещать военно-караульную службу с хлебопашеством для казаков и солдат было трудно и попытка развития земледелия воинскими пограничными частями успеха не имела». В «Биографических сведениях о Чокане Валиханове», принадлежащих перу известного путешественника, ученого, общественного деятеля Г.Н. Потанина, находим новые детали о деятельности Киндермана: «Гутковский поручил мне разбор Омского областного архива. Гутковский управлял тогда киргизами Сибирского ведомства. Первые по времени тома областного архива, или „столпушки“, как называл их архивариус, состояли из бумаг бывшей в прошлом столетии военно-походной канцелярии генерала Киндермана. Киндерман был начальником войск, расположенных по пограничной линии от Звериноголовской крепости до Омской, и заведовал всякими сношениями с пограничными народами. Соседями пограничной линии были киргизская Средняя орда, ханом которой был Абылай, дед Чокана, и Джунгарское (Калмыцкое) ханство, в архивных делах называвшееся Зенгорским. В архиве генерала Киндермана сохранились известия о приходе на линию зенгорских караванов из Кашгара и Яркенда с показаниями о родах товаров, рассказы лазутчиков, которых Киндерман посылал под разными предлогами в зенгорские земли и т. д.».

Что в имени твоём?

Родословная Петропавловска началась с основания крепости, построенной в 1752 году. И называлась она первоначально не именем святых Петра и Павла, а только по имени первого: крепость святого Петра. Почему именно так? Почему все же не Петропавловская? Да потому, что с таким наименованием с 1745 года уже существовало укрепление на Уйской линии Оренбургской губернии, около которой кочевала часть родов Среднего жуза.

Тогда почему же крепость не назвали Ишимской — ведь в те времена было принято называть военные укрепления по наименованию близлежащих водных источников, названий озер, болот, у которых они располагались, как, скажем, Омская — на реке Омь, Железненская — на реке Железной и др. Все дело в том, что Ишимским уже назывался острог в устье реки.

Может быть, потому, что соответствующие названия были уже заняты, при проектировании новой линии укреплений в 1743 году намеченную крепость на правом берегу Ишима в описаниях мест и на картах обозначали по-разному: «крепость» № 23, «крепость на урочище Ишим, при которой реке Чуцкая могила» и т. д.

Но начиная с 1752 года во всех официальных документах укрепление именовалось крепостью святого Петра, в честь которого в одном из бастионов фортеции построили часовню. Служащие в ней офицеры, посылая письма родным, часто сообщали свой адрес: «Сибирской губернии промежду реками Тоболом и Иртышом над Ишимом-рекой крепость святого Петра». На чем основывалось это название? Святой Петр является одним из заступников и покровителей русской армии. И близкий ко времени заложения крепости на Ишиме религиозный праздник в честь святого — Петров день, выпадающий на 12 июля, располагал к тому.

С 1766 года наряду с прежним наименованием в официальных документах стало употребляться: «крепость Петропавловская». Сколько-нибудь удовлетворительного ответа на этот вопрос найти не удалось, а полученные документы сведений не содержат. В «Географическом лексиконе» известного географа В.Щекатова читаем: «…В одном из равелинов крепости есть единственная здешняя деревянная, во имя святых апостолов Петра и Павла церковь». Видимо, именно здесь и скрывается истина, повлиявшая на окончательное название крепости, а затем — города.

Когда готовилась реформа по управлению Сибирью, возникла необходимость определить центры создаваемых внутренних округов Омской области. Ими должны быть города. Учитывая значение населенного пункта в экономике и географическое положение по отношению к другим селениям, которые включены в состав внутреннего округа, Петропавловская крепость (точнее, ее предместье) была признана наиболее удобной. Тогда впервые в документах появляется город Петропавловск. Силу закона это наименование получило в 1822 году.

Кому принадлежала мысль именно так назвать город? Вряд ли об этом спрашивали обитателей форштадта. Скорее всего, наименование предместья произошло по традиции — фор-штадты Бийской, Семипалатинской, Омской и других крепостей при возведении их в ранг городов стали называться Бийск, Семипалатинск, Омск, затем к ним «присоединился» Петропавловск, население которого по традиции ежегодно отмечает в День памяти святых апостолов Петра и Павла, 12 июля, День города. Кто же они такие, чем заслужили такое доброе почитание?

Святой апостол Петр, брат апостола Андрея, родился в небольшом палестинском городе Вифсаиде, в семье простого рыбака. Господь призвал его от рыбацких трудов к «уловлению человеков». До призвания его к апостольскому труду он носил имя Симон. Иисус Христос, сделав его своим учеником, назвал Симона новым именем — Кифа, или Петр, что означает «камень». Петр первым исповедовал Иисуса Христа Мессией, Сыном Божиим. Вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Петр присутствовал при воскрешении дочери Иаира, при Преображении Господа, при молении Христа в Гефсиманском саду. В час же искушений он не устоял и трижды отрекся от Господа, но, раскаявшись, вновь приобрел благодать и был восстановлен Господом в апостольском звании. Святого апостола Петра называют «устами апостолов». Он стал смелым проповедником Христовой веры и выступал как свидетель воскресения Господа, совершая великие чудеса воскрешения мертвых и исцеления больных. Святой апостол Петр принял крестную смерть и был распят вниз головой в 67 году по Рождеству Христову.

Святой апостол Павел родился в семье знатных иудеев в городе Тарсе, в Малой Азии. До обращения в христианство Павел носил имя Савл и был гонителем христианства. Но вблизи Дамаска ему явился сам Иисус Христос и призвал Савла к апостольскому служению. Так началась новая апостольская жизнь для Павла, полная страданий и лишений ради Господа. Как апостол язычников святой Павел проповедовал Слово Божие в Сирии, Малой Азии, Греции, Италии. Знание человеческого сердца, сила красноречия при благодатных дарах Святого Духа способствовали необыкновенным успехам в его путешествиях, в которых он обращал язычников в христианство и основывал церковные христианские общины. Святой апостол Павел мученически скончался в Риме, как и святой апостол Петр, в 67 году по Рождеству Христову. Он был усечен мечом. Православная церковь прославляет святых апостолов Петра и Павла, называя их перво-престольниками и вселенскими учителями, просветившими светом Христовым весь мир.

Когда Петропавловск стал городом

То, что в 1752 году основана крепость святого Петра, положившая начало строительству Петропавловска, — факт, как говорится, бесспорный. Более туманным оказался вопрос, когда же был присвоен статус города. Но, оказывается, города создаются не в один момент и не только указами, пусть даже царскими, что отчетливо прослеживается на примере нашего города.

Л.А. Кузнецов в своем исследовании, названном «Краткий исторический очерк г. Петропавловска Акмолинской обл.» (издание газеты «Приишимье», 1913 г.), в разделе «Возникновение города» прямо задается вопросом: «Когда крепость святого Петра была преобразована в город?» И отвечает следующим образом: «Ни обзор доступной нам литературы, ни архивные дела петропавловской городской управы и пограничной таможни не дают вполне определенного и точного ответа на этот вопрос». И в подтверждение своей мысли приводит убедительные факты и аргументы с точным указанием дат, источников, документов.

Скажем, Милашевич в труде своем «Городские поселения в Российской империи» (t. V, ч. 1) приводит указ Прав. Сената от 10 дек. 1804 г., из которого следует, что с 1804 г. в крепости св. Петра произошло разделение властей. Вывод подтверждается и архивными данными.

Но был ли город, остается невыясненным. Если отпадение полицейских функций «над домами обывателей» от коменданта крепости считать началом «возникновения» города, то тогда в самом деле город уже был с 1804 года. Но тогда он был без городской земли, без городского управления, без городского населения. Скорее, эмбрион города. Один только частный земской комиссар. Этот своеобразный и чисто русский признак «возникновения го­рода», пишет далее Л. Кузнецов, в 1807 г. получает дальнейшее, более совершенное развитие.

В конце года на горизонте крепости св. Петра появляется уже… городничий, что, по всей вероятности, и дало повод некоторым исследователям отнести начало возникновения города к 1807 г., хотя, как было сказано выше, выделение полицейских функций произошло уже в 1804 г.

В 1807 г. Петропавловск получил «название города», утверждает памятная книжка Тобольской губернии за 1864 год.
По высочайшему повелению с 1807 г. Петропавловск «назначен городом», считает Милашевич в уже упомянутой выше работе, не приводя, впрочем, ни текста, ни точной даты сего повеления. «Крепость св. Петра переименована в город в 1807 году», — повторяет Семенов («Киргизский край», т. 18).

Но просматривая подлинные Указы Коммерц-коллегии пограничной таможни за 1807 г., мы не нашли, констатирует Л. Кузнецов, среди них высочайшего повеления о переименовании крепости св. Петра в город. По всей вероятности, такого указа и не было, как не было в действительности и самого города. Был только… городничий, о временном появлении которого имеются там же точные данные.

Достойно внимания, что в них, а также в других источниках речь идет о назначении городничего в крепость св. Петра, а не в город Петропавловск.

Вывод из всего вышеизложенного напрашивается следующий: по крайней мере, в первое десятилетие XIX века была крепость св. Петра под управлением коменданта и при крепости жил городничий. Был ли город? Ответ остается под вопросом. Вернее всего, что города не было до двадцатых годов, до проведения в Сибири реформы графа Сперанского.

Это утверждение Л. Кузнецова подкрепляется списком городов 1825 г., составленным Варадиновым, в котором он помещает Петропавловск в число «проэктированных, но не утвержденных городов». (Журнал МВД, 1859 г., № 11, стр. 31).

Наиболее компетентный историк казахской степи двадцатых годов Левшин в труде «Описание киргиз-кайсацких орд и степей» за 1832 г. везде говорит также о крепости Петропавловской и ни разу нигде не упоминает о городе.
О Петропавловске, считает Л. Кузнецов, как о городе впервые вполне определенно заговорили лишь при разделении Сибири на Восточную и Западную и образовании Омской области (Высоч. Указ Прав. Сен. от 22 января 1822 г.).

В 1824 году был образован Петропавловский округ Омской области с центром управления в Петропавловске, где были открыты присутственные места.

Городское управление организовано было годом позднее, в 1825 году. В том же году составлена первая городская смета и назначен первый городской староста, которым стал купец Ф. Зенков.

Таким образом, город Петропавловск городскую свою жизнь фактически начал лишь с 1825 года, поясняя этот факт убедительными ссылками на многочисленные источники, утверждает Л. Кузнецов. Тут ничего, как говорится, не прибавить, ни убавить. Так надо ли ломать копья по данному вопросу, если есть общепринятые нормы по отношению к датам рож­дения, касаются ли они города, предприятия, человека?

Из «Записок путешествия» академика Фалька

Петропавловская крепость 55°10' северной широты и 87° восточной долготы. От Становой крепости находится в 60 верстах. Стоит на высоком правом берегу Ишима, через который здесь есть плавучий мост. Крепость является сборным местом Ишимской линии. Имеется земляной вал и ров в виде шестиугольника. В поперечнике 150 саженей. В ней находились: 1 церковь, канцелярия, казармы, цейхгауз. Вал вышиной 12 футов, с 5 воротами и башнями. На валу стояло 12 пушек. Комендант называется обер-комендантом всей Ишимской линии, гарнизон состоял в 1771 году из одной пехотной и двух драгунских рот. В крепости находятся только дома гарнизонных служителей, магазейны и проч.

Форштадт, или сам город, стоит на правом берегу Ишима. Кроме казаков и инвалидов, живет здесь по торговым делам много инородных купцов. В нем 172 двора, а жителей в 1771 году — 453 души мужского и 461 душа женского пола.

Здесь существует изрядный меновой торг со средней Киргизской Ордой. Близ крепости, на месте, окруженном рогатками, стоят в два ряда деревянные лавки, в которые летом купцы ежедневно привозят свои товары и вечером опять их увозят в город. При входе на меновой двор стоит команда солдат.

Торг со средней Киргизской Ордой такой же, как в Оренбурге с малой Ордой. Киргизцы пригоняют в Петропавловск большей частью лошадей, рогатый скот и овец. Мерных лошадей купцы могут продавать драгунской команде по 20 рублей за лошадь, как бы они им дешево не обошлись. Этот весьма выгодный торг начался в 1760 году и с того времени все больше и больше распространялся.

(«Полное собрание ученых путешествий по России», т.6, СПб., 1824)

По материалам книги «Петропавловск. Время. События. Люди.» — Петропавловск: Северный Казахстан, 2004.

Категория: