9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Бакытжан Жумагулов: ЕНТ постоянно совершенствуется

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Президент страны Нурсултан Назарбаев в своих программных выступлениях ставит задачу кардинального повышения качества образования. На ее решение нацелена и Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы, в которой, в частности, немало внимания уделяется проблемам совершенствования системы оценки знаний учащихся. Так сложилось — недаром же говорят, что сани нужно готовить летом, а телегу зимой — эта же тема вызвала большой интерес у казахстанцев в начале нового учебного года. Родители, школьники интересуются, насколько используемое в стране единое национальное тестирование (ЕНТ) соотносится с требованиями сегодняшнего и завтрашнего дня нашей школы. В связи с этим мы обратились к министру образования и науки Бакытжану Жумагулову с просьбой ответить на самые злободневные вопросы о ЕНТ.

— Бакытжан Турсынович, в обществе и СМИ идет много дискуссий по поводу ЕНТ. К примеру, говорят, что во всем мире отказываются от тестирования как метода, не оправдавшего себя. Почему же Казахстан продолжает ориентироваться на ЕНТ?

— И родители, и педагоги, и общество в целом крайне заинтересованы в том, чтобы дети получили качественное образование — это аксиома. Такие дискуссии помогают каждому глубже понять, что же такое единое национальное тестирование, насколько оно отвечает требованиям времени. И они дают пищу для размышлений при совершенствовании ЕНТ. А этот процесс идет постоянно, с первого дня его введения. Что же касается слухов о массовом отказе от тестирования в других странах, то все дело обстоит с точностью до наоборот. С каждым годом число стран, использующих тестовые методы для оценки знаний, увеличивается. С 1975 года действует Международная ассоциация по оценке качества образования, которая ежегодно «сверяет часы» по развитию тестовых технологий. И такое развитие, повторю, идет непрерывно, не только у нас, но и во всем мире. В составе ассоциации уже 80% государств земного шара, в 2007 году ее участником стала и Республика Казахстан. Иначе говоря, тестирование как форма проверки учебных достижений является сегодня неотъемлемой частью мировой системы образования.

— Есть все-таки некоторое сходство тестирования с лотереей: при определенном везении можно, заполнив клеточки случайным образом, сорвать крупный выигрыш…

— Действительно, такая проблема стояла еще на заре введения тестирования, в середине прошлого века. С тех пор учеными и практиками целого ряда стран сделано очень многое, чтобы снять данную проблему с повестки дня. Я ведь не случайно говорю о тестовых технологиях, это сегодня уже достаточно сложные и надежные системы. В них предусмотрено несколько уровней foolproof, то есть «защиты от дурака», как говорят специалисты. И поверьте, что вероятность методом «тыка» набрать приличный балл, к примеру, тот, что показывают школьники в среднем по стране, в миллионы раз меньше, чем сорвать «джек-пот» в лотерее. Это специально учитывается при разработке процедуры тестирования, теоретически и экспериментально проверяется.

Прежняя система с вытягиванием экзаменационных билетов была гораздо больше похожа на лотерею. Ведь из всего объема знаний по предмету ученику доставались всего 3–4 вопроса. Поэтому экзамен фактически не выявлял всю полноту знаний. А в ЕНТ спектр вопросов по каждому предмету намного шире, и поэтому оно дает гораздо более объективную информацию.

— На экзамене преподаватель мог требовать развернутый ответ, задавать дополнительные вопросы. Для тестирования достаточно знания только отрывочных фактов, а ведь это прямой путь к зубрежке, а не к творческому освоению всего предмета. Как же быть с содержанием вопросов?

— И эта проблема ставится совершенно правильно. Ведь если мы включим в тесты вопрос о количестве лап у кошки и в вариантах перечислим цифры от 1 до 5, то для ответа не только вполне достаточно механически запомнить цифру 4, но и просто применить житейскую логику. Разработчики тестов знают это и стараются исключать подобные вопросы. А постановка обществом данной проблемы является дополнительным стимулом к совершенствованию содержательной части ЕНТ.

Современные тестовые технологии позволяют так формулировать вопрос, чтобы для ответа надо было не просто запомнить конкретный факт, а хорошо знать целый раздел или даже несколько разделов учебной дисциплины. Но дело это очень непростое. И если мы сегодня можем сказать, что за истекшие 8 лет практически отладили формальные процедуры ЕНТ, то по содержательной части значительная работа еще предстоит.

В нынешнем году мы «вычистили» целый ряд упрощенных и чисто фактологических вопросов, добавили задания, нацеленные на оценку мышления и глубины освоения предмета. Для продолжения такой работы остро необходимо задействовать как можно больше специалистов, глубоко знающих предмет и цели его преподавания.

Мы формируем новые механизмы привлечения широкой педагогической общественности, провели первый республиканский съезд учителей математики, создается их ассоциация. То же будет по другим важнейшим дисциплинам. Такие общественно-профессиональные объединения мы будем плотно подключать не только к проработке тестовых вопросов, но и в целом к улучшению качества образования. То есть роль общества в этом деле существенно повысится.

В результате значительно снизим стимулы к зубрежке и повысим заинтересованность в глубоком изучении дисциплин — такие возможности в технологиях тестирования заложены.

— Но, искореняя зубрежку, вы не снимаете другой недостаток — жесткую ограниченность перечня предметов тестирования. Согласитесь, что это создает совершенно неравные стимулы к изучению дисциплин, по которым будет тестирование, и тех предметов, которые в тестовые списки не входят. Есть ли здесь рациональный выход?

— Вы правы, сейчас имеется определенная тенденция к тому, чтобы уже с 5–6 класса «натаскивать» детей по предметам, входящим в ЕНТ, естественно, уделяя меньшее внимание остальным. Хотя в государственных образовательных стандартах, которые школы должны неукоснительно выполнять, требования по всем предметам одинаковы. И если идет такое выборочное «натаскивание», то это прямое нарушение законодательства. Но с человеческой точки зрения такое стремление как-то понять можно, оно имеет под собой прагматичную основу. Поэтому данный вопрос также надо разрешать в ходе совершенствования ЕНТ.

Как именно — сейчас мы эту проблему прорабатываем. Возможно, перечень предметов ЕНТ будет варьироваться, что усилит мотивацию к изучению большего количества предметов. Возможны и другие варианты. И после детального научного анализа, чтобы, как говорится, «не наломать дров», они могут и должны быть учтены в ЕНТ. Кроме того, думаю, что для выпускников школы надо в перспективе оставить возможность выбора: вместо ЕНТ сдавать выпускные экзамены.

— Но есть и еще один проблемный вопрос, он также поднимается в обществе. Насколько имеющийся перечень предметов ЕНТ, даже если он в будущем станет варьироваться, позволяет вести качественный отбор абитуриентов в вузы? Ведь пятью дисциплинами никак не исчерпать весь спектр вузовских специальностей.

— Уже сейчас есть определенные механизмы, позволяющие более целенаправленно отбирать будущих студентов. Это, к примеру, выявление молодых талантов на различных олимпиадах, конкурсах и предоставление им определенных льгот при поступлении в вуз на соответствующие специальности.

Мы изучаем предложения, позволяющие более системно решить данную проблему. Одно из возможных решений — разделить тестирование на два этапа. Первый из них, национальное тестирование, будет ориентировано только на итоговую оценку за среднюю школу, а второй — на прием в вузы. Причем второй этап будут проходить не все, а только те школьники, которые желают поступать в вузы. И здесь тесты уже смогут гораздо полнее учитывать специфику вуза и отдельных специальностей. Более того, мы рассматриваем и предложения о возможном введении дополнительных испытаний при приеме в вузы — в виде творческих тестов или собеседований по профильным предметам. Думаю, уже через два-три года мы выйдем на конкретные предложения и их практическую реализацию. Возможности для этого заложены в Государственной программе развития образования на 2011–2020 годы.

Подводя итог, еще раз подчеркну — идеология тестирования как технологии оценки знаний выпускников школ и отбора абитуриентов соответствует современной мировой практике и тенденциям развития образования. Она постоянно совершенствуется, и в этом залог серьезных перспектив ее успешного применения на годы вперед. Министерство образования и науки сегодня полностью открыто для максимального учета общественного мнения по данным вопросам — педагогов, родителей, самих учащихся, институтов гражданского общества и средств массовой информации. Это серьезное подспорье и важный стимул в нашей работе.

Татьяна Евсеева

Источник: Казахстанская правда

Категория: