Бинарный урок (история + литература) по теме «Театр Древней Греции»
Оксень Н.П., учитель русского языка и литературы
Лалак Ирина Евгеньевна, учитель истории
Цели:
- обучающие: знакомство с театральной терминологией, особенностями театра Древней Греции, разновидностью драматических жанров, изучение переработанных эпизодов из комедии Аристофана «Лягушки» и трагедии Софокла «Антигона»;
- развивающие: развитие умения инсценировать драматические произведения, развитие аналитического мышления, умения высказывать своё мнение, находить соответствия, развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля, развитие навыка культуры речи;
- воспитательные: на основе материалов из античной культуры прививать уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемный,
Приёмы: беседа, фронтальный опрос самостоятельная работа поиск соответствий работа с информационными технологиями индивидуальная работа инсценирование.
Оборудование: школьная доска, компьютер, проектор, мел, тетрадь, ручка, костюмы, изображение театра Древней Греции на репродукции, иллюстрации учащихся к мифам Древней Греции, театральные программки, раздаточный материал по теме урока (сравнительная таблица, программка с пропущенным материалом, перфокарты, презентации — учителя (Приложение № 1) и учащихся (Приложение № 2, 3); музыка сиртаки (Приложение № 4), текст трагедии Софокла «Антигона» (Приложение № 5) и комедии Аристофана «Лягушки» (Приложение № 6), колокольчик.
В результате урока учащиеся смогут:
- рассказать о появлении театра, назвать не менее
3-х его особенностей; - сравнить Древнегреческий и современный театры;
- различать жанры пьес;
- проявить своё актёрское мастерство.
План урока
- Возникновение театра, его структура.
- Театральные жанры, презентации детей.
- Инсценировка трагедии и комедии и работа по ним.
- Сравнительная таблица по театрам (театр вчера и сегодня).
- Рефлексия.
- Оценки, домашнее задание.
Первый урок
Ход урока
(Приложение № 1, слайд № 1)
1. Орг.момент
Учитель истории: Хайрете, пайдес! Здравствуйте, дети!
Учитель литературы: Калой кай агатой! Прекрасные и совершенные!
Учитель истории: Ребята. У нас сегодня необычный урок, мы начали его с приветствия на греческом языке. Мы — это ваши учителя — литературы и истории и сегодня мы проводим совместный урок.
Сочетание истории и литературы на сегодняшнем уроке позволит вам всесторонне познакомиться с темой урока «Театр Древней Греции». Запишите её в тетради по истории.
Учитель литературы: Мы познакомимся с отрывком из комедии Аристофана «Лягушки " и трагедии Софокла «Антигона»; также узнаем об особенностях драматических произведений; посмотрим инсценировки эпизодов из античных пьес.
Мотивация
Учитель истории: Ребята! Вам всем хорошо знакомо слово «театр». Напишите на стикерах, которые есть на ваших партах, одно
Новая тема
Учитель литературы: Сегодня на уроке мы будем работать с театральным словариком, который приготовлен для каждого. (Приложение № 7) Первым словом в нашем словарике будет слово «театр», если мы обратимся к литературоведческому словарю, то увидим, что же обозначает слово театр. (Слайд № 2) ТЕАТР — (греч. θέατρον — место для зрелищ) — одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю посредством действий группы актёров Запишите каждый в свой театральный словарик значение слова «театр».
Учитель истории: Театр возник в Древней Греции более 2500 лет назад. Он возник из весёлых сельских праздников, которые справлялись весной и осенью в честь бога Диониса — покровителя виноградарства и виноделия и назывались — Великие Дионисии. (Приложение № 1 Слайд № 3) Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново. Во время этих праздников греки пили молодое вино, устраивали весёлые шествия по улицам деревень и городов, водили хороводы и разыгрывали сценки из жизни самого весёлого из богов. В одном из греческих мифов говориться о том, что Дионис странствует по всей земле, не один, а окружённый толпой сатиров. (Слайд № 4) Сатиры — неизменные спутники Диониса. Это лесные боги с козлиными рогами, лошадиными ушами, хвостами и копытами. В честь бога Диониса сатиры поют хвалебные песни — дифирамбы. Предводитель сатиров назывался корифей, позже и главного в хоре называли корифей.
Учитель литературы: Давайте запишем значение новых слов в словарик. (Слайд № 5) Дифирамбы — хвалебные песни. Корифей — предводитель сатиров, позже и главного в хоре называли корифей. Сегодня корифеем называют выдающихся деятелей науки и культуры, а «петь дифирамбы» стало крылатым выражением и означает непомерно прославлять
Учитель истории: Участники празднеств надевали на себя шкуры козлов, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками, чтобы походить на лесных сатиров, спутников Диониса. Поскольку эти праздники были популярными и любимыми, то правитель Писистрат решил сделать их государственными и 27 марта 534 года
Учитель литературы: Продолжаем заполнять театральный словарик. (Слайд № 11) Театрон — это места для почётных зрителей. Орхестра — круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры и хор. Скене — пристройка, примыкавшая к орхестре. К её стене прикрепляли полотнища, изображавшие то вход во дворец, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актёров.
Учитель истории: Театр Диониса в Афинах вмещал 17 000 зрителей, а в Эпидавре — 30000. Вход был платный. (Слайд № 12) За вход в театр брали небольшую плату. Билет был из свинца или обожженной глины. На билете видны буквы. Буквой указывался один из секторов (клиньев) Мест не было, можно было занять любое место, начиная со второго ряда. Почему со второго ряда?
Учитель литературы: По закону Перикла были введены «зрелищные деньги» — феорикон, которые раздавали бедным гражданам для посещения театральных зрелищ. (Слайд № 13) Запишите в словарик значение слова феорикон. Феорикон — «ЗРЕЛИЩНЫЕ ДЕНЬГИ».
Учитель истории: Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр ещё до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками, фляжку с вином, тёплый плащ, подушечку. Как вы думаете, зачем грекам нужна была подушечка? Что касается публики, то большую часть зрителей составляли мужчины — граждане и приезжие греки. Женщины, постоянно занятые домашними делами, посещали театр значительно реже мужчин. Рабы попадали в театр только в качестве слуг, сопровождавших своих господ.
Учитель литературы: Зритель был наивен и впечатлителен. Несчастья героев трагедии заставляли его рыдать. Если актёр высказывал благородные мысли, раздавались нескончаемые аплодисменты. И наоборот, безнравственным и подлым героем спектакля возмущались так сильно, что переставали отделять актёра от роли. Однажды, когда герой трагедии сказал, что деньги ценнее совести, все зрители набросились на актёра. Автору трагедии пришлось вмешаться и успокоить публику сообщением, что мошенник будет наказан в конце спектакля. Если зрители были недовольны, они свистели и стучали сандалиями.
Бывало и хуже: если автор уж очень не нравился, его оскорбляли, бросали в него виноградом, оливками и даже камнями. Занавеса не было, действие разыгрывалось без антрактов,
Учитель истории: Ребята. Не забывайте заполнять таблицу, получив новую информацию. Представления давались один раз в год. Длились они с утра до вечера в течение
Учитель литературы: В спектакле играли обычно три актера. (Слайд № 14) Актерами были только мужчины. Они же исполняли и женские роли. Актеры носили длинные одежды и обувь на большой платформе, она называлась — котурны. (Слайд № 15) Записываем в театральные словарики значение слова котурны. Котурны — это специальная деревянная обувь.
Учитель истории: Огромные размеры театров привели к необходимости использовать маски. (Слайд № 16) Черты лица актёра зрители просто не смогли бы разглядеть. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Действие сопровождалось хоровым пением и музыкой.
Учитель литературы: У нас сейчас импровизированная музыкальная пауза — физкультминутка: МУЗЫКА — СИРТАКИ — ТАНЦУЕМ (Приложение № 4)
Учитель истории: А теперь, давайте проверим, как вы заполнили 2. (Слайд № 17)
Учитель литературы: Ребята, кто из вас был в театре? Что вы там смотрели?.. Спектакль. Любой спектакль ставится по пьесе. Что такое пьеса? (Слайд № 18) Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене. Записываем в словарик значение слова «пьеса». Рассмотрим структуру пьесы. (Слайд № 19) Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, содержащие обозначение места действия, особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения
Учитель истории: Больше всего греки ценили трагедии, почитавшиеся ими выше, чем комедии. Ведь они не просто развлекали зрителей, а учили их тому, что добро обязательно побеждает зло, а честность и порядочность всегда ценятся выше, коварства и предательства. В трагедиях сталкивались высокие чувства, кипели страсти, решались нравственные проблемы. Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность и доброту, любовь к родине и готовность пожертвовать ради неё и этих идеалов своей жизнь Почему именно этим качествам авторы пьес уделяли особое внимание? Где и когда греки смогли проявить эти качества?
Учитель литературы: Давайте познакомимся с древнегреческими авторами. Так как многие из вас умеют делать презентации, сейчас мы посмотрим работу некоторых из вас.
Презентации
(Приложение № 2, 3)
На следующем уроке мы ближе познакомимся с творчеством Аристофана и Софокла.
Учитель истории: Откройте учебники на странице 179, давайте рассмотрим иллюстрации, расположенные на всех последующих страницах, рассказывающие нам о театре Древних греков.
Второй урок
(Учащиеся, участвующие в инсценировке, переодеваются в костюмы)
Учитель истории: Ребята! Нам сегодня очень повезло! Мы достали билеты в театр, да не в простой, а в Древнегреческий. Чтобы не ударить в грязь лицом, мы должны хорошо разбираться в театральных терминах. Давайте посмотрим наши театральные словарики и ещё раз повторим слова, с которыми познакомились на первом уроке (работа со словариком).
Учитель литературы: Пришло Время посмотреть инсценировки из пьес древнегреческих авторов. У вас на столах лежат Программки, (Слайд № 22), но в них потеряна информация. Вам необходимо её восстановить, определить жанр пьесы (комедия, трагедия), вспомнить название, указать действующих лиц и определить соответствует ли постановка всем правилам древнегреческого театра? Итак, вашему вниманию предлагается инсценировка первой пьесы, но вы должны не только посмотреть представление, а ещё и заполнить пробелы в программке. Уважаемые зрители! Прозвенел третий звонок. (КОЛОКОЛЬЧИК) Просим соблюдать тишину. Инсценировка
Закрепление
Учитель истории: Скажите, пожалуйста, какую пьесу иллюстрирует этот слайд? (Слайд № 23) А теперь проверим ваши театральные программки. (Слайд 24) Придерживались ли наши актёры в
Учитель литературы: На уроках литературы мы знакомились с мифами древней Греции, давайте вспомним и назовём некоторые из них. На основе мифов создавались трагедии, и сейчас один из вас прочитает нам отрывок из трагедии о Прометее. (Чтение отрывка. Приложение № 8)
Учитель истории: В течение урока мы заполнили с вами вторую колонку нашей таблицы, записывая особенности древнегреческого театра. А теперь давайте сравним современный театр с Древнегреческим, используя вопросы из первой колонки.
Примерный вариант заполнения таблицы. (Слайд № 27)
Учитель литературы: Мы говорили о том, что театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине, готовность к самопожертвованию. А как вы думаете, какие качества в людях должен воспитывать современный театр? (Честность, Любовь к Родине, доброту, милосердие, уважение к окружающим)
Итог урока
Рефлексия
На доске: Театр — комедия — трагедия.
Учитель истории: Давайте подведём итоги нашего урока и немного поиграем.
Распределите слова, которые есть у вас на партах, в соответствии с названием колонки, объяснить выбор колонки. (Дети выходят к доске и распределяют слова)
Примерное распределение слов (может быть и другой вариант).
театр | комедия | трагедия |
котурны | Аристофан | Софокл |
маски | Лягушки | Антигона |
скене | Птицы | Прометей |
Перфокарты
Учитель литературы: Подошло время ваших любимых. (Слайд № 28)
Учитель литературы: Под какими номерами были отрицательные ответы? (№ 3, 8) (Слайд № 29)
Оценки за урок
Учитель литературы:
Учитель истории:
Домашнее задание
(Слайд № 30)
Учитель истории: На основе любых сюжетов из истории Древней Греции написать пьесу (комедию или трагедию) и красиво оформить.
Учитель литературы: Работу выполнить до 10 марта.
Учитель истории: Интервью у учащихся о впечатлениях от урока.
- 15685 просмотров