9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Бинарный урок казахского языка и литературного чтения «Моя Родина — Казахстан»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Токушева Тарбия Сарыбаевна учитель казахского языка,
Коновалова Людмила Владимировна учитель начальных классов ЧУ «Средняя школа в честь прп. Сергия Радонежского» г. Петропавловска СКО

Токушева Тарбия Сарыбаевна Коновалова Л.В.

Цель: Показать, как можно общаться на 2 языках и понимать друг друга; развивать творческую деятельность учащихся; Учить детей читать между строк, уметь увидеть главное, устроить дискуссию, доказательства своими доводам; развивать речь учащихся; прививать любовь к своей Родине, своему народу.

Оборудование: Магнитофон, кюй (чтение стихов под музыку) фото казахских поэтов, пословицы на казахском языке.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Слова учителя

Тарбия Сарыбаевна — Құрметті оқушылар, ұстаздар! Бугінгі сабақтың тақырыбы «Сұлтанмахмұт Торайғыров» жене «Менің Отаным Қазақстан». Қазақстан Республикамыз көп ұлтты мемлекет. «Қазақстан Республикасының Конституциясында». Тіл туралы заң бар, оның 7 бабында жазылған — мемлекеттік тіл — қазақ тілі, сондықтан әр азаматтың паразы қазақ тілін білуге.

Людмила Владимировна — Дорогие ученики, учителя! Тема сегодняшнего нашего урока, «Моя Родина — Казахстан» Эта неделя посвящена «Недели языков народов живущих в Казахстане» В Конституции Р. К. В 7 статье Закона о языках говорится, что Государственный язык — это казахский язык (Показываю конституцию). Поэтому каждый гражданин Р. К. должен знать казахский язык. А русский язык — это язык межнационального общения.

(Чтение стихотворения под музыку)

Ана тілің — араң бұл,
Ұятың боп тұр бетте.
Өзге тілдің бәрін біл,
Өз тіліңді құрметте!

Цвети, земля моя из века в век
Ты нам опора, ты нам мать родная.
Пусть будет счастлив человек
Под мирным небом Казахстана
Я люблю тебя мой Казахстан! Люблю.
Пусть и горе, и печаль на плечах лежат.
Я смог тебя поднять, мой Казахстан
Я отец, и мой брат.

1. Мұғалім:

— Балалар? Біз қай Республикада тұрамыз?

— Қазақстан Республикасында тұрамыз

— Дұрыс, Ендеше біздің бүгінгі

— Сабақтың тақырыбы; Менің Отаньм Қазақстан.

2. Біріншіден жаңа сөздермен танысамыз

Отан — Родина
Мемлекет — государство
Ту — знамя, флаг
Үлтаралық — международный
Елтаңба — герб
Әнұран — гимн
Астана — столица
Рәміздер — символ

1) Оқушыларды жаңа сөздермен таныстарып, аудару

2) Сөздерді дұрыс айтуға, сауатты жазуға дағдыландыру

a) Мұғалім мәнерлеп оқиды
b) Оқушылар дауыстап қайталайды
c) Оқушылар тізбекпен оқиды

3. Лексикалық тақырып

1. Ту                   Нұрсүлтан       Астана
2. Елтаңба          Әбішұлы         қаласы
3. Әнұран           Назарбаев

4. Мәтін бойынша жұмыс

Менің Отаным Қазақстан

Біздің Отанымыз — Қазақстан

Қазақстанның ез туы, елтаңбасы, әнұраны бар.

Қазақстанның жаңа астанасы — Астана қаласы.

Қазақстанда мемлекттік тіл — қазақ тілі, орыс тілі — ұлтаралық тіл.

Қазахстан Республикасының Президенті — Нұрсұлтанл Әбішұлы Ңазарбаев. Қазақстан — үлкен мемлекет

  • Мәтінді мәнерлеп мұғалім оқиды
  • Оқушылар тізбекпен мәтінді оқиды
  • Аударады
  • Сұрақтарға жауап береді
  • Орыс тілінде баламасын табу

— Наша Родина; свой флаг; новая столица; государственый язык; межнациональный язык; большое государство.

— О чем рассказывает поэт? Что он любит?

(О родной земле, о своей любви к народу)

2 Учитель: Известный поэт Султан Махмут Торайгыров также рассказал о своих чувствах к родному краю.

Поэт родился (1893 — 1920г), прожил 22 года. Родился в районе позже это Павлодарская область, в семье скотовода. Отец был бедным кочевником, знал грамоту. Мать умерла. когда ему было 1 год. Он полной чашей испил сиротскую долю. Безрадостное полуголодное детство — вот, что он видел. Но грамоте выучился у отца, а потому Муллы. Учился в духовной семинарии, полюбил русский язык читал Пушкина, Лермонтова. Позже он оставляет учебу, т. қ. голод подорвал здоровье, он заболел туберкулезом и уехал в аул учить детей. Хотел открыть школы, но богатые сородичи отказались ему помогать. Работал в журнале, писал стихи, романы, говорил, — «Хочу творить доброе дело на благо народа» — это говорит о любви к своему народу.

— Сегодня мы знакомимся со стихотворением С.М. Торайгырова «Я стану человеком»

— Подумайте, что значит для поэта «стать человеком», «исполнить свой долг»

• чтение учителем.

— Понравилось стихотворение?
— Что значит для поэта «стать человеком»?

• 2 чтение про себя, подготовка к осознному чтению.
• ответы на вопрос № 5.
• чтение вслух (3 ученика по 4 строчки)
• чтение по 4 строчки

— О чем эти строки? Как надо читать?

• Ответы на вопросы № 3 и 1.

— В каких строках поэт высказал главную цель своей жизни?

• выразительное чтение

— Как сложно назвать это стихотворение?
(посвящение)

— Где бы мы не были всегда должны помнить о своей Родине; а если требуется — поддержать свой народ, помочь. Таких примеров много, когда в трудную минуту поддержать свой народ приезжали из-за рубежа наши соотечественники (Ростропович и др.)

— А от нас с вами главное учеба. Почему учеба? «Получить образование и пойти дальше в науку, в искусство и просто стать хорошим человеком». «Ну, раз мы и живем в Казахстане, то своим трудом хорошими знаниями мы будем прославлять свою Республику».

— А какие вы стихи знаете о Казахстане?

Казахстан, как гордо звучит Это слово.

СВОБОДНЬІЙ, НЕЗАВИСИМЫЙ, СУВЕРЕННЫЙ

И как я произношу это звучное слово, мне кажется, что я стою посреди степи и смотрю на бесконечное небо. От яркого ослепительного солнца щурю глаза. Я ясно представляю себе серебристые переливы ковыля, вдыхаю горький запах полыни, я даже чувствую, как дует знойный ветер, и все это сливается в одну музыку.

(2 ученика читают стихотворения «Мой Казахстан» Жубана Молдагалиева)

5. А сейчас проведем игру «Аудармашы», «Переводчик»

Тарбия Сарыбаевна — Ребята, мы с вами сегодня на двух языках говорили о своей республике, о великом казахском поэте С. Торайгырове и о его знаменитом стихотворении. Я беру слово из стихотворения на русском языке, а вы его переводите на казахский язык.
Меня — мені; дело — іс; сердце — жүрек; народ — халық: тебя — сенің;
мои отец — әкем; языка казахского звука — қазақ тілінің әуені; і; путь, дорога — жол; учение — оқу; наука — ғалым.

III. Обобщение

— О чем мы, люди, должны помнить, живя в таком многонациональном государстве?

Вывод: У нас большая планета Земля, надо всем дружить и мирно жить (обращаю на портрет С. Муканова, перевожу с казахского на русский язык пословицу) «Слово-самое дорогое богатство народа»

IV. Итог

— Что вам понравилось на уроке?

— О чём урок заставил вас задуматься?

— Что нового узнали на уроке?

— Стихотворение

«С праздником»
С праздником, друзья!
Цвети, земля моя, из века в век.
Ты нам опора, ты нам мать родная.
Пусть будет счастлив человек
Под мирным ясным небом Казахстана

V. Оценки

VI. Домашнее задание: Стихотворение наизусть, написать ЭССЕ «Люблю тебя мой Казахстан»

Категория: