Честь, долг и Родина
Нейман Марина Николаевна
«Философия урока»
Тему урока я выбирала долго. Действительно, как заинтересовать ребят в том, что очень серьезно и может быть очень сложно для понимания?
«Долг, честь и Родина» Это урок обобщения по истории России.
Главный вопрос: «Как сделать главное интересным? Как же научить осмысливать, думать, понимать вещи и для взрослых порой сложные?
И ответ нашелся: «Научить учиться не для того, чтобы оценку получить, а для того, чтобы понять». Вот она главная философия. Для этого нужно выбрать оптимальную технологию, правильно выбрать метод и средства обучения. Самой оптимальной технологией оказалась «обучение в сотрудничестве» (обучение в малых группах, метод проектов и разноуровневое обучение). Ребята по желанию определились в группах. Заранее были получены задания. И они — как маленькие историки — стали по источникам создавать панораму героического прошлого нашей страны.
Цели:
- Создать панораму героического прошлого восточных славян, русских и других народов нашего отечества. Обобщить факты героической борьбы народов нашей страны с иноземными захватчиками.
- Формировать у учащихся умение мысленно воссоздавать образы людей далеких эпох, восстанавливать силой воображения близкие к действительности картины исторических событий.
- Показать значимость изучения отечественной истории, донести до учащихся понимание нравственного подвига людей, которые были верны своим идеалам и отстаивали их даже ценой собственной жизни.
Основные понятия:
- Иноземные захватчики, боевые традиции, военное искусство, патриотизм, долг, честь, Родина.
План:
- Борьба против агрессии немецких и шведских рыцарей.
Монголо-татарское нашествие.- За землю Русскую (против польских и шведских феодалов XVII в.)
- Память о Великой Отечественной войне.
- Россия и мы сегодня.
Эпиграф урока «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно» (
Ход урока
Настоящее бывает следствие прошлого, чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее. (
Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее.
Историческая память — великая сила, нравственная, культурная. Нынешнее поколение русских людей должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками.
И сегодня мы с вами отправляемся по страницам боевого прошлого нашей страны, где вспомним (память) подвиг борцов против иноземных захватчиков. Попытаемся воссоздать панораму героического прошлого восточных славян, русских и других народов нашего отечества. Говорить мы будем о долге, чести и Родине.
1-я страничка
Много ли прошло, мало ли времени, как напали на Русь недруги с
Борьба с агрессией немецких и шведских феодалов.
Творческие сообщения учащихся.
Классу предлагается по карте проследить ход борьбы и назвать места основных сражений с немецкими и шведскими феодалами.
2-я страничка
Русский человек миролюбив, добр, душевен, отзывчив. Но всегда готов дать решительный отпор любому посягательству на свободу и территориальную целостность своей Родины. И мы попадаем с вами на следующую страничку нашего журнала: борьба с
Творческие сообщения учащихся (из летописей).
Ребята вспоминают нашествие на Рязанскую землю, 1380 — победа на Дону, рассказ о князе Дмитрии Ивановиче, который был прозван Донским.
3-я страничка
Часто приходилось отбиваться Русскому государству то с юга, то с запада, то с
Устное творческое сообщение учащихся + музыкальная композиция «За землю русскую».
Ребята начинают свои сообщения отрывками из поэмы К. Рылеева «Иван Сусанин»
4-я страничка
Война всегда страшна. Война — это невозвратимые потери, гибель людей, человеческое горе и Человек с большой буквы, которого мы помним. Памяти павших в годы Великой Отечественной войны посвящается следующая страничка нашего журнала.
Творческое сообщение учащихся + музыкальная вставка («Священная война»)
Но на этом наш журнал не заканчивается. Дописывать его будете вы — молодое поколение. И такая запись уже началась.
Видеоклип: Кто такой защитник Родины? Что такое долг и честь?
Ребята это видеосюжет снимают самостоятельно о своих родителях, братьях, знакомых и проводят небольшой социологический опрос разных поколений «Что такое долг и честь?»
Слово учителя:
Ребята, а почему
Родина, понятия долг и честь живы в нас. Мы будем передавать их из поколения в поколение, несмотря на то, что сейчас трудно материально и духовно, думается, что Россия
Сейчас время задуматься и нам, и молодому поколению: почему, зачем страдаем мы, Россия? Ведь не понятие Родина бывает хорошим, славной ее делают люди.
А закончить урок хочется словами Юлии Друниной из стихотворения «Родина».
- 12180 просмотров