День знаний «Мой Казахстан — мое будущее»
Ивашина Юлия Александровна, учитель начальных классов Мосина Лариса Юрьевна, учитель начальных классов |
2-й класс
1. Индуктор
Звучит песня «Чему учат в школе». Дети по желанию поют песню.
Скажите, о чём эта песня? (О школе.)
На доске появляется слово ШКОЛА.
Какие ассоциации возникают у вас при слове ШКОЛА? (Выслушивается мнение желающих, если прозвучит слово «Мама», появляется слово МАТЬ, если прозвучит слово «Папа», появляется слово ОТЕЦ.)
2. Социализация
Если слова «Мама» и «Папа» не прозвучат, то задаётся вопрос: Кто привёл вас в школу, кто переживает все ваши удачи и неудачи? (Папа и мама.)
На доске слова МАТЬ ОТЕЦ.
Хорошо. Но почему я написала именно официально, мать и отец? Когда, в каких ситуациях мы используем именно слова «Мать» И «Отец»? (Выслушивание предположений.)
Я предлагаю вам послушать стихотворение.
- И поля цветут, и леса шумят, И лежат в земле груды золота. И во всех концах света белого Про тебя идёт слава громкая.
Как вы думаете, о чём это стихотворение? Послушайте продолжение:
- И уж есть за что, Казахстан родной, Полюбить тебя, назвать матерью.
Почему поэт называет Казахстан матерью?
На доске появляется пословица: Одна у человека мать, одна у него и родина.
На доске появляется слово РОДИНА
Какие ещё пословицы о Родине вы знаете?
- (Нет в мире краше Родины нашей. Всякому мила своя сторона. Везде хорошо, но милее Родины нет. На чужой стороне и весна не красна. Родная сторона — мать, чужая — мачеха.)
Как называется наша Родина? (Казахстан.) Родиной мы зовём его потому, что мы здесь родились, и всё здесь для нас родное. Матерью — потому что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами.
А как можно Казахстан назвать
На доске появляется слово КАЗАХСТАН
Каждому человеку нашей страны дорог Казахстан, его история, его символы. Какие символы страны вам известны? (Ответы детей.)
Догадайтесь, о каких символах страны идёт речь:
- Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов.
- Эмблема государства, города. Сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
- Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.
Обращается внимание на Государственные символы.
- На знамени орел несет светило, А в середине герба — шанырак. Так в современном мире наша сила. И в давней дружбе — долгожданный знак.
«В некотором царстве, в некотором государстве
Как можно одним словом назвать правила, которые все должны выполнять? (Законы.) Кто знает, как называется основной закон страны? (Конституция.)
На доске появляется слово КОНСТИТУЦИЯ
Что вы знаете о Конституции?
Слово «Конституция» обозначает «устройство», «установление». Конституция состоит из двух направлений. Посмотрите на ребус и расшифруйте его:
Что такое права? (Это действия, которые мы вправе выполнять, получать.)
А как будут называться действия, которые нам нужно выполнять безусловно, не смотря ни на что?
Арифметическое действие: образ — раз + язык — ык + ан + новости — во (обязанности).
На доске появляются слова ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ
Я вам зачитаю стихи, а вы мне попробуете сформулировать право.
- Только ты на свет родился, право первое твоё Получи, чтоб им гордиться ИМЯ личное своё. (Право иметь своё имя, не называть никого по кличке.)
- Очень трудно самому жить на свете одному. Правом с МАМОЙ жить и ПАПОЙ пользуйтесь везде, ребята. (Право жить в семье, иметь семью, право на неприкосновенность семьи.)
- Я росточком недоволен, и пока не так силён, Но НЕ СМЕЙ МНЕ ДЕЛАТЬ БОЛЬНО! — есть у нас закон такой. (Право на защиту от посягательств на честь и репутацию.)
- Если жар, всё тело ломит и совсем не до игры, То ПОЗВАТЬ ВРАЧА НА ПОМОЩЬ тоже право детворы. (Право на врачебную помощь.)
- Чтоб с наукой подружиться, с книжкой маленькой в руке Правом пользуюсь УЧИТЬСЯ НА РОДИМОМ ЯЗЫКЕ. (Право на обучение на родном языке.)
- Подросла, взяла я книжки и пошла во второй класс. В ШКОЛУ ХОДЯТ ВСЕ ДЕТИШКИ — это право есть у нас. (Право на обучение.)
- Будь ты слабым или сильным, белым, чёрным всё равно. Ты родился БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ — это право всем дано. (Равные права, независимо от цвета кожи, вероисповедания, состояния здоровья.)
Скажите, какие ещё права граждан вы знаете?
Я назову сказку, а вы скажете, какие права героев этих сказок нарушены. («Золушка» — право на свободу, «Волк и семеро козлят», «Колобок» — посягательство на жизнь, «Дюймовочка» — право на семью, «Заюшкина избушка» — право на собственность.)
Теперь предлагаю вам поговорить о наших обязанностях, ведь мы не только вправе
- Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
- Сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам;
- Защита Республики Казахстан — священный долг и обязанность каждого гражданина;
- Каждый гражданин республики обязан трудиться на благо Родины;
- Каждый гражданин обязан учиться и получить среднее образование.
В ходе работы получается схема:
Посмотрите, мы начали наш разговор о школе и снова вернулись к школе. Наша самая главная обязанность — учиться. Зачем нам нужно учиться? (Ответы учащихся, при ответе чтобы приносить пользу Родине, государству, учитель подводит итог: всё, что мы с вами делаем, должно быть направлено только на хорошее, на процветание нашей молодой Республики)
Я прочитаю вам одно сказание
— Что вы видите на доске?
Да, вы правы, это контур нашей республики. Но вы видите, что он безликий, не такой, как описывают его в сказании. Чего не хватает? (Ответы детей.) В ваших руках — возможность наполнить содержанием этот контур.
Каждая группа получает по конверту с одной из природных зон. (Природная зона представляет из себя часть по одному краю напоминающую контур карты Казахстана, с другого края пазл, выкрашенная в нужный цвет, в конверте так же находятся символические рисунки животного мира данной природной зоны.) Задание: на данную территорию нанести животный и растительный мир Казахстана. По окончании работы соотнести данные аппликации с картой Казахстана, которая нарисована на ватмане. Получается своеобразный коллаж, в котором приняли участие не только все учащиеся, но и
Аппликационная работа происходит под музыкальное сопровождение, патриотического содержания.
3. Рефлексия
Что вы интересного узнали? Что для вас было важным? Что для вас было новым, неизвестным?
Заключение
- Вы молодое поколение нашей республики. Вы хотите жить в правовом государстве?! Так сделайте все, чтобы жизнь вокруг вас была справедливой. Соблюдайте и чтите законы РК.
Каждый ребёнок получает свидетельство о том, что он прошёл начальный курс по правам и обязанностям гражданина Республики Казахстан.
- 19423 просмотра