9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Детско-родительское мероприятие «Шаги навстречу друг другу»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Якимова Ирина Ивановна
руководитель Психологической службы Первой гимназии
Балтабаева Алина
ученица 10 «А» класса Первой гимназии
Якимова Ирина Ивановна, руководитель психологической службы Первой гимназии

Форма проведения собрания: круглый стол с «рамкой».

Форма выбора объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, сформулировать общий вывод по обсуждаемой проблеме, что помогает формировать общее воспитательное поле вокруг ребенка.

Цели:

  • содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания;
  • способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.

Задачи:

  • Формирование умения понимать друг друга на вербальном и невербальном уровне;
  • Развитие умения чувствовать группу и отдельных ее членов, доверять;
  • Развитие эмпатии и самосознания;
  • Раскрытие внутренних резервов для развития

Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация по ходу собрания, стикеры 4 цветов, английские булавки, листы бумаги для записи, ручки, ватман с «эмоциональным термометром».

Организация пространства:

  1. Встреча проходит в учебном кабинете.
  2. Столы расставлены полукругом и ориентированы на главный стол, за которым сидит психолог. Справа от ведущего располагается классный руководитель.
  3. На столах для родителей чистые листочки, ручки, карандаши.
  4. Родители /законные представители/ рассаживаются за столами произвольно.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Проведение анкетирования детей (уровень тревожности, Блиц-опрос) и родителей (стиль семейных отношений, Блиц-опрос).
  2. Подготовка приглашений на собрание для родителей и детей.
  3. Расстановка мебели в кабинете.

Ход собрания

1. Каждый из участников детско-родителького мероприятия получает бейждик в виде следа, на котором необходимо написать свое имя.

2. Классный руководитель представляет участников круглого стола.

3. Психолог благодарит родителей и детей за то, что они нашли время для встречи и говорит о причинах выбора и актуальности такой формы работы как круглый стол с «рамкой», сообщает о цели нынешней встречи.

— Сегодня у нас с вами необычная встреча, на которой собрались все вместе родители, наши дети и классный руководитель для того, чтобы вместе попробовать сделать несколько шагов навстречу друг другу, лучше понять, что каждый из нас чувствует, чем любит заниматься, чем гордиться и т. д.

В определенный возрастной период мы на какое-то время, как нам кажется, начинаем хуже понимать друг друга. Родители находятся на одном полюсе, их повзрослевшие уже не дети, а подростки на другом. И это расстояние, к сожалению, не уменьшается, а все увеличивается и увеличивается. Давайте сегодня попробуем сделать несколько шагов навстречу друг другу, ведь и одной и второй стороне, бесспорно, хочется, чтобы придя домой, в нем царил мир и гармония, чтобы это было то место, где тебя принимают таким, какой ты есть.

Разминка «Ассоциации»

Ведущий называет исходное слов «Семья», следующий называет ассоциацию на это слово, следующий — на слово-ассоциацию предыдущего и т. д. по принципу «снежного кома»

Анализ делается по преобладанию знаковых ассоциаций.

— Отношения в семье можно представить в виде формулы: СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).

Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом — общее развитие ребенка.

Упражнение № 1. «Одинаков ли взгляд на вещи у детей и родителей?» (Дж. Кuнчер)

Посмотрите на фигуры и напишите, что это, по-вашему, такое?

Выслушиваются по очереди ответы детей и родителей. Ответы группируются по категориям, размещая их на доске:

  • вещи (одежда, украшения)
  • предметы домашнего обихода (мебель, посуда)
  • растения
  • игрушки
  • насекомые, животные
  • спортивные предметы
  • природа
  • строение
  • еда
  • механизм
  • геометрическая фигура
  • другое

Сравнить детей и родителей по тому, какие категории они предпочитают.

Вопросы для обсуждения полученных результатов:

  • Как опыт обращения с предметами повседневного обихода может сказываться на восприятии этих фигур?
  • Чем еще можно объяснить различия в их восприятии?

— Этот эксперимент напоминает о том, что на один вопрос может быть несколько правильных ответов. Или может быть несколько правильных восприятий одного и того же явления. Каждый человек придает окружающим вещам свой смысл. Вывод. Во что превратилась бы жизнь, если бы все воспринимали окружающее совершенно одинаково?!

— Наше первое упражнение наглядно доказало, что между детьми и родителями существует некое непонимание. Различия между поколениями — это различие между людьми, родившимися в разное время. Эти различия так же универсальны, как и возрастные отличия.

Общество — это смена, преемственность поколений. Степень межпоколенных различий зависит от темпов социально-исторического развития. Преемственность поколений всегда избирательна: то, что соответствует изменившимся условиям, отвергается или изменяется.

Разность поколений связана и с возрастными особенностями подростков, их родителей, бабушек и дедушек. Подростки обладают той жажды новизны, которая не свойственна людям в зрелом и пожилом возрасте. Подросток занимает промежуточное положение между миром взрослых и детей. Главным новшеством подросткового возраста является чувство взрослости у подростков. Это противоречивое чувство; вместе с этим одной из важных потребностей подросткового возраста является стремление к независимости от контроля и опеки старших.

— Сегодня мы попробуем найти точки соприкосновения. И для начала обозначим проблему: уточним, в каких аспектах взаимоотношений родителей и детей на самом деле существуют разногласия.

Блиц-опрос

Участникам встречи раздаются жетоны (кусочки цветной бумаги, вырезанные кружки и т. д.). Выставляются пластиковые стаканы с номерами двумя линиями: для детей и родителей

Зачитываются вопросы и по очереди варианты ответов для детей и родителей. Нужно дать ответ «ДА» или «НЕТ».

Если «ДА», то в пластиковый стакан (0,5) с номером вопроса бросается жетон.

 
Для родителей
Для детей
1. Самостоятельность Ваш ребенок растет самостоятельным, инициативным, способным к принятию важных решений. Ты считаешь себя самостоятельным, сам проявляешь инициативу в делах, принимаешь важные решения.
2. Степень защищенности Вы всегда защищаете своего ребенка, даже если он не прав. Ты полностью уверен в том, что твои родители всегда тебя защитят.
3. Доверие Вы полностью доверяете своему ребенку и уверены в том, что у него нет от вас тайн. Всегда ли ты говоришь правду родителям.
4. Совместное времяпровождение Вы мало времени проводите со своим ребенком. Ты хочешь чаще общаться с родителями.
5. Похвала Вы всегда хвалите ребенка за его успехи. Родители всегда замечают твои успехи и не забывают похвалить тебя.
6. Степень ответственности Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами, проститутками. Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами, проститутками.
7. Критика Вы часто критикуете ребенка, делаете ему замечания. Ты слышишь в свой адрес только одни упреки и замечания.
8. Организация досуга Вы позволяете своему ребенку выбирать себе друзей и проводить свободное время по его усмотрению. Ты сам выбираешь, с кем тебе дружить и как проводить свободное время.
9. Семейные обязанности Вы считаете, что Ваш ребенок недостаточно помогает Вам в семейных делах. Ты считаешь, что у тебя должно быть больше свободного времени.
10. Любовь Вы часто говорите ребенку, что любите его. Ты хочешь чаще слышать, что родители тебя любят.

Обсуждение результатов.

Давайте посмотрим на результаты.

Совпадения по вопросам, связанным…..

Расхождения….

— Следующие наши упражнения — это своеобразные шаги навстречу друг другу.

Упражнение № 2 «Письмо»

— Очень часто в нашем стремительно развивающемся мире мы не всегда находим время, чтобы подумать о себе, о своих близких. Мы сейчас вам предлагаем написать небольшое послание, состоящие из 7 предложений, начинающихся с местоимения «Я».

Все эти послания опускаем в почтовый ящик, но, к сожалению, мы их забыли подписать — не отметили на них ни адресата, ни автора письма. Сейчас мы попробуем разобраться, кто же был автор письма — чей родитель его писал или чей подросток.

Поочередно происходит чтение писем, по которым подростки угадывают в них своих родителей, а те наоборот своих детей.

— Итак, мы сейчас незаметно для себя сделали ПЕРВЫЙ ШАГ навстречу друг другу (на слайде появляется название первого шага). В этом нам помогло «Взаимопонимание».

Упражнение № 3 «Какие МЫ»

— В предыдущем шаги, мы увидели какие мы разные, что иногда нам не хватает времени, чтобы лучше понять тех людей, которые рядом с нами. Сейчас мы попробуем узнать, как мы видим друг друга.

Вопросы друг другу — «Какие у нас родители?» — детям — «Какие у нас дети? Кто больше сможет назвать характеристик друг друга.

— Вот мы и сделали 2-ой ШАГ по направлению друг к другу, как оказалось очень интересные люди нас окружают! В этом нам помог положительный настрой друг на друга или «Безусловное принятие».

— Установлению тесных взаимоотношений с родными людьми способствуют и следующие моменты:

Привязанность — чувство близости, основанное на привязанности, симпатии.

Самораскрытие — это обнаружение сокровенных переживаний и мыслей перед другим человеком.

Преданность — поскольку двое доверяют друг другу, они свободно открывают свои сокровенные тайны, мир фантазий, делятся жизненным опытом, не требуя ничего взамен, кроме радости общения.

Бескорыстность — подлинные друзья с готовностью оказывают помощь даже в тех случаях, когда не может идти речь ни о какой компенсации. Желание «дарить» выступает как глубокая внутренняя потребность.

Упражнение № 4. «Эмоциональный термометр» (автор метода психолог ГА. Цукерман).

Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть своими чувствами, надо познакомиться с собственным эмоциональным устройством. Изменить собственное состояние, настроение, эмоцию можно, посмотрев на себя со стороны. Вот как выглядит «эмоциональный термометр».

Если на вопрос: «Присутствуют ли в ваших отношениях с детьми (с родителями) следующие отношения, вы можете ответить «Конечно, да», то кружок соответствующего цвета нужно поместить на шкалу термометра.

Все присутствующие размещают разноцветные стикеры на изображении эмоционального термометра. Ведущий озвучивает результаты: какие отношения присутствуют в достаточной степени, какие нужно развивать и т. д.

— Надо помнить, что в человеческих отношениях нет ничего окончатeльнoго, они живут, изменяются с возрастом людей, изменяются под влиянием опыта, личностного роста, характера общения. Если отношения дороги, нужно учиться сохранять и беречь их. Центральное звено любых отношений — эмоции и чувства.

Искусство поддерживать хорошие отношения с другими людьми в значительной мере сводится к умению понимать эмоциональное состояние других. Но иногда недостаточно просто сказать, чего же ты хочешь на самом деле, а нужно еще, чтобы тебя услышали.

Помогите друг другу понять те ошибки, которые вы совершали в общении.

Упражнение № 5. Составление Памяток

В течение 5–7 минут составьте памятку: дети — родителям и, наоборот, в которой содержались бы ваши пожелания о взаимоотношениях.

Например:

Родителям
Детям
Родители! Доверяйте своему ребенку! Дети! Прислушивайтесь к советам родителей!
Хвалите меня чаще! Говорите родителям комплименты!
   

Предъявление памяток.

Рефлексия «Портфельчики с полезностями»

Портфель — это образный итог нашей встречи. Просим Вас заполнить их теми вещами, которые вам понравились, и вы бы хотели забрать их с собой — это могут быть какие-то изречения, советы, интересные моменты и т. д. Вы также можете оставить нам пожелание для последующей работы.

2–3 минуты для заполнения портфельчика. Затем обсуждение.

— Пусть то, о чем вы сегодня обсуждали, поможет вам укрепить ваши взаимоотношения в семье.

Родители, помните: «Любить — это не значит давать материальную любовь, в каком бы виде она не была. Любить — это дать возможность ребенку идти своей дорогой, пусть дорогой ошибок и потерь, но именно той, которая ему предназначена. А любящий родитель идет всего лишь по обочине, чтобы вовремя поддержать или подать руку, если ребенок поскользнется.

Нельзя прожить жизнь дважды, за кого-то. У каждого она своя, и у ребенка тоже»
А детям я бы хотела предложить слова М.Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

Спасибо всем за участие, за дружескую встречу двух поколений. Мир и счастье вашему дому! До свидания!

Презентация «Шаги навстречу друг другу»

Презентация «Шаги навстречу друг другу»
Презентация «Шаги навстречу друг другу»Открыть презентацию Скачать презентацию «Шаги навстречу друг другу»Скачать презентацию

Приложение к собранию

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: