Диалогическая речь как одна из форм социализации неслышащих детей
Тажина Бахыт Альбаевна воспитатель 2 категории КГУ «Областная специальнная(коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха» г.Петропавловск |
Целями комплексной программы воспитания в организациях образования являются
- формирование физически здоровой социально активной личности
- создание открытого информационного образовательного социального пространства для саморазвития, самореализации, готовности к участию в познавательной и творческой деятельности детей и учащейся молодежи.
Процесс коррекции отклонений в развитии всегда понимался как путь овладения ребёнком, социальным опытом, нормами поведения, наличия такого отклонения, как нарушения слуха значительно осложняет социализацию неслышащих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или резким недоразвитием речи, и как следствие, нарушением социальных контактов ребёнка с окружающим миром.
Наука и практика доказывает, что неслышащий ребёнок обладает всеми потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью.
Необходимым условием реализации этих возможностей является обучение его словесной речи. Методика развития речи опирается, прежде всего, на дидактические принципы общей педагогики – научности, прочности, доступности сознательности, активности.
В основе обучения неслышащих школьников языку лежит принцип коммуникации, связь развития речи с деятельностью школьников. Развитие потребности словесного общения и организации речевой среды. В речевой среде дети получают необходимые образцы речи для выражения своих мыслей, интересов и желаний. Как отмечал С.А. Зыков «Мы имеем дело не с отсутствием потребности общения, а с невозможностью удовлетворить ее посредством языка слов». Социализация детей с проблемами слуха особенно актуальна, поскольку их адаптация в обществе позволит им приспособиться к явлениям окружающей действительности. Для таких детей это особенно нужно, чтобы полноценно функционировать в обществе.
Процесс социализации неслышащих детей может осуществляться различными путями:
- включение в трудовые, игровые, бытовые, спортивные виды деятельности;
- взаимодействие со слышащими людьми;
- при проведении экскурсий, прогулок, бесед, сюжетно-ролевых игр;
- развитие устной речи и т.д.
Обучение диалогу детей с проблемами слуха – сложный, многоступенчатый процесс и составляет одну из центральных задач развития устной речи ( и речи в целом ). Поэтому работа над диалогической речью выступает и как цель, и как средство практического овладения языком.
Исходя из особенностей диалогической речи, определяются основные умения, которыми должны овладеть неслышащие учащиеся. Для овладения диалогом детям необходимо научиться восприятию устной речи, пониманию реплик собеседника и умению сразу строить реплики структурно и содержательно, говорить внятно. Ситуации могут возникнуть неожиданно в связи с прибытием в школу гостей, родителей, в связи получением писем и новостей просходящих в школьной и общественной жизни.
Значительное место в развитии самостоятельной диалогической речи неслышащих детей занимают краткие беседы (речевые зарядки), которые используются на занятиях по развитию слухового восприятия.
В диалогах на актуальные для возраста детей темы уделяется внимание не только правильному построению и чередованию вопросительных и повествовательных предложений, но и умении вносить уточнения в сообщения собеседников, выражать согласие (несогласие) с мнением товарища, ставить дополнительные уточняющие вопросы, предлагать продолжить или завершить беседу, перейти на другую тему, объяснить свою точку зрения, доказать высказанное положение. Значительную часть подобных диалогов приходится связывать с предстоящей или с выполненной письменной работой, с деятельностью учащихся на уроке, однако тематика диалогов этим не ограничивается.
Содержанием диалогов может быть любая, спонтанно возникшая тема: прибытие в школу гостей, родителей, в связи с получением писем, новостей и т.д. В этих случаях ситуация создается самой жизнью, надо только ее использовать. Педагог направляет внимание на развитие инициативной речи учащихся, поощряет их самостоятельные высказывания.
Содержание диалога может быть разноплановым. На ход разговора воздействуют предметное окружение и те изменения, которые происходят в нем.
Однако в организации устного общения на уроке в специальной школе имеются значительные трудности, связанные с тем, что необходим постоянный визуальный контакт между общающимися, нарушение которого ведет к потере взаимопонимания. Поэтому нужен строгий контроль учителя за позами говорящих и воспринимающих речь. Вести беседу так же свободно, как в школе слышащих, сурдопедагог не может не только в силу особенностей восприятия устной речи учащимися, но и в силу того, что он должен оказывать постоянную помощь ученикам в построении реплик, корригировать их ошибки, специально обращать внимание класса на недочеты речи того или иного ученика, преднамеренно замедлять темп общения, повторять самому отдельные фразы, слова или предлагать это делать детям, обращаться к дактилированию, записям частей разговора, побуждать учащегося выразить мысль в другой форме, употребить новое слово и т. п. Вынужденная при этом потеря естественности общения окупается успехами в формировании навыков, тщательной отработкой материала, его закреплением. Важно не общение на уроке само по себе, а те результаты, которые помогут учащимся с проблемами слуха успешно адаптироваться в обществе.
Характерным для диалогической речи неслышащих детей является преобладание одних и тех же заученных вопросов и ответов и употребление полных предложений. В связи с этим необходимы следующие направления в работе над диалогической речью.
- постоянное обогащение диалогической речи учащихся разговорно-обиходной лексикой;
- показ использования разнообразных синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений) в диалоге в разных условиях общения;
- отход от употребления полносоставного предложения и заучивания образцов.
На первоначальном этапе развития детей диалог является как бы частью совместной деятельности ребенка с педагогом. Поэтому речь его состоит из ответов на вопросы педагога, вопросов к нему в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, требовании, удовлетворении тех или иных потребностей, возникающих при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.
Развитие диалогической речи в начальных классах идет в следующих направлениях;
- понимание и выполнение поручения;
- выражение просьбы, желания, побуждения;
- обращение к товарищу по заданию педагога, а также по собственному побуждению;
- ответы на вопросы, участие в диалоге.
Все эти моменты, влияющие на структуру диалогической речи, заставляют по-иному подойти к методике преподавания и в условиях специального обучения искать особых путей и приемов формировании. Для овладения ребенком диалогической речью нужны специально организованные занятия, специальные приемы и методы развития диалогической речи.
1.Последовательное усложнение содержания и структуры предложения.
2.Переход от пассивной речи учащегося к активной. Употребление фраз в самостоятельной речи.
3.Постепенное формирование более развернутого диалога (двух лиц и более).
Обсуждение прочитанного в книгах, журналах создает условия для обмена мнениями, вызывает потребность в речи, является важным фактором обогащения речи учащихся новыми словами и типами предложений.
Развитию творческой активности формированию навыка быстро реагировать на речь собеседника, участвовать в общем разговоре способствуют беседы. Они связаны с деятельностью учащихся, их впечатлениями, наблюдениями и интересами. От класса к классу возрастает самостоятельность и активность детей при проведении бесед по нравственному, патриотическому, эстетическому трудовому воспитанию.
В сурдопедагогике игра считается важным средством коррекции дефекта. Данные виды работы позволяют сурдопедагогам развивать у детей с проблемами слуха диалогическую речь. А это, в свою очередь, поможет детям адаптироваться в обществе слышащих, полноценно сосуществовать с ними, не испытывая при этом сложностей в общении. Овладение словесной, в том числе диалогической, речью – необходимое условие социализации неслышащего ребенка.
Лев Семенович Выготский утверждал, что нужно так организовать жизнь неслышащего ребенка в школе, чтобы у него была потребность вступать в диалог с людьми, чтобы речь ему была нужна. «Если найден секрет создать потребность, то есть поставить цель, — будет и сама речь».
Литература:
- Астафьев В.М. «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха» 2000.
- Быкова Л.М.,Вишневская Е.Е. «Методика развития речи глухих школьников в младших классах» ЛГПИ им.Герцена, 1979.
- Колтуненко И.В. «Развитие речи глухих школьников» М., «Просвещенец»1980
- 16568 просмотров