Доклад «Хореография, как неотъемлемая часть в жизни ребенка»
Смирнова Лилия Сергеевна учитель хореографии, 1 категория, стаж 14 лет, КГУ «Детская школа искусств имени С. Кожамкулова отдела образования акимата Карабалыкского района» |
Эта тема выбрана мной не случайно. Родители приводят ко мне детей заниматься хореографией в 5-6 лет. Прежде всего, это желание родителей, чтобы их ребенок танцевал. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы в дальнейшем занятия хореографией стали для ребенка важной частью его жизни. Любой педагог знает, что заинтересованный ребенок занимается лучше, интерес играет важную роль в формировании положительной мотивации к любой, в том числе и учебной деятельности.
Человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней.
Мотив — это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию ( словарь под ред. Ожегова С. И.). Он может носить кратковременный характер, либо стабильный. Моя задача сформировать у детей, занимающихся в коллективе стабильную мотивацию к занятиям хореографией. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я сама испытываю искренний интерес к своей деятельности и объективно отношусь к успехам и неудачам учеников.
На формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности влияют следующие педагогические факторы:
— содержание учебного материала;
— организация учебной деятельности;
— стиль педагогической деятельности;
— сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими и только затем с общими нормами.
Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании мотивации к занятиям хореографией, несомненно, особо значимым является интерес. Он служит необходимой предпосылкой обучения.
В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должна быть направлена образовательная программа.
Цель программы: развитие личности ребенка средствами хореографии.
Задачи:
— сформировать устойчивый интерес у детей к хореографии;
— развивать творческие способности воспитанников через танцевальное искусство;
— пробудить интерес к профессии хореографа.
По временным и возрастным характеристикам образовательная программа выстроена по ступеням взаимосвязанным между собой. Каждая последующая ступень является развитием, совершенствованием предыдущей. Первая ступень- подготовительный уровень, вторая ступень- начальный уровень и развития и обучения танцу, третья ступень- основной уровень обучения хореографическому искусству, четвертая ступень- повышенный уровень. Сохранность контингента детей в ансамбле говорит о сформированности у них интереса к хореографии. В программе предусмотрены развивающие музыкальные игры, упражнения на импровизацию, коллективные и индивидуальные формы работы с детьми. Все это благоприятствует формированию мотивации к занятиям.
Лицо коллектива является репертуар, При составлении репертуара учитываю интересы детей.
Особенно благоприятно действуют на детей собственные успехи, которые укрепляют их веру в свои силы и возможности. Для достижения ситуации успеха, как наиболее эффективного стимула формирования мотивации успеха, как наиболее эффективного стимула формирования мотивации, я продумываю структуру занятия, использую различные формы обучения (игра — путешествие, импровизированный концерт и др.), методы и приемы подачи учебного материала.
На занятиях я использую разнообразные игры, массовые танцы с пением, подговорки. Все эти приемы помогают детям с интересом заниматься и выполнять танцевальные движения.
Подговорки — это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование подговорок способствует усвоению танцевальных движений. Любой танец состоит из логической цепочки танцевальных движений и их элементов. Красивое исполнение танца, самовыражение каждого ребенка, это зависит от качества усвоения и выполнения того или иного танцевального движения в отдельности. Подговорки удобный материал для решения этой задачи. Они образны, музыкальны, ритмичны. При исполнении одного танцевального этюда с подговоркой у ребенка работают разные группы мышц и отрабатываются разные танцевальные движения.
Подговорки.
На развитие мягкости и выразительности рук.
Дуют, дуют ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Напекли мы пироги.
Умение переставлять стопу с носка на пятку и комбинировать с перетопом.
Носок-пятка, перетоп,
Носок-пятка, перетоп.
Вот какие молодцы -
Мы танцоры удальцы!
Подскок.
Скок, скок, скок, скок!
Вот какой у нас подскок!
Ножку дружно поднимаем
И носочек к низу тянем.
Галоп боковой.
Гоп, гоп, гоп, гоп,
Получается галоп.
Пятка пятку догоняй -
Пятка пятку выбивай.
Формированию интереса, а в дальнейшем и устойчивой мотивации к занятиям хореографией, помогают музыкальные игры, которые я часто использую на занятиях, Дети выполняют их с огромным желанием.
На занятиях использую творческие коллективные задания «Импровизация». На заданную тему и музыку группам детей предлагается составить танец из тех движений и элементов, которые изучались и отрабатывались на данном занятии. Эти задания дети выполняют с большим желанием. В нем они развивают творческие и коммуникативные навыки, артистичность, умение делать выбор, самостоятельность.
Концертная деятельность занимает ведущее место в формировании мотивации у детей к занятиям хореографией. Поэтому выступления детей на концертах начинается с первого года обучения. Сначала это выступления перед родителями, а дети постарше уже выступают на праздника. Особую радость доставляет детям творческий отчетный концерт, который проводиться ежегодно в марте. На концерт приглашаются все родители, администрация и педагоги, а так же жители нашего района. Зал полон зрителей и это несомненно нравиться детям и вызывает желание продолжать занятия в коллективе.
Успешность мотивации ребенка и его статус в детском коллективе взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере у ребенка развиваются позитивные навыки общения. Специального внимания заслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты и т. п.) в группе, так как они ведут к задержкам в развитии личности. В случае долгог пребывания в такой группе отрицательные отношения порождают тревожность.
Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем возрасте. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мотив избегания неудач, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнования с другими людьми. Ребенок имеющий такой мотив, не прилагает максимум усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее. Поэтому в своем детском коллективе я стараюсь создать доброжелательную атмосферу на занятиях. Не допускаю критики детей, как со своей стороны, так и со стороны воспитанников коллектива. При организации работы детей в группах или парах, учу их видеть при взаимооценке только положительное. Сама всегда озвучиваю при группе детей только положительные моменты каждого воспитанника. А о том, что не получается у кого-то, говорю при индивидуальной беседе.
Формированию детского коллектива помогают культурно- досуговые мероприятия, которые проводим с детьми и родителями. Планируем вместе с детьми мероприятия, учитывая их интересы. Проводим много творческих дел, в которых дети могут раскрыть свои способности. Работают сменные органы самоуправления, то есть на каждое дело стараемся выбирать ответственными разных детей. Это помогает детям самоутвердиться в детском коллективе.
Невозможно формировать мотивацию без сотрудничества с родителями. Для родителей традиционно проводим открытые учебные занятия, отчетные концерты, индивидуальные консультации по вопросам совместной работы по воспитанию их детей.
Похожие материалы: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/formirovaniie_motivatsii_v_khorieoghrafii
- 6611 просмотров