9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Доклад: «Приемы обучения грамотному письму»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Врациди Любовь Юрьевна учитель начальных классов, первая категория высшего уровня квалификации КГУ СШ№ 6 села Батпак Осакаровского района

Доклад: «Приемы обучения грамотному письму»

Русский язык, будучи предметом изучения одновременно выполняет роль важнейшего средства обучения, является органической частью овладения всеми другими предметами начального цикла. Поэтому в обучении русскому языку не допускаются шаблонные формы и приёмы работ, а каждый урок следует направить на формирование и совершенствование практических навыков грамотного письма, осознанного усвоения детьми теоретических знаний и осмысленного сочетания их с практическими видами работ.

Одним из главных вопросов преподавания русского языка в школе был и остается вопрос об орфографической грамотности учащихся. Пред нами, учителями начальных классов возникает необходимость искать наиболее эффективные средства для решения задач в области орфографии.

Одним из таких средств, позволяющих учителю легче и быстрее добиться усвоения детьми знаний, выработать у них прочные орфографические навыки, являются средства наглядности. Великий педагог К. Д. Ушинский говорил, что наглядное обучение строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, что детская природа ясно требует наглядности, и он будет дома и напрасно мучиться над ними, но скажите с картинки 20 таких слов — и ребёнок запомнит их на лету. Примеры, в которых шрифтом, красками, подчёркиванием выделены буквы слова, части слов, знаки препинания, запоминаются лучше, чем при обычной записи на доске, а урок, на котором применяются средства наглядности, интересен для учеников, активизирует их деятельность.

Например: Проводя письменные работы выявляется, что простые слова дети свободно делят на слоги и переносят их, а перенос таких слов, как пришла, засветила представляет для них определенную трудность: они часто отрывают букву от корня. Для запоминания переноса таких слов применяют таблицу:

Перенеси правильно!
За-шла
На-правил
По-ехал
Оза-главить
Разъ-яснила

Для выработки умений и навыков правописания безударных гласных корня основополагающей является тема «Состав слова». Главным в работе над этой темой является формирование у детей умения находить в слове корень. Для этого необходимо строить работу таким способом, чтобы каждый ученик имел возможность осознать, что однокоренные слова связаны между собой по смыслу. При изучении понятия «корень» помогает сказка «Корень» и рисунок дерева.

С помощью этой наглядности детям легко показать, как гласная в корне слова становится безударной, например: вылет, летать. Здесь же сообщается учащимся, что безударную гласную в корне надо обязательно проверять. При изучении данной темы используется игра «Одень корень». На доске записан корень ВОД. Предлагают детям вопрос: как можно «одеть корень», чтобы получить родственные слова вода, водичка, водица, наводнение?

Развитие интереса к учению на уроке русского языка — залог грамотного письма. Если на уроке интересно, то и легче учиться, хочется учиться, интересно то, что вызывает желание понять явление.

Какие же возможности есть у учителя, чтобы развить у школьника на уроке интерес к изучаемому материалу?

Во-первых, это использование вопросов и их постановка, заставляющие детей мыслить, объяснить, доказать, делать выводы; использование наглядности, в частности имеющихся в распоряжении школы наглядных пособий; составление таблиц, схем, карточек, разнообразных орфографических упражнений; правильная организация самостоятельной работы учащихся, которая предлагает предварительную подготовку к ней.

Во-вторых, чтобы оживить усвоение грамматически, необходимо вводить в работу элементы игры. Но чтобы вызвать у детей интерес к любой работе, следует их обязательно к этому подготовить.

Для развития орфографической зоркости использую тексты книг «Литературное чтение». С большим интересом дети записывают загадки, поговорки, пословицы.

Полноценный урок включает в себя разнообразные ситуации, которые постоянно вызывают у школьников вопросы, сомнения, удивление. И ещё в нём присутствуют моменты, которые подводят детей к поискам и догадкам, радостям самостоятельного открытия. Без них урок не урок, а механическая передача сведений от учителя к ученику. Много внимания надо уделять поиску таких приёмов, которые позволяли бы активировать учебную деятельность детей в процессе получения новых знаний, давали возможность лучше запомнить и осмысливать их на основе главных и второстепенных признаков, на основе наблюдений и сравнений.

Большое значение уделяю процессу усвоения нового материала, своевременному установлению и устранению того, что детям неясно и непонятно.

Знакома нам, учителям, такая картина: пишут ли ученики первые буквы, читают ли первые слоги, складывают ли числа, всё это они делают с большим желанием. Но проходит какое-то время и некоторые из них становятся пассивными, начинают отставать, у детей пропадает интерес к учению. И причина такого состояния заключается в том, что эти дети недопонимают изучаемый материал, не осознают его. Поэтому включить каждого ученика в активную деятельность, довести приобретённые им умения до устойчивых и прочных навыков — задача учителей начальных классов.

Как известно основным средством реализации программного материала и одновременно моделью учебного процесса является ученик. Ученик, как основное пособие предопределяет деятельность в педагогическом процессе и учителя, и ученика. Работа с учебником, усвоение его материалов — главный момент на уроке.

Упражнение учебника — это основной материал, на котором ученики должны проводить наблюдения над изучаемым грамматическим явлением, учиться практически, применять грамматическую теорию. Материал учебника должен формировать орфографические и пунктуальные навыки, развивать устную и письменную речь, прививать школьникам навыки самостоятельной работы.

Усвоение грамматических знаний, формирование речевых и орфографических навыков осуществляется на основе разнообразных и вариативных упражнений.

Для выработки грамотного письма большое значение имеет перспективное обучение. Почему? Ведь одни ученики хорошо усваивают материал после первого его объяснения, другие же нуждаются в том, чтобы материал был повторён не один, а несколько раз. Как правило, такой материал я даю постепенно, усложняя его от урока к уроку. Таким образом, вводится, и новый материал и проводится закрепление пройденного. Например, в 1-ом классе в букварный период больше внимания уделяю случаям расхождения между написанием и произношением.

Так на уроке чтения обращаю внимание детей на слово она. Прошу учащихся прочитать это слово так, как оно написано, а потом произнести его так, как слышим в речи. После этого объясняю написание этого слова. На уроке письма закрепляю полученные знания.

«Кто скажет, как следует писать слово она? Почему? — спрашиваю детей. И они объясняют, что в слове есть безударная гласная о, которую можно проверить словом он.

Чтобы не угасло это умение, развиваю его изо дня в день, требую от ребят доказательств объяснения по 1-2слова на правописание безударной гласной, проверяемой ударением. Рекомендую брать слова, которые даны в букваре.

С первых уроков учу ставить ударение над словом и определять в слове безударную гласную. Правописание безударных гласных требует быстрого подбора проверочного слова, а поиск нужного слова, как известно совсем не простое дело. Научить школьника быстро находить нужные слова требует длительной, настойчивой и разнообразной тренировки. И здесь большую помощь могут оказать игры. Например,: «Скажи быстро!» Я называю слова с безударной гласной, а учащиеся подбирают проверочные слова: ряды  ряд, звериный — зверь, девятый — девять.

Игра «Победитель!»: раздаю по три карточки с цифрами 1, 2,3, Называю слова поля, травка, поливать, голова и т. д. Дети определяют на какой слог падает ударение и поднимают нужную карточку.

Действенным приёмом обучения грамотному письму является комментирование. Это одно из средств развития самоконтроля, одно из важнейших условий безошибочного, уверенного письма. Комментирование начина. С 1х дней обучения детей в школе. Пользуюсь синонимами: «Не отставай! Иди за мной!» Комментирование предупреждает ошибки, заставляет ученика контролировать себя.

Для обеспечения орфографической грамотности большое значение имеет предупреждение ошибок. Предупреждение ошибок я осуществляю на каждом уроке, давая очень короткие по времени упражнения, так называемые упражнения — пятиминутки. Эти упражнения помогают мне добиться прочной грамотности учащихся. Они могут быть разнообразными и по форме (устные и письменные), и по содержанию. Как правило, я стремлюсь соединять письменные упражнения с устными.

Цель устных упражнений — тренировать учащихся в правильном литературном произношении слов; письменных — вырабатывать умения правильно писать слова.

Приведу несколько примеров упражнений, которые я использую на уроках русского
языка для предупреждения ошибок:

1) Детям предлагаю проговорить и записать название предметов, изображенных на рисунках (медведь, лошадь, голубь, варежка)

2) Задаю вопросы, дети отвечают на них. Например: какой зверь спит зимой в берлоге? (медведь) Какая птица воркует? (Голубь)

3) На классной доске записаны слова, детям предлагают выписать лишь те, из них, написание которых не соответствуют произношению, например: полет, поход, шалаш, ряд, дуб, береза и. т. д.

4) Читаю загадки, а дети записывают слова- отгадки, рядом пишут проверочные слова, затем составляют со словами- отгадками предложение и записывают его: Стоит Антошка на одной ножке (гриб — грибы) Скатерть бела всю землю одела (снег — снега)

5) На доске записываю слова: Детям предлагаются выставить пропушеные буквы Данные упражнение можно проводить не только для предупреждения орфографических ошибок, но и в целях правильного произношения слов и для повторения и закрепления правописания слов.

Чрезвычайно важным компонентом обучения грамотному письму является самостоятельная работа, к организации которой уделяют серьезное внимание. Без самостоятельной работы нельзя выработать у детей никаких умений и навыков. Поэтому стараюсь тщательно передумать задачи и место самостоятельной работы что она должна соответствовать следующим требованиям: быть посильно и опираться на ранее изученные темы: при выборе содержания и видов заданий необходимо соблюдать последовательность в возрастании трудностей, виды самостоятельной работы нужно разнообразить как по форме, так и по содержанию.

Виды самостоятельных работ применяю разнообразные списывание с доски или учебника с определенным грамматическим заданием, грамматико-орфографический разбор; запись слов под диктовку и подбор к ним проверочных слов; запись под диктовку предложений с определенным заданием; выписывание слов и предложений по схеме и. т.д.

Каждый учитель должен настойчиво добиваться повышения эффективного качества уроков по центральному учебному предмету начального цикла — русского языка. Глубокая продуманность не только каждого урока, но его этапов, разнообразные тренировочные упражнения, индивидуальная работа, различные «памятки», объяснительные диктанты, сигнальные карточки, орфографические словари, дидактический и раздаточный материалы, таблицы, правильная организация самостоятельной работы способствуют формированию прочных умений и навыков грамотного письма.

Используемая литература:

1. Сидорова С. А. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка// Начальная школа. — 2009. — № 1. — С. 83–87.

2. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1998.

3. Диленко А. Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии/ Русская словесность. — 2003. — № 4.

Категория: