Доклад: «Приемы обучения грамотному письму»
Врациди Любовь Юрьевна учитель начальных классов, первая категория высшего уровня квалификации КГУ СШ№ 6 села Батпак Осакаровского района |
Русский язык, будучи предметом изучения одновременно выполняет роль важнейшего средства обучения, является органической частью овладения всеми другими предметами начального цикла. Поэтому в обучении русскому языку не допускаются шаблонные формы и приёмы работ, а каждый урок следует направить на формирование и совершенствование практических навыков грамотного письма, осознанного усвоения детьми теоретических знаний и осмысленного сочетания их с практическими видами работ.
Одним из главных вопросов преподавания русского языка в школе был и остается вопрос об орфографической грамотности учащихся. Пред нами, учителями начальных классов возникает необходимость искать наиболее эффективные средства для решения задач в области орфографии.
Одним из таких средств, позволяющих учителю легче и быстрее добиться усвоения детьми знаний, выработать у них прочные орфографические навыки, являются средства наглядности. Великий педагог
Например: Проводя письменные работы выявляется, что простые слова дети свободно делят на слоги и переносят их, а перенос таких слов, как пришла, засветила представляет для них определенную трудность: они часто отрывают букву от корня. Для запоминания переноса таких слов применяют таблицу:
Перенеси правильно!
Для выработки умений и навыков правописания безударных гласных корня основополагающей является тема «Состав слова». Главным в работе над этой темой является формирование у детей умения находить в слове корень. Для этого необходимо строить работу таким способом, чтобы каждый ученик имел возможность осознать, что однокоренные слова связаны между собой по смыслу. При изучении понятия «корень» помогает сказка «Корень» и рисунок дерева.
С помощью этой наглядности детям легко показать, как гласная в корне слова становится безударной, например: вылет, летать. Здесь же сообщается учащимся, что безударную гласную в корне надо обязательно проверять. При изучении данной темы используется игра «Одень корень». На доске записан корень ВОД. Предлагают детям вопрос: как можно «одеть корень», чтобы получить родственные слова вода, водичка, водица, наводнение?
Развитие интереса к учению на уроке русского языка — залог грамотного письма. Если на уроке интересно, то и легче учиться, хочется учиться, интересно то, что вызывает желание понять явление.
Какие же возможности есть у учителя, чтобы развить у школьника на уроке интерес к изучаемому материалу?
Для развития орфографической зоркости использую тексты книг «Литературное чтение». С большим интересом дети записывают загадки, поговорки, пословицы.
Полноценный урок включает в себя разнообразные ситуации, которые постоянно вызывают у школьников вопросы, сомнения, удивление. И ещё в нём присутствуют моменты, которые подводят детей к поискам и догадкам, радостям самостоятельного открытия. Без них урок не урок, а механическая передача сведений от учителя к ученику. Много внимания надо уделять поиску таких приёмов, которые позволяли бы активировать учебную деятельность детей в процессе получения новых знаний, давали возможность лучше запомнить и осмысливать их на основе главных и второстепенных признаков, на основе наблюдений и сравнений.
Большое значение уделяю процессу усвоения нового материала, своевременному установлению и устранению того, что детям неясно и непонятно.
Знакома нам, учителям, такая картина: пишут ли ученики первые буквы, читают ли первые слоги, складывают ли числа, всё это они делают с большим желанием. Но проходит
Как известно основным средством реализации программного материала и одновременно моделью учебного процесса является ученик. Ученик, как основное пособие предопределяет деятельность в педагогическом процессе и учителя, и ученика. Работа с учебником, усвоение его материалов — главный момент на уроке.
Упражнение учебника — это основной материал, на котором ученики должны проводить наблюдения над изучаемым грамматическим явлением, учиться практически, применять грамматическую теорию. Материал учебника должен формировать орфографические и пунктуальные навыки, развивать устную и письменную речь, прививать школьникам навыки самостоятельной работы.
Усвоение грамматических знаний, формирование речевых и орфографических навыков осуществляется на основе разнообразных и вариативных упражнений.
Для выработки грамотного письма большое значение имеет перспективное обучение. Почему? Ведь одни ученики хорошо усваивают материал после первого его объяснения, другие же нуждаются в том, чтобы материал был повторён не один, а несколько раз. Как правило, такой материал я даю постепенно, усложняя его от урока к уроку. Таким образом, вводится, и новый материал и проводится закрепление пройденного. Например, в
Так на уроке чтения обращаю внимание детей на слово она. Прошу учащихся прочитать это слово так, как оно написано, а потом произнести его так, как слышим в речи. После этого объясняю написание этого слова. На уроке письма закрепляю полученные знания.
«Кто скажет, как следует писать слово она? Почему? — спрашиваю детей. И они объясняют, что в слове есть безударная гласная о, которую можно проверить словом он.
Чтобы не угасло это умение, развиваю его изо дня в день, требую от ребят доказательств объяснения по
С первых уроков учу ставить ударение над словом и определять в слове безударную гласную. Правописание безударных гласных требует быстрого подбора проверочного слова, а поиск нужного слова, как известно совсем не простое дело. Научить школьника быстро находить нужные слова требует длительной, настойчивой и разнообразной тренировки. И здесь большую помощь могут оказать игры. Например,: «Скажи быстро!» Я называю слова с безударной гласной, а учащиеся подбирают проверочные слова:
Игра «Победитель!»: раздаю по три карточки с цифрами 1, 2,3, Называю слова поля, травка, поливать, голова
Действенным приёмом обучения грамотному письму является комментирование. Это одно из средств развития самоконтроля, одно из важнейших условий безошибочного, уверенного письма. Комментирование начина. С 1х дней обучения детей в школе. Пользуюсь синонимами: «Не отставай! Иди за мной!» Комментирование предупреждает ошибки, заставляет ученика контролировать себя.
Для обеспечения орфографической грамотности большое значение имеет предупреждение ошибок. Предупреждение ошибок я осуществляю на каждом уроке, давая очень короткие по времени упражнения, так называемые упражнения — пятиминутки. Эти упражнения помогают мне добиться прочной грамотности учащихся. Они могут быть разнообразными и по форме (устные и письменные), и по содержанию. Как правило, я стремлюсь соединять письменные упражнения с устными.
Цель устных упражнений — тренировать учащихся в правильном литературном произношении слов; письменных — вырабатывать умения правильно писать слова.
Приведу несколько примеров упражнений, которые я использую на уроках русского
языка для предупреждения ошибок:
1) Детям предлагаю проговорить и записать название предметов, изображенных на рисунках (медведь, лошадь, голубь, варежка)
2) Задаю вопросы, дети отвечают на них. Например: какой зверь спит зимой в берлоге? (медведь) Какая птица воркует? (Голубь)
3) На классной доске записаны слова, детям предлагают выписать лишь те, из них, написание которых не соответствуют произношению, например: полет, поход, шалаш, ряд, дуб, береза и. т. д.
4) Читаю загадки, а дети записывают слова- отгадки, рядом пишут проверочные слова, затем составляют со словами- отгадками предложение и записывают его: Стоит Антошка на одной ножке (гриб — грибы) Скатерть бела всю землю одела (снег — снега)
5) На доске записываю слова: Детям предлагаются выставить пропушеные буквы Данные упражнение можно проводить не только для предупреждения орфографических ошибок, но и в целях правильного произношения слов и для повторения и закрепления правописания слов.
Чрезвычайно важным компонентом обучения грамотному письму является самостоятельная работа, к организации которой уделяют серьезное внимание. Без самостоятельной работы нельзя выработать у детей никаких умений и навыков. Поэтому стараюсь тщательно передумать задачи и место самостоятельной работы что она должна соответствовать следующим требованиям: быть посильно и опираться на ранее изученные темы: при выборе содержания и видов заданий необходимо соблюдать последовательность в возрастании трудностей, виды самостоятельной работы нужно разнообразить как по форме, так и по содержанию.
Виды самостоятельных работ применяю разнообразные списывание с доски или учебника с определенным грамматическим заданием,
Каждый учитель должен настойчиво добиваться повышения эффективного качества уроков по центральному учебному предмету начального цикла — русского языка. Глубокая продуманность не только каждого урока, но его этапов, разнообразные тренировочные упражнения, индивидуальная работа, различные «памятки», объяснительные диктанты, сигнальные карточки, орфографические словари, дидактический и раздаточный материалы, таблицы, правильная организация самостоятельной работы способствуют формированию прочных умений и навыков грамотного письма.
Используемая литература:
1. Сидорова
2. Якиманская
3. Диленко
- 9202 просмотра