Дуальная система для подготовки специалистов в колледжах
Бейдалиева Азиза Казамановна преподаватель спецдисциплин Шымкенстский колледж транспорта, коммуникаций и новых технологий |
«Профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах» |
«Школьное, техническо-производственное, высшее образование молодежи имеют важное значение. Следует развивать систему дуального обучения, для того чтобы компании при помощи государства брали на себя вопросы подготовки молодежи. Для этого необходимо еще раз внимательно изучить опыт европейских стран», — отметил Президент Казахстана.
«Дуальность» обучения заключается в том, что вся учеба делится на практическую и теоретическую части, поочередно сменяющие друг друга в течение всего периода обучения. Теория — это классические занятия, которые длятся в среднем 3 месяца и проводятся непосредственно в учебном заведении: лекции, семинары, проектные работы, экзамены в конце семестра. Все это нам знакомо. Самое интересное начинается на практическом триместре. Практику вы проходите на предприятии, с которым у вас заключен контракт на обучение. При этом вам дается хорошая возможность получить непосредственное представление о рабочих процессах на фирме, набраться реального опыта, всюду суя свой нос и поучаствовать во внутренних проектах. Цель — научить вас действительно что-то делать.
Инновационная направленность образования в течение всей жизни определяется двумя логиками — логика образования и логика экономики. Важнейшей качественной характеристикой современного развития системы профессионального образования выступают интеграционные процессы, которые отражают содержательно-структурные изменения внутри собственно системы образования и процесс взаимодействия профессионального образования и производственной сферы.
Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки кадров предприятий, которые идут на расходы связи с обучением работников. Предприятия заинтересованы в результате обучения.
Основной проблемой большинства выпускников является недостаток самой практики, т. е. дуальное обучение — это более эффективный способ подготовки кадров. Эффективность заключается в том, что полученные теоретические знания подкрепляются практическими работами в учебных мастерских, а также во время производственного обучения. По дуальной системе образования студенты получают более глубокие знания и навыки по выбранной специальности, т. е. эта система, при которой студенты половину всего своего учебного времени посвящают практике на том предприятии, где они в дальнейшем будут работать, что позволяет студентам не только успешно освоить учебную программу, но и получить хорошие практические навыки, наладить контакты в трудовом коллективе.
Президент страны Н. Назарбаев отметил, «не факт, что он останется там. С приобретенной профессией он может работать в другом месте».
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., говориться, что «образование играет важную роль в обеспечении профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики республики в интеграции с наукой и производством. Большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых учебными заведениями. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики».
Поручение Н. А. Назарбаева, озвученное на II съезде молодежного крыла «Жас Отан» НДП «Нур Отан» — «После посещения Германии я дал поручение внедрять дуальную систему образования. Сегодня по этой системе работают 60 стран мира. Я призываю все казахстанские компании немедленно заняться этим, а правительству проследить».
В данном случае примером может служить система профессионального образования Германии, которая, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза. Внедрение дуальной формы обучения позволяет решить основную проблему профессионально-технического образования — разрыв между теорией и практикой.
Это действительно полезное и нужное дело — проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку студентов. Таким образом решается следующие проблемы:
— стажер получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы;
— предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.
Основными преимуществам дуального обучения:
— во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближено к запросам производства.
— во-вторых, достигается высокая мотивация получения знаний, формируется психология будущего работника.
Опыт использования дуальной системы обучения показал:
— дуальная система подготовки специалистов устраняет разрыв между теорией и практикой;
— дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т. к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
— заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;
— учебное заведение, работающее в тесном контакте с Предприятием, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения и т. д.
Высокая надежность дуальной системы обучения объясняется тем, что она отвечает интересам всех участвующих сторон — предприятий, работников, государства:
— для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших студентов;
— для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни;
— в безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.
В настоящее время идет накопление опыта социального партнерства между учреждениями профессионального образования и предприятиями. Социальное партнерство понимается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, нацеленный на согласование и реализацию интересов всех участников процесса.
На данном этапе в социально-экономических условиях учреждения среднего профессионального образования, при подготовке рабочих кадров и специалистов, связаны с целым рядом проблем:
- Несовершенства механизмов социального партнерства учебных заведений и работодателей.
- Отсутствия системной организации целевой подготовки рабочих и специалистов для производства.
- Несоответствия учебно-материальной базы учебных заведений, уровня кадрового потенциала.
- Несоответствия программно-методической и технологической базы учебных заведений.
Преодоление указанных проблем можно на основе интеграции профессионального образования и производства, включая дуальную форму подготовки специалистов.
Создание на базе колледжа дуальной системы предполагает реальное включение стратегических партнеров в разработку нового содержания профессионального образования, участие в формировании инновационной инфраструктуры колледжа.
Инновационная образовательная программа это:
- Развитие продуктивных и творчески способных студентов
- Обеспечение инвестиционной привлекательности образовательных программ колледжа
- Развитие кадрового, экономического, научного ресурсов путем создания на базе колледжа
В заключении реализация инновационной программы, основанной на дуальном обучении, будет способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки кадров и специалистов для производства, формированию компетентных выпускников колледжа, обеспечивающих их востребованность на рынке труда, развитию социального партнерства в сфере образования, что и приводит к мощным фактора его модернизации.
Список использованной литературы:
1.Стратегия «Казахстан — 2050»
2.Послание Президента РК Н. А. Назарбаева «Социально-экономическая модернизация-главный вектор развития Казахстана», январь 2012 года;
3.Материалы XIX сессии Ассамблеи народа Казахстана, 2013 г.
4.Онлайн-конференция на тему «Модернизация системы образования — главный вектор качественного роста человеческого потенциала», сентябрь 2013 года;
5.Айтуганов И. М. Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства Педжурнал 2009 г № 2
6.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг.
- 12667 просмотров