Духовно-нравственное воспитание младших школьников с нарушениями слуха на внеклассных занятиях по игровой деятельности
Полтавец Елена Васильевна, воспитатель 2 квалификационной категории. КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха» акимата Северо-Казахстанской области Министерства образования и науки Республики Казахстан, Северо-Казахстанская область, город Петропавловск |
Введение
Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание формирует основу личности, положительно влияет на этическое и эстетическое развитие ребёнка, его мировоззрение, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Актуальность исследования. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина является ключевой задачей современного общества.
Основным периодом формирования детской личности, закрепления нравственных правил поведения, которые являются главным условием социализации детей, является младший школьный возраст.
Нравственное развитие — важный этапом формирования эмоциональной сферы ребенка, основой которого является воспитание его социальных и нравственных чувств. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха предопределяют своеобразие восприятия ими окружающего мира. Они испытывают трудности в усвоении морально-этических понятий, в понимании их смысла, в образовании оценки и самооценки социально значимых черт и качеств.
Изучением вопросов нравственного воспитания детей с нарушениями слуха занимались такие отечественные педагоги и психологи как Г. Л. Выгодская, Л. А. Головчиц, Е. Л. Гончарова, В. В. Заболтина, Е. Ф. Рау, Н. А. Рау, Е. З. Яхнина. Исследователи выявляли возможности использования в процессе нравственного воспитания различных видов деятельности, таких как общение, сюжетно-ролевая игра, чтение, трудовая деятельность, средств народного творчества, музыки, информационных технологий.
Цель исследования: научное обоснование и разработка педагогических условий воспитания нравственных качеств у детей младшегошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование дидактических игр и методик для развития духовно-нравственных качеств личности детей с нарушениями слуха в их воспитании в соответствии с современными требованиями, позволит сделать этот процесс более эффективным, учитывающих особенности психического и речевого развития детей и обусловленные ими особые образовательные потребности.
В соответствии с обозначенной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа теоретической и практической сторон воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха определить подходы к созданию педагогических условий их воспитания.
2. Разработать методику изучения сформированности нравственных качеств у младших школьников с нарушениями слуха, учитывающую особенности их общего, речевого и психического развития.
3. Определить и охарактеризовать уровни сформированности и особенности проявления нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
4. Выявить педагогические условия, обеспечивающие воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, на основе которых разработать, апробировать и реализовать методы воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
- 11695 просмотров