Духовно-нравственное воспитание средствами Вальдорфской педагогики
Петреева Татьяна Алексеевна, заведующая детским садом, высший уровень высшей квалификационной категории, Акмолинская область, Аккольский район, город Акколь, ГККП «Детский сад № 3» |
Введение
Современный мир быстро меняется, и жизнь не перестает нас удивлять, постоянно предлагая новые непростые задачи. Только преодолевая трудности, мы совершенствуемся, воспитываем характер, развиваемся как личность. Нам довелось жить в интересное время. Темп жизни все возрастает, важные события происходят каждый день. Надо стремиться воспитывать с ранних лет характер, который поможет маленькому человеку добиваться в жизни своих высот. Каждый ребенок уникален и талантлив по-своему. И нет ничего страшнее для становящегося таланта, чем система нивелировки. Мы часто твердим про индивидуальный подход и не находим подчас времени, чтобы заглянуть ребенку в глаза, разделить его печали и радости. Настало время качественного перехода от модели образования для всех к модели образования для каждого. Цель образования это созидание, формирование образа человека сознательного, совершенного характера, в котором заключается единство и согласие трех: сердца, ума и рук. Если ребенок научится слушать свое сердце, делать то, что подсказывает сердце, то он найдет свое место в жизни и выполнит миссию Человека на земле. Это цель достижима при участии настоящих Учителей: воспитателей, родителей, педагогов. Только любящий детей и преданный своему делу Учитель (в широком понимании этого слова) способен оказать неоценимую помощь в гармоничном становлении человека.
Основная часть
І раздел: «Теоретические основы методики»
ІІ раздел: «Практическая часть, содержащая характеристику методов и их описание»
І раздел: «Теоретические основы методики»
Для того, чтобы образование отвечало своему истинному предназначению, необходимо с раннего возраста развивать в детях такие качества как любовь, сострадание, терпимость, мир и спокойствие, правдивость. Для этого есть три возможности:
1. Включение духовно-нравственных ценностей в любое занятие;
2. Развитие ценностей в воспитательных мероприятиях;
3. Введение в ОУД методов духовного познания.
Включение духовно-нравственных ценностей в любое занятие
Каждый ребенок индивидуальность. Физически в настоящее время дети более развиты, но развитие души такое же, как и много лет назад. Поэтому необходимо развивать ребенка, воздействуя на его душу. Важно, чтобы у детей были идеалы, достойные образцы для подражания. Следует научить брать пример с лудших представителей разных профессий. Духовное воспитание черпает силы в каждом явлении мира. Поэтому любое занятие может стать средством формирования нравственности, доброго характера. Для воспитателя должно стать законом: не учить детей тому, чего не знает сам, что самому не интересно. В любом занятии необходимо находить что-то захватывающее внимание, задевающее душу. Все то, где воспитатель сам духовно активен, воспитывает ребенка. Когда воспитатель проявил старание, ребенок это чувствует подсознательно. Поэтому возникает контакт «Воспитатель-ребенок». На уровне подсознания дети понимают, что воспитатель приложил много сил. Все явления жизни можно продемонстрировать на любом занятии.
Возьмем ФЭМП. Задание — составление и решение задачи на сложение. Воспитатель помогает составить задачу, для решения которой необходим нравственный поступок.
«Бабушка идет из магазина и несет две сумки, одна из которых тяжелее другой. Сколько сумок? Сколько тяжелых сумок? Сколько легких? Сережа поиог донести одну сумку. Какую сумку взял Сережа? Сколько сумок осталось у бабушки? Какой поступок совершил Сережа?
На занитии по ознакомлению с окружающим и экологией (предметное окружение, явления общественной жизни, включающие семью, детский сад, родную страну, труд взрослых) вовсе неограниченные возможности для духовно-нравственного воспитания детей. Например, снакомство с фруктами и овощами. Как объяснить детям, что мы все в этом мире взаимосвязанны? В Республике Казахстан не растут бананы, ананасы и т. д. но мы их получаем из других стран. За это мы отправляем им то, чего у них нет. В Казахстане выращиваем пшеницу. Было засушливое лето — неурожай.
Придется закупать пшеницу в другой стране, для этого нужны деньги. И т. д. в таких беседах необходимо прививать чувства благодарности к людям труда, которые обеспечивают нас продуктами питания, различными товарами, оказывают разнообразные услуги.
В этических беседах на занятии художественная литература, рассказывая о подвиге героев Великой Отечественной Войны Алии Молдагуловой, Бауыржана Момышулы, необходимо учить извлекать урок. Ведь во время войны в Казахстане не было военных действий, а они ушли на фронт добровольцами, чтобы защитить свою Родину от врага.
Алия Молдагулова погибла за нее. Если ребенок сумел найти что-то для себя в событиях прошлого, то эти даты и факты непременно останутся у него в памяти.
Развитие ценностей в воспитательных мероприятиях
В современном мире достаточно много источников информации — телевитдение, видео, компьютер, интерент. Педаггоам не просто завоевать интерес и внимание детей. Приходится быть очень изобретательным, что привлечь внимание ребенка в свободное от занятий время. Спорт, прогулки на природу, организация досугов, посещение библиотек, экскурсии по городу, на предприятия, в музей, кружковые занятия — это хороште средства для духовно-нравственного воспитания.
Введение в ОУД методов духовного познания
О каких-либо общечеловеческих ценностях можно говорить на отдельных занятиях. Так в программу образования и воспитания дошкольников введены занятия самопознания. На таких занятиях происходит не передача знаний от воспитатля к ребенку, а побуждение к творчеству, собственному осмыслению каких-либо нравственных задач. Чтобы на занятиях у ребенка включилась интуиция, развился его внутренний мир, мождно использовать такие методы духовного познания: сидение в тишине; настрой на позиттивные мысли; слушание поучительных историй, притч, сказок; пение и музыка; групповая деятельность. Любой из этих методов можно использовать как вместе, так и по отдельности, а также во всех видах деятельности (помимо специально организованных занятиях). Необходимо определить цель. Приступая к занятию, воспитатель должно точно знать, о какой ценности он расскажет детям. Каждая ценность содержит в себе определенное нравственное понятие (например, любовь — чуткость, щедрость, бережное отношение к живому). Чтобы материал усваивался детьми без труда, необходимо, чтобы занятие проходило интересно и весело. Необходимо использовать дидактические материалы, концентрирующие внимание. Это картины, иллюстрации, плакаты, сборники сказок, рассказов, фонотека, различные виды театров и другие наглядные пособия.
ІІ раздел: «Практическая часть, содержащая характеристику методов и их описание»
1. Сидение в тишине.
Очень важно уметь погружаться в тишину хотя бы на несколько минут каждый день в любое время (сидение и молчание). Это означает «Умственная тишина» или «Молчание ума», спокойное созерцание внутреннего мира. Такие упражнения ведут к уравновешенности, улучшению памяти, умению концентрироваться, развивают интуицию. После использования такого метода дети не только лучше ведут себя, но и лучше усваивают предлагаемый материал. Можно любое занятие начинать и заканчивать, используя этод метод. К «Сидению в тишине» ребенка необходимо подготовить: сесть по-удобней, спина прямая, без напряжения, тело расслаблено, руки положить на колени, закрыть глаза, чтобы ничего не отвлекало. Необходимо сосредоточить внимание на дыхании (вдох — выдох), мысленно повторяя какое-либо двухсложное слово: раз-два, ма-ма. Когда человек расслаблен, кислород поступает без вдоха. Усмение сидеть в тишине со временем стане привычкой для каждого. Данному приему нужно учить от серда к сердцу, а не просто рассказывать словами, т. е. чтобы научить ребенка сидению в тишине, воспитатель должен сам уметь это делать. Регулярная практика «Сидения в тишине» помогает успокоить ум, сделать его ясным. В результате чего можно извлеяь любую информацию, которая находится внутри нас. Получается, что обучение — это припоминание того, что ребенок уже знает.
2. Следующий метод духовного познания — настрой на позитивные мысли.
Настрой на добрый лад создает в душе ребенка чувство равновесия, гармонии. Это состояние может быть достигнуто посредством просьбы и добрых пожеланий себе и ближним.
В этом действии присутствует два ценных фактора: вера в высший Разум и положительная мысль. Эффект заключается в способности мысли человека воздействовать на его внутренний мир и на окружение. Позитивное мышление позволяет развить уверенность в себе, устраняет срах, наполня человека спокойствием и доброжелательностью. Нужно с раннего возраста научить детей понимать знасчения возвышенных мыслей. Дети должны понять, что каковы наши мысли, такова и наша жизнь. Все, чего мы хотим, можно достичь, если наше желание доброе и искреннее...
«Я желаю здоровья себе и своим родным — маме, паме. А еще друзьям, знакомым. Пусть будет мир в нашей сране и на всей Земле».
«Мир, мир, мир везде
Мир в тебе, мир во мне.
Свет, свет, свет везде
Свет в тебе, свет во мне.
Любовь, любовь, любовь везде.
Любовь в тебе, любовь во мне».
«Будь со мной от тоски храня.
Будь со мной, святая Вера,
Не покинь меня.
Будь со мной, будь со мной всегда.
Синеглазая Надежда, светлая звезда!
Будь со мной, просьба так проста.
Будь всегда Любовь со мною,
Что как снег чиста!
Как молитву повторяю,
Повторяю вновь.
Помогите мне Надежа, Вера и Любовь!»
Данные слова дают хороший настрой.
3. Еще один метод духовного познания — рассказывание историй, притч, сказок.
Все дети меняют свое поведение, затихают и становятся сосредоточенными слушателями, когда им рассказывают сказки. От чего это происходит? У ребенка очень сильно развито воображение и в сказках он нахот контакт со своей прародиной. В сказках присутствуют такие свойства души как храбрость, честность и герои, несущие эти качества, которые становятся для детей примером для подражания. «Сказка воспитывает любовь к Родине уже потому, что она — творение народа» — говорил В. А. Сухомлинский.
Истории служат средством передачи информации от поколения к поколению. Слушая истории, создается атмосфера любви и единства между детьми и взрослым. Важность такого общения особо отмечал казхский просветитель И. Алтынсарин. Рассказывание историй, притч, сказок воздействует на волю ребенка. Развитие воли влияет на обмен веществ.
Каким должен быть рассказ, история, сказка?
Во-первых, обратить внимание на продолжительность.
Во-вторых, подобран к теме занятия.
В-третьих, должен помочь осознать не только какую-то ценность, но и развить умение выражать свое мнение.
В-четвертых, выбирать с учетом возраста.
Источники для рассказов: народные сказки, стихи, басни, мифы, притчи.
Как рассказывать сказки, истории, притчи:
• Очень важна обстановка;
• Предпочтителен свободный рассказ;
• Передавать мимикой, интонацией, жестами характер и переживание героев;
• Использовать наглядность, действующую на воображение слушателей;
• Необходимо учитывать семейные обстоятельства детей, чтобы не обострить переживания.
4. Следующий метод духовного познания пение и музыка.
Пение и музыка играют важную роль во всестороннем развитии ребенка. Музыка несет в себе концентрированный образ мира. Она пробуждает те знания о духовном мире, которые заложены внас еще до рождения. Музыка является сильным средством, делающим нас энергичными и здоровыми. Музыка влияет на физическое сотояние в большей степени, чем пища. Природа человека такова, что он в некоторой степени рождается музыкантом с потребностью установить музыкальную и ретмическую связь своего тела с миром. Пение необходимо для развития детей, как делает дыхание глубоким и ритмичным, что полезно для здоровья:
• Приучает к дисциплине;
• Учит работать в команде;
• Получают огромную радость, которая развивает чувство уверенности в себе;
• Включает в работу интуицию.
Музыка и пение создает чувство равновесия и гармонии внутри нас, возрождает в душе любовь и чистоту.
Способы применения музыки на занятиях:
• Прослушивание, где используется классическая музыка;
• Музыка для сидения в тишине (спокойная, красивая мелодия, которая помогает расслабиться и успокоиться);
• Музыка для творческой деятельности.
Музыка стимулирует творчество, способна пробудить сознание человека, раскрыть в нем неожиданные таланты и способности.
Дыхательная гимнастика
Когда человек поет, ему нужно правильно дышать.
Пение — это часть речи, все происходит теми же органами и мышцами. На вдохе мы не можем петь. Звук выходит с выдохом. Я издаю звуки — я принадлежу этому миру. Я не вдыхаю мир в себя. Музыка находится везде: внутри нас и вокруг нас. Дыхание и пение не разделимые вещи. Необходимо выполнять различные упражнения на дыхание, т. е. дыхательная гимнастика. Для этого нужно подготовиться: сесть на краешек стула, спина прямая, руки опущены.
М, в, р, ш, т — звуки, используемые для упражнения на правильное дыхание;
Кроты (хим-хим, роем носом землю, воздух за щеками);
Бр-р-р (губы расслаблены).
Большое значение имеют ритмы
У всех детей существует потребность в собственном ритме. Существует четыре темперамента: холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики. Каждому темпераменту присущ свой ритм. Очень важно выполнять ритмы ногами и руками одновременно. Это как бы запускает двигатель — головной мозг. Ритмы различных темпераментов выполняют все вместе, но дети неосознанно чувствуют, где его ритм.
" - " - слабая доля, " | " - сильная доля.
Меланхолики — | - | - | - | - |
По болоту цапля ходит
И лягушек там находит.
Ногу выше поднимает
И надолго засыпает.
Холерики — - | - | - | - |
Рысцой бежит мой конь ретивый.
На бегу его не тронь.
Копыта искры выбивают,
Из ноздрей летит огонь.
Сангвиники — - - | - - | - - |
Стрекоза, стрекоза!
С переливом глаза
Солнца луч, цвет зари
Твои крылья несли.
Флегматики — | - - | - - | - - |
Быть поросенком — великое дело.
Он в лужу из грязи последует смело.
И молча лежит, и тихонько жует,
Про желудь дубовый песню поет.
Ритмы развивают волю. Их можно использовать как физминутки.
5. Еще один метод духовного познания — групповая или коллективная деятельность. Человек живет в социуме, работает в обществе и для общества. Поэтому ребенка необходимо научить взаимодействовать и жить с другими в мире и гармонии. Множество проблем возникает из-за непонимания и недоверия друг к другу. Чтобы научить ребенка правильному общению, можно в ход занятия включать:
• Разыгрывание сценок (драматизация эпизодов сказок, рассказов);
• Тестирование с помощью цвета;
• Игры;
• Виды совместной работы;
• Творчество.
Разыгрывая сценки, драматизируя жпизоды сказок, рассказов ребенок учится обдумывать положение и находить из него выход, учится взаимодействовать с другими, согласовывая с ними свои действия.
Настроение ребенка может выразиться с помощью цвета. Наблюдения показали, что дети, использующие черный цвет, имеют эмоциональные проблемы; красный цвет —
неспокойный характер; синий (голубой) цвет — спокойная натура; розовый цвет — говорит о доброжелательности и любви.
Игры сплачивают детей, учат их быть открытыми и доброжелательными. Такие игры как «Волшебные сердечки», «Солнечный зайчик», «Веселая полянка», «Цветок пожеланий», «Передача чувств», «Я тебя люблю» помогают в этом.
Совместная деятельность развивает в детях уверенность в себе, инициативу, творчество, ответственность, сотрудничество, умение работать в команде, согласовывать свои действия, единство цели. Например, «Цветок любви».
Рисуем яркое солнце. Делю его на части и раздаю детям, чтобы на каждом кусочке они нарисовали, что такое мир. Затем собираем солнце из частей в одно целое — получилось солнце, согревающее весь мир. Способность к творчеству заложена природой в каждого ребенка. Мозг человека выполняет две функции. Левое полушарие — аналитические способности, речь, интеллект. Правое — интуиция, творчество. Занимаясь творческой деятельностью, оба полушария головного мозга работают гармонично.
Заключение
Выводы и рекомендации:
Используя описанные выше методы духовного познания, нужно обратить внимание на некоторые моменты:
• Не требовать заучивания. Запомнившиеся возвышенные слова песен, цитаты, стихи способствуют развитию хороших мыслей и здоровых привычек у детей;
• Не оценивать! Воспитатель должен помнить, что его задача — помочь ребенку осмыслить жизненные проблемы. Каждый ребенок осмысливает это по-своему. Поэтому не следует давать оценку, кроме того, похвалив одного ребенка и раскритиковав другого, воспитатель может развить комплекс неполноценности одного и гордыню другого. Чуткое отношение к любому мнению, одобряя каждое высказывание, совместно обсуждая варианты ответа — один из лучших способов;
• Не навязывать свое мнение. При обсуждении духовно-нравственных воросов, необходима полная свобода в высказываниях. Главное не то, чтобы получить правильный ответ, а выбор решения. Воспитатель в силу своего жизненного опыта, не должен навязывать своего решения, т. к. оно может не найти отклика в душе детей, не затронуть их сердец;
Должна быть связь с жизнью. Без тесной связи с окружающей действительностью ребенок не найдет решения к какой-либо проблемы, что не гарантирует изменеий в жизни. Хорошо было бы при обсуждении
какой-либо жизненной ситуации, описанной в рассказе, перенести ее в чью-то семью, во взаимоотношение с
родными, соседями, знакомыми («Косточка» Л. Толстой, «Сыновья» В. А. Осеева, «Чувства жалости сильнее боли» И. Алтынсарин, «Потому что я — человек» В. А. Сухомлинский);
• Образ — личность воспитателя очень много значит для детей. Необходимо показать детям единство того, о чем говорю и что делаю. В этом случае будет проложен путь к сердцу детей. Дети тонко чувствуют фальш и не терпят ее. Прежде, чем дать детям знания общечеловеческих ценностей, воспитатель дожен сам осмыслить эти ценности.
Требование к речи педагога.
Через родной язык мы выражаем себя ярче всего. Язык поднял человека над всеми категориями — мир минералов, растений, животных. Язык важен для выражения своего Я. Приятно слушать речь, когда понимаешь о чем человек говорит. Язык — это орудие труда педагога. Иногда мы говорим, а дети живут своей жизнью. В таком случае нужно подумать о своем языке. Когда дети заинтересованы, слушают с вниманием, значит в процессе общения учавствует «Я» педагога. Речь должна быть качественной, четкой. У ребенка определенное отношение к тому, что он слышит. Если речь звучит некачественно, значит это проходит мимо него. Важен творческий подход, любой предмет должен быть искусством.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Тогда они другим необходимы.
М. Лисянский
Используемая литература:
1. Амонашвили Ш. «Размышление о гуманной педагогике», Москва 1996.
2. Библиотека Вальдорфской педагогике в Казахстане «О душевной сущности ребенка», Алматы 1993.
3. Виркунен К. «Гуманистическая направленность Штайнеровской педагогики», Москва «Владос» 1999.
4. Грюнелиус Э. М. «Вальдорфский детский сад», Москва МПИ «Мир книги» 1992.
5. Герц Г. «Вальдорфская педагогика как инновационный импульс», Москва МПИ «Мир книги» 1994.
6. Назарбаева С. «Путь к себе», Алматы Атамура 2000.
7. Третьякова П. И., Белая Ю. «Управление по результатам», Москва Новая школа 2003.
8. «Я человек», Алматы 2000.
- 8661 просмотр