9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Эффективное использование информационных технологий в образовательной деятельности

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Жакупова Зина Утеулиевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. Кабдена Шынгысова города Жезказган» Карагандинская область, город Жезказган

Жакупова Зина Утеулиевна

Одним из наиболее эффективных путей развития сферы образования является информатизация образования, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, что приводит к достижению качественно новых образовательных результатов. Важной составляющей современного образования является материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса, освоение преподавателями современных информационных технологий, которые, несомненно, оказывают положительное влияние на качество организации образовательного процесса.

Основные направления внедрения информационных технологий в образовании:

  • использование в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
  • использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
  • использование в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования;
  • интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

В целях внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий с 2007 года в школы города стало поставляться многофункциональное интерактивное оборудование в рамках проекта «Система он-лайн обучения», включающее комплекс из предметных кабинетов, оснащенных интерактивными досками, проекторами, компьютерами, лабораторным оборудованием по физике, химии и биологии. В настоящий момент в школе по линии республиканского бюджета установлено 5 интерактивных кабинетов, в том числе 1 интерактивный кабинет физики, 1 интерактивный кабинет химии, 1 интерактивный кабинет биологии и 2 универсальных кабинета. Оснащенность школы компьютерной техникой составляет 71 компьютер. В 2014 году численность учащихся в расчете на один компьютер составила в среднем по школе 8 учеников.

Также школа имеет в наличии мультимедийный подиум. Мультимедийный подиум очень эффективно используется при проведении педагогических советов, совещаний, семинаров, конференций. Представление материалов педсовета, конференции или семинара на экране в более наглядном, доступном для восприятия виде, подготовка презентаций обеспечивает лучшее усвоение преподносимого материала, делает работу педсовета, конференции или семинара более интересной.

Одним из основных направлений применения информационных технологий на уроках является использование в учебном процессе электронных учебников. Общее количество электронных учебников по школе составляет 100 комплектов, в том числе 65 учебников, полученных по заказу МОН РК. Библиотека обеспечена учебниками по физике, казахскому языку, биологии для всех классов средней и старшей ступени образования, остальные предметы пополняются электронными учебниками, созданными самими преподавателями. Использование электронных учебников позволяет разгрузить учителя, увеличить заинтересованность учащихся в предмете. Также в читальном зале библиотеки школы имеется несколько компьютеров, которые дают возможность учащимся работать с электронными учебниками самостоятельно. Это повышает познавательную активность учащихся.

Школа подключена к широкополосной сети Интернет по технологии ADSL со скоростью 512 кбит/с. Это даёт возможность учителям и учащимся школы участвовать регулярно, согласно утвержденному графику, в интерактивных уроках в режиме «Он-лайн». В свою очередь, это даёт учителям возможность учиться друг у друга, перенимать опыт учителей-новаторов.

Педагоги школы используют эффективное средство «5+» — программный продукт, актуальный для подготовки выпускников к ЕНТ. Также ими проводятся тренинг-тестирования в сети Интернета на казахстанских образовательных сайтах Ja-Student.kz. и Ent.quick. Проведение таких тренинг-тестирований позволяет также вести оперативный контроль над усвоением материала обучающимися.

Наличие в школе подключения к широкополосной сети Интернет даёт позитивную возможность современных информационных технологий — возможность использовать уникальные ресурсы Интернета в рамках образовательного портала. В частности, педагогами школы широко используются ресурсы следующих образовательных сайтов:

httpss://www.edu.gov.kz/ Сайт Министерства образования и науки РК
httpss://www.abiturient.kz/ Всё для абитуриента Казахстана
www.bolashak.kz Президентская программа «Болашак»
www.video.sabak.kz Онлайн сабақ Қазақстан
elp.kz/login Elp.kz- eLearning Portal Kazakhstan
bilim.idnost.kz Ашық сабақтар сайт
Азбука.kz Образовательный портал

Ресурсы образовательных порталов (презентации, рисунки, схемы, таблицы, тексты, учебные программы, конспекты, тесты, тренажёры, аудио-,видеозаписи, флипчарты) расширяют арсенал методических средств учителя, приводят к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между учителем и учащимся.

Ещё одна возможность — развитие и поощрение творческого потенциала педагогов и учащихся, которые благодаря Интернету имеют возможность дистанционно участвовать в интернет — олимпиадах, интернет — семинарах, конкурсах проектов и т. д. Учащиеся и педагоги нашей школы участвуют в олимпиадах и конкурсах, проводимых республиканским научно-практическим центром «Дарын», в олимпиадах КИО (Казахстанские интернет олимпиады), которые помогают выявлять и развивать одарённых детей. Олимпиады для выпускников, проводимые высшими учебными заведениями, дают учащимся возможность получения внутреннего гранта университетов или же льгот в случае получения коммерческого образования, тем самым создаются условия для успешной самореализации наших выпускников в будущем.

Управление современным учебным заведением включает в себя мониторинг различных показателей, предоставление отчётности в органы образования, ведения внутренней документации и учебных планов. Все эти процессы требуют от работников кропотливой бумажной работы, которая отнимает большое количество времени и сил. Применение информационных технологий позволяет оптимизировать нагрузку на работников образования, создать рабочую атмосферу, которая способствует подъёму творчества, инициативы и новаторства.

Уникальный продукт информационных технологий, эффективный в процессе управления учебным заведением, — электронная школа «Билимал». Электронная система «Билимал» позволяет вести в школе электронный документооборот, комплексный мониторинг обученности, оперативно получать и обобщать информацию об учебном процессе для принятия управленческих решений, более эффективно отслеживать и осуществлять мониторинг в изменении и структуре материально-технической базы, в численном составе, движении педагогических работников и школьников. Система позволяет автоматически формировать сложные отчёты, что облегчает работу администратора.

Путём автоматизации процессов и уменьшения количества ручной работы повышается эффективность деятельности преподавателей и администраторов.

Использование современных информационных технологий в учебных заведениях позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, повышает качество взаимодействия между всеми участниками учебного процесса, усиливает интеллектуальные возможности учащихся в информационном обществе, интенсифицирует процесс обучения и повышения качества обучения на всех ступенях образовательной системы, способствует более полному использованию возможностей информации и открывает перспективы для развития в будущем.

Использование информационных технологий помогает достичь следующие цели:

  • Повышение активности познавательной деятельности;
  • углубление межпредметных связей;
  • увеличение объёма нужной информации;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • формирование информационной культуры;
  • подготовка информационно грамотной личности;
  • подготовка умелого пользователя компьютерными средствами.

Список использованной литературы:

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование,1998
2. Розов Н. Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий при обучении в средней школе.// Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования» № 1- М.:МГПУ, 2003
3. Урсова О. В. Развитие ИКТ-компетентности учителя-предметника как условие успешной реализации профильного обучения. // Профильная школа. -2006.- № 5
4. Гершунский, Б. С. Компьютеризация в среде образования/
Б. С. Гершунский — М.: АПК и ПРО, — 1987. — С.263
5. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании./ И. Г. Захарова — М.: Издательский центр «Академия», — 2003. — С.192
6. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернет-ресурс httpss://journal.kuzspa.ru/ .
7. Виштынецкий, Е.И., Кривошеев, А. О. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения/ Е. И. Выштынецкий, А. О. Кривошеев// Информационные технологии, — 1998. — № 2. — С. 32–37

Категория: