Экологическое воспитание в процессе преподавания географии в школе
СШ № 3 имени Е.Шайкина, г. Сергеевка, район Шал акына
…природа Казахстана
по-своему уникальна и неповторимаД. А. Кунаев
Для Казахстана у природы нашлись самые лучшие краски. С вдохновением мастера использовала она их. В какую бы область республики вы не приехали, вам покажут самое красивое. И прежде всего природу. Она неожиданна и доверчива в любом уголке Казахстана. И вы всегда восклицаете: «А ведь какая красота!» Каждый уголок республики покажет вам
Природа и её ресурсы составляют естественную основу развития народного хозяйства любой страны, служат источником непрерывного роста материальных и культурных ценностей, обеспечивают наилучшие условия труда и отдыха народа.
Воспитание чувства к природе начинается с детского возраста. Задача каждой школы — в течение всего курса обучения учить детей бережному отношению к природе, дать им практические навыки выполнения различных природоохранных мер. В наше время никого не надо убеждать в том, какое значение имеет формирование экологических знаний и умений у подрастающего поколения. Экологическая культура, экологическое образование всего общества и, конечно, школьников — одно из средств решения экологических проблем. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. Проблема охраны природы в наши дни неотделима от задач рационального использования и активного преобразования окружающей среды.
В решении этой проблемы центр тяжести переносится в настоящее время в школу, в сферу образования и воспитания ученика. Экологические проблемы не обходят стороной и нашу Республику Казахстан,
Экономические, социальные, экологические изменения в Республике Казахстан ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большого объёма знаний, интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию. Наиболее эффективно обучение, в условиях которого ученик сам становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать полученные знания.
Особое место в формировании экологических знаний занимает география. География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств личности и экологического мышления. Огромное значение в повышении качества географического образования имеет умение учителя организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у него теоретических знаний.
Экологизация школьного курса географии дает возможность учителю показать
Реализацию идеи экологизации школьного географического курса образования осуществляю на уроках разных типов и во внеклассной работе. Обратила внимание, что на различных уроках или практических работах любой класс не зависимо от уровня развития учащихся при использовании вопросов по экологии заметно оживляется.
Начинается работа на уроках естествознания в 5 классе, где учащиеся получают первые сведения о взаимодействии природы и человека, и продолжается в курсах географии 6–11 классов, происходит накопление и систематизация экологических знаний, решаются экологические проблемы разных уровней, полученные знания применяются в реальной жизни по мере возможности, а также на различных уроках. Программные практические работы по предмету также дополняю экологическими вопросами. В ходе работы проводимой на уроках или практических занятиях пытаюсь решать некоторые задачи: научить вести экологические наблюдения в природе и на производстве; лучше узнать свой край; отработать правила личного природоохранного поведения; применять теоретические знания по возможности на практике.
Вся проводимая работа позволяет сформировать у учащихся систему экологических знаний, показать пути и возможности их практического применения. При этом важно заметить, что работы охватывают всех учащихся.
Система экологических знаний, формируемых на уроках географии
Разделы программы
|
Вопросы экологического образования
|
География (6 класс)
|
|
Земля — планета солнечной системы | Наблюдение Земли из космоса, очаги промышленного загрязнения. |
План и карта | Возможность отображения на карте районов с неблагоприятной экологической ситуацией (Казахстана или своей области и района). Прогнозирование последствий хозяйственной деятельности по картам. Карты охраны и преобразования природы. |
Литосфера | Изменение человеком рельефа, ускоренная эрозия и её предотвращение. Использование полезных ископаемых на примере СКО. Охрана недр. Неблагоприятные последствия добычи и использования горных пород и возможности их предотвращения. |
Атмосфера | Влияние хозяйственной деятельности на климат. Меры по охране атмосферы. Изменение погоды. Перенос загрязнения ветром. |
Гидросфера | Изменение свойств воды в результате хозяйственной деятельности человека. Роль океанических течений в переносе загрязнений. Использование внутренних вод материков и возможные экологические последствия, их предупреждение. Меры по охране вод. |
Биосфера | Взаимодействие человека и биосферы. Меры по охране биосферы. Охрана биосферы своей местности. |
Географическая оболочка | Изменение природных комплексов человеком. |
География. Материки и океаны (7 класс)
|
|
Главные особенности природы земного шара | Систематизация знаний 5–6 классов. Особенности экологии океанов. Деятельность человека в океане и связанные с ней экологические проблемы морского рыбного промысла, морского транспорта, морских зон рекреации, морской добычи природных ресурсов. Международное сотрудничество в деле охраны океанов. |
Разнообразие природы материков и океанов | Охрана природных комплексов. Антропогенные ПТК. Прогноз изменений ПТК своей местности в результате хозяйственной деятельности человека. |
Евразия. Европа и Азия. Северная Америка | Проявление экологических проблем в природных зонах. Причины возникновения и пути решения экологических проблем в странах разного уровня |
Южная Америка. Африка. Австралия | Экологические проблемы южных материков. Примеры рационального и нерационального природопользования на южных материках. Специфика взаимодействия природы и человека в условиях |
Антарктида | Международное сотрудничество в деле охраны природы. |
Земля — наш общий дом. | Обобщение экологических знаний курсов 6–7 классов. |
География Казахстана (8 класс)
|
|
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Казахстана. | Неблагоприятные последствия добычи и использования горных пород и возможности их предотвращения. Антропогенный рельеф. Ускоренная эрозия. |
Климат Казахстана | Влияние человека на климат. Климат и здоровье человека |
Внутренние воды Казахстана | Основные загрязнители и меры по охране. Охрана вод Казахстана. Водные ресурсы и их использование. |
Почвы, растения и животные Казахстана | Земельные ресурсы. Эрозия. Мелиорация и охрана почв. |
Природные зоны Казахстана | Воздействие человека на зональные экосистемы и специфика их экологических проблем. |
Характеристика крупных |
Специфика хозяйственного использования различных |
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана. | Экология добычи и использования местных природных ресурсов. Обобщение экологических знаний курсов 6–8 классов. |
География Казахстана (9 класс)
|
|
Население и трудовые ресурсы. | Экологическое состояние окружающей среды и население. Экологические причины миграций. Экология и здоровье человека. |
Общая характеристика хозяйства. | Рекультивация и охрана недр. Основные промышленные загрязнители. Экологические проблемы Казахстана как результат нерационального природопользования. Специфика хозяйственного использования различных экономических районов Казахстана. |
Взаимодействие природы и общества. | |
География (10–11 классы)
|
|
Общая |
Географическая среда и природопользование. Экологические проблемы городов и агломераций. Экологические проблемы урбанизированных районов. |
Региональный обзор мира. | Специфика взаимодействий в системе |
Углубить свои знания, дополнительно потренироваться в их творческом применении ребята могут в ходе внеурочной и внеклассной работы. Привитию любви к природе способствует школьный биологический комплекс, включающий в себя кабинеты: биологии и географии, теплицу, пришкольный участок, парк «Победы», школьный яблоневый сад, кружок «Юный натуралист». Практически все мероприятия, проводимые в школе, имеют природоохранное значение.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание нужно формировать и развивать именно в школьном возрасте. Так как в этот период у них происходит формирование и развитие нравственного облика, этического отношения к природе, воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма за свое отечество в котором живёшь.
В подтверждение к вышесказанному приведу слова замечательного французского писателя Антуана де Сент — Экзюпери: «Есть такое твердое правило: вставая поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
Помочь детям научиться так, относиться к Земле, как относился к своей планете Маленький принц — такова задача учителя на сегодняшний день.
Журнал «Мастер класса» № 2 2011
Источник: СК ИПК ППК
- 19860 просмотров