Эссе «Обобщение педагогического опыта» учителя начальных классов ЧУ «Средняя школа в честь прп. Сергия Радонежского» Ходус Ольги Владимировны
Ходус Ольга Владимировна учитель начальных классов, стаж 15 лет. ЧУ средняя школа в честь прп. Сергия Радонежского, г. Петропавловск, СКО |
Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете.
В. О. Ключевский
Эти слова являются моим жизненным кредо на протяжении многих лет. Свое эссе я хочу начать с притчи об учителях.
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: „Люди потеряли свой путь. Как быть?“ Один из духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвёртый высокий Дух изрёк: „Вложи в каждого человека жажду знаний и дай им учителя“.
Послал Бог учителей на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времён рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это учителя».
У каждого человека есть свой путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. И счастлив тот человек, кто может определить свой путь и, идя по нему, не сожалеть о своем выборе.
Свою педагогическую деятельность я начала в 1990 году в Новопокровской средней школе. После успешного окончания Петропавловского педагогического училища мне предложили работать учителем рисования в одной из городских школ, с последующей стажировкой в городе Алматы. Но я с первых лет обучения в школе мечтала быть учителем начальных классов, поэтому решила начать свой педагогический путь в сельской школе в качестве учителя начальных классов. Однако мои знания в области изобразительного искусства оказывают мне, неоценимую помощь в работе с детьми и по сей день. И вот я, 19 летняя девушка, стала первой учительницей 1 класса. Мы вместе начали наш нелегкий тернистый путь в страну знаний.
Проработав 8 лет в сельской школе, я поступила в СКГУ на факультет «Теория и методика начального обучения» и в1999 году окончила его, переехала с семьей в город, занималась воспитанием трех сыновей. В 2008 году меня приняли на работу в ЧУ «Средняя школа в честь прп. Сергия Радонежского», где я работаю по сегодняшний день.
В моей школе есть все: радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки. А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые, искренние и порядочные люди — наши дети. И очень ответственная, потому что нам доверили самое дорогое — ребёнка. Я люблю детей просто потому, что они дети. Ребенок — изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру. Это, по словам Плутарха, «не пустой сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». Мой путь — это и путь постижения мира моими учениками, которых родители доверили мне, учителю.
Быть первым учителем — очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём — и он в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо — и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Нельзя сравнивать нашу профессию с другими: подгорит хлеб у пекаря — можно выпечь другой через час или два; строитель неправильно положит кирпич — можно вымерять уровнем и всё исправить. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем. Наверное, потому и осталась учителем, несмотря на то, что есть профессии более «денежные» и менее «ответственные». Осталась, потому и иду по жизненному пути с порядочными и неравнодушными людьми — своими коллегами и, конечно же, с детьми — искренними и чистыми душами.
Считаю, что в современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, поэтому развиваю потребность и способность к самообразованию, формирую стремление к познанию и созиданию. Современное образование, ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребенка учиться, сформировать личность с определённой гражданской и нравственной позицией, определёнными ценностными установками. Понимание необходимости переориентировать детей на продуктивную образовательную деятельность побуждают меня к поиску новых подходов к преподаванию всех учебных предметов.
Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии:
В нынешний век информации уметь работать на компьютере, использовать его в своей работе должен каждый учитель. Я владею компьютером, использую его в своей работе постоянно, что способствует раскрытию творческих способностей учащихся, активизации их деятельности на уроках. Применяю на своих уроках электронные и музыкальные физминутки, презентации и видеофрагменты, тестовые задания, которые нахожу в Интернете или создаю сама.
Добиваться заинтересованности и понимания изучаемого материала, в этом очень помогает использование разнообразной наглядности.
Она способствует глубокому осмыслению и пониманию учебного материала; максимальному учёту возрастных особенностей; прочному и осознанному усвоению материала; укреплению веры в себя у учащихся; развитию воображения и творческой фантазии учеников (у многих возникает желание создавать собственные наглядности); развитию эмоциональной, чувственной сферы ребёнка. Имею наборы репродукций картин в цифровом варианте, различные демонстрационные таблицы. Всё систематизировано по классам, предметам.
Я считаю, что использование наглядности является одним из важнейших моментов в обучении младших школьников. Поэтому в своей работе постоянно использую наглядность, но делаю это дозировано, не перенасыщая учебный процесс.
Еще одним важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к учащимся. Учебный процесс, строю с учетом реальных учебных возможностей каждого ученика, позволяя каждому продвигаться в усвоении знаний оптимальным темпом. На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в микрогруппах, коллективную, но в силу того, что наполняемость класса малая, использую чаще работу в парах, принцип подхвата, когда более сильный ученик курирует более слабого.
Создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Даю разноуровневые домашние задания.
Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям, применяю динамические паузы, физминутки для глаз, музыкальные, танцевальные перемены, стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке, слежу за правильностью позы учащихся, за своевременностью смены видов деятельности, выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.
Постоянное анализирование достижений учащихся — обязательное условие моей работы. Смысл диагностики вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Этому способствуют, рациональное распределение времени на уроке, выбор методов обучения, задачи, которую я решаю каждый день, учитывая возрастные особенности детей, условия школы.
На своих уроках применяю различные виды проверки знаний. Это устная, письменная, практическая, текущая, тематическая, итоговая проверки. Часто применяю тестовый контроль, что позволяет охватить всех учащихся, позволяет экономить время и быстро устанавливать обратную связь, и анализировать результаты.
Важным звеном каждого урока считаю рефлексию, она учит детей анализировать, делать выводы, лучше понимать самого себя, но естественно детей этому приходится учить, а это порой бывает трудно, потому что младший школьник не всегда относится к себе критически, не всегда может реально оценить свой вклад в урок и проанализировать материал.
Интересным открытием для меня в моей работе стали интегрированные уроки. Эту же тему я взяла для своего самообразования.
Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы, а могут включать лишь отдельные, составляющие содержание, методы.
Интеграция — это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.
Цель интегрированного урока — заложить основы целостного представления о природе и обществе, и сформировать собственное отношение к законам их развития. За основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения. Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путём её совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.
Моя практика показала, что интеграция учебных предметов в начальной школе не только возможна, но и желательна. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Предполагаемые формы интеграции позволяют уплотнить урок, задать умелый деловой настрой, бережно относиться ко времени, быстро включаться в работу и переключаться с одного учебного предмета на другой, неназойливо побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Осуществляя на уроках взаимосвязь различных видов деятельности, мы добиваемся активного, заинтересованного включения детей в учебный процесс.
Для повышения познавательной активности учащихся, а также с целью формирования навыка взаимосотрудничества, при проведении практической работы я использую в основном групповую или коллективную форму организации деятельности учащихся. Это позволяет каждому ребенку раскрыть свои творческие способности, воспитывает взаимоуважение и чувство товарищества. Кроме того, работа в группах позволяет учащимся рассмотреть поставленную перед ними задачу с разных точек зрения, а значит, выполнить ее более разносторонне, чем при выполнении аналогичной работы индивидуально.
Таким образом, чередование видов деятельности во время проведения интегрированных уроков снижает утомляемость, создает комфортные условия для ребенка как личности, позволяет избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает у школьников в разряд нелюбимых, повышает успешность обучения.
Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, — очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.
Интегрированные уроки можно проводить, не только при повторении и закреплении пройденного материала, но и при изучении нового материала. Так на уроке обучения грамоты в 1 классе, изучая новые звуки и буквы, ребята с удовольствием конструируют новую букву из пластилина, проволоки или цветной бумаги. А вот на уроке познания мира, при изучении темы «Озера и пруды» дети научились изображать кубышку.
Интеграция на основе сюжетного построения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Домашние задания способствуют раскрытию творческого потенциала детей. Ребята составляют интересные задания для одноклассников: ребусы, кроссворды, чертежи, таблицы.
Главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной творческой личности. Принимаем активное участие в жизни школы. Участвуем во всевозможных выставках, конкурсах, в спортивных соревнованиях. Я стараюсь быть везде примером для детей и принимаю активное участие в общественной жизни школы. И дети всегда стараются помочь друг другу в различных ситуациях.
В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний.
Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс.
В классе проводим праздники с чаепитием вместе с детьми и родителями. На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, педагогами, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих родителей. В помощь родителям я составляю различные памятки «Как помочь ребенку выполнить домашнее задание?», «Влияние режима дня на здоровье ребёнка», «Как помочь ребенку учиться» и др. Хочется отметить, что основной девиз в работе с родителями: «Союз трёх сердец — ученик, родитель, учитель».
За эти годы я ни разу не пожалела о своем выборе. Были трудности, были проблемы, но никогда не было сожаления, потому что, думаю, я поняла главное: «Учитель — не профессия, это состояние души, образ жизни».
Начальная школа замечательная, интересная, увлекательная пора для детишек и их родителей. Это период тревог, забот и сомнений: в надежные ли руки они передают своих малышей, сможет ли учитель понять и по достоинству оценить детские мысли, раскрыть способности каждого ребенка.
И вот год за годом ищу к каждому ученику свой подход, свой ключик. Одному стараешься дать дельный совет, с другого — спросишь строго, к третьему — обращаешься по — матерински ласково.
За годы работы поняла, что необходимо с уважением и любовью, и в то же время требовательно относиться к личности каждого ученика.
Поэтому, прежде всего, на уроках стараюсь создавать такую обстановку, чтобы каждый ученик чувствовал себя личностью, творцом, чтобы каждый из них мог реализовывать и развивать свой творческий потенциал.
И лишь к одному я не смогла привыкнуть за все эти долгие годы: мне всегда очень грустно расставаться со своими учениками.
Вот они перед тобой — такие доверчивые, беззащитные, родные, милые девчонки и мальчишки. Мы всегда вместе — учимся, отдыхаем, путешествуем.
Тесное сотрудничество с родителями залог того, что класс очень быстро становится дружной семьей, где каждый придет на выручку в трудную минуту, будет гордиться успехами товарища, где нет места зависти и жестокости. И может быть, поэтому так быстро пролетают годы, не успеешь оглянуться, а недавние первоклассники говорят тебе уже прощальные слова...
Прощаешься с классом и думаешь, что таких любимых, умных, надежных, дружных больше никогда не будет. Гложет мысль: «А вдруг не смогу привыкнуть к новым малышам, вдруг не найдем общего языка». И так — год за годом, выпуск за выпуском. И вот уже за партами сидят дети моих первых учеников: гордятся своей новой формой, портфелем, их переполняет предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут.
Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему необычному, радуются учению, хотя толком то ещё и не понимают, что это такое. И, глядя на них, понимаешь — ты должен сделать все для того, чтобы в этих глазах никогда не было безразличия и скуки, чтобы школа стала золотой порой в жизни каждого ребенка.
Конечно, за годы работы, по песчинке опыт накапливается, но я продолжаю учиться. Я всегда иду за своими малышами: учатся они — учусь и я: понимать и прощать, сочувствовать маленьким, но таким безмерным для них горестям, поддерживать их и винить во всех промахах себя: не успела, не смогла, пока не научила...
С их помощью я открыла калитку в удивительный волшебный мир детства, научилась на многое смотреть их глазами, удивляться и радоваться.
Прихожу я в свою любимую школу, вижу светящиеся глаза встречающих меня детей, черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу сегодня подарить им радость, радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам. Ребёнку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, успешным, сообразительным. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, нужно только почаще смотреться, как в зеркало, в удивительные детские глаза!
Источник: httpss://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/11/27/esse-uchitelya-nachalnykh-klassov
- 16091 просмотр