Эссе «Применение инновационных технологий на уроках экономических и бухгалтерских дисциплин»
Букырь Юлия Викторовна преподаватель экономических и бухгалтерских дисциплин, первая квалификационная категория Петропавловский строительно-экономический колледж г. Петропавловск |
Работая преподавателем экономических дисциплин в колледже, основной своей целью считаю добиваться такого уровня подготовки своих студентов, чтобы они могли успешно найти свое место в выбранной профессии. Следовательно, они должны выходить из стен учебного заведения с достаточно сформированным уровнем профессиональной компетентности, то есть иметь не только определенную сумму знаний, но и на ее основе адекватно действовать в самых различных ситуациях.
Моей педагогической позицией является активизация познавательной деятельности студентов на основе использования инновационных технологий. В моей методической копилке есть опыт применения следующих технологий: элементы проблемного обучения, технология портфолио студента, развитие критического мышления, дифференцированный подход, создание ситуации успеха и, конечно же, информационно-коммуникационные технологии. Назову несколько приемов, успешно применяемых мной на занятиях экономических и бухгалтерских дисциплин: логическая цепочка, мозговая атака, опорный конспект, эссе, дидактические игры, задания поискового характера, нетрадиционные формы домашнего задания и др.
Хочется отметить, что инновационными являются не только нестандартные формы организации учебной деятельности такие, например, как уроки—деловые игры, уроки-конференции, уроки-презентации и т. д., но и такие уроки на которых инновационная деятельность учителя раскрывается в конструкции урока, в разнообразных необычных заданиях, в умелом создании проблемных ситуаций, в дифференцированном подборе дидактического материала, в организации творческой работы студентов, в создании положительного эмоционального настроя.
Приведу пример инновационного урока по предмету «Экономика организаций» по теме «Показатели движения и использования основных производственных фондов».
В своей работе я широко использую информационно-коммуникационные технологии, так как они, с точки зрения методики обучения, являются эффективным средством оптимизации учебного процесса. Поэтому уже с первого этапа урока я использую интерактивную доску и компьютеры.
1. Вводно-мотивационный этап.
При проведении вводно-мотивационного этапа я настраиваю учащихся на продуктивную деятельность в ходе всего урока, как говорят: «Любой конец зависит от начала!». На данном этапе озвучивается тема урока, четко ставятся его цель и задачи, предлагается план урока.
2. Актуализация опорных знаний.
На этапе актуализации опорных знаний не только проводится проверка знаний, но и также создается условие для активности и самостоятельности студентов на протяжении всего урока. Для более продуктивного контроля знаний я предлагаю следующие задания:
А) Индивидуальная работа за компьютерами в программе «Тестировщик». При этом используются дифференцированные задания. Для сильных учащихся я предлагаю тестовые задания открытого типа, которые не включают в себя готовые варианты ответов, например:
1. Основные фонды предприятия представляют собой...(продолжить предложение).
2. Виды основных фондов по праву собственности.
Для более слабых учащихся предлагаются тесты закрытого типа, например:
1. Основные фонды участвуют в производственном процессе
a) неоднократно; б) однократно;
в) не менее 10 раз; г) они не участвуют.
2.Основные фонды, которые непосредственно не участвуют в производственном процессе:
а) производственные; б) действующие;
в) бездействующие; г) непроизводственные.
Б) Мини-игра «Найди соответствие». Для каждого из приведённых терминов и понятий подберите соответствующее ему определение. Здесь осуществляется работа с использованием интерактивной доски, при этом используется функция перетаскивания объектов при помощи сенсорного маркера.
В) Составить схему «Классификация основных фондов». Студенты самостоятельно выполняют данные задания на компьютерах, а для проверки, выполненные задания выводятся на интерактивную доску.
3. Этап усвоения нового материала.
Для развития творческой активности и самостоятельности студентов и показа практической значимости изучаемого материала было дано опережающее задание: посетить некоторые предприятия города и выяснить, как используются основные фонды на производстве, создать фотоальбом в форме презентации или снять видеоролик. На уроке учащимися были показаны результаты их работы.
Основываясь на работах студентов, была сформулирована основная проблема содержания учебного материала: как влияют основные производственные фонды на получение прибыли предприятия?
Объяснение нового материала ведется с помощью презентаций, которые повышают роль наглядности в учебном процессе, помогают рационально использовать время урока, повышают активность студентов за счет новизны деятельности. На этом уроке я использовала: иллюстрации, фотографии, таблицы, графики, проектируя их на интерактивной доске.
Презентация облегчает усвоение материала студентами, помогает преподавателю контролировать аудиторию; в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшается качество образования.
4. Этап закрепления нового материала.
Главная задача этапа добиться глубины понимания учебного материала, его осмысления и на этой основе выработать необходимые умения и навыки для применения их в решении производственных ситуаций по теме.
Чтобы активизировать самостоятельность студентов, предлагаю им раздаточный материал, который содержит производственные ситуации по новой теме.
Далее я использую элементы развития критического мышления, для этого группа делиться на две подгруппы и каждой из них необходимо придумать вопросы по новой теме, затем студенты задают друг другу эти вопросы. При выполнении этого задания осуществляется взаимоконтроль знаний. По содержанию вопросов и ответов можно сделать вывод о том, насколько новый материал был усвоен учащимися.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
На этапе рефлексии студенты с одной стороны отбирают информацию наиболее значимую для понимания изучаемого материала, с другой стороны они выражают эту информацию своими словами, а значит, лучше ее запоминают. На интерактивной доске выводится следующий текст:
Продолжи предложение:
• Сегодня я узнал....
• Было трудно....
• Теперь я умею....
• Было интересно....
Таким образом, каждый из студентов оценивает свой вклад в достижение цели урока, и, как правило, пассивных при этом нет.
6. Домашнее задание.
Задачей этапа является сообщение о домашнем задании и методики его выполнения, при этом очень важно создать положительную мотивацию. Большую роль в решении воспитательной и развивающей функции домашнего задания имеют нетрадиционные формы домашних заданий. На этом уроке я использовала такую форму домашнего задания как эссе на тему «Роль основных фондов в деятельности предприятия», а также презентацию по новой теме. Из предложенных заданий студенты по желанию выбирают одно. В этом тоже проявляется дифференцированный подход и создается ситуация успеха.
В заключение я хочу сказать, что доказательством эффективности использования инновационных технологий на моих уроках являются результаты, ежегодно проводимой в нашем колледже независимой оценки качества знаний учащихся. По моим предметам в течение трех лет 100% студентов успешно справляются с заданиями.
Литература
1. Аверченко, Л. К. Имитационная деловая игра как метод развития профессиональных компетенций / Л. К. Аверченко, И. В. Доронина, Л. Н. Иванова // Высшее образование сегодня. — 2013. — № 10.
2. Мартынов, В. Г. Развитие инновационной образовательной технологии обучения студентов виртуальной среде профессиональной деятельности / В. Г. Мартынов, П. В. Пятибратов, В. С. Шейнбаум // Высшее образование сегодня. — 2012.
3. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. — 2008.
4. Незамайкин, В. Н. Проблемно-ориентированный контроль знаний в креативной педагогике / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова // Alma mater. — 2012. — № 12.
5. Сорокин Н. Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс, 2005, № 8.
6. Шарипов Р. Х. Концепция инновационного образования// Методист.-2008.-№ 8.
- 12200 просмотров