Факультативный курс: «Защита компьютера и компьютерных сетей» для старших классов средней школы
Факультативный курс: «Защита компьютера и компьютерных сетей» для старших классов средней школы (возможно применение и в ВУЗе)
Разрабатывал курс: Бухонин Иван Игоревич Студент III курса Факультета Информационных Технологий, Специальности Информатика (образовательная) группа Ин(о)-10;
Руководила и правила: Старший преподаватель Кольева Наталья Станиславовна
В послании Президента,
В связи с этим, внедрение в учебный процесс факультативных курсов позволит повысить компьютерную грамотность учащихся, посредством улучшения знаний, по актуальным существующим сейчас проблемам в области Информационных технологий, а именно: защита компьютера и компьютерных сетей (Информационных систем), объяснение работы простейших антивирусных программ, устройство и глобализация компьютерных сетей (Internet), об их вреде и пользе.
Внедрение в процесс обучения факультативного курса «Защита компьютера и компьютерных сетей» приведет к увеличению качества знаний учащихся, расширит доступность образования (в том числе и дистанционного) среди молодежи, даст своевременный толчок для повышения компьютерной грамотности в области защиты информации.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы факультативного курса «Защита компьютера и компьютерных сетей» для старших классов средней школы, что в свою очередь будет способствовать повышению интереса и мотивации учащихся к изучению информатики в школе, а в дальнейшем в высшем учебном заведении.
В предлагаемом факультативном курсе «Защита компьютера и компьютерных сетей» для старших классов средней школы используются активные методы обучения и практические методы обучения: в частности лекции (Этап введения новых знаний) и практикумы (этап закрепления и применения знаний). По степени самостоятельности мышления используются продуктивные методы, в частности метод проблемного обучения.
Витагенное обучение — обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее
Проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.
Проблемное обучение — это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ученика интеллектуальным затруднением (сам без
В разрешении проблемы можно выделить четыре главных этапа:
- создание проблемной ситуации;
- анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;
- решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;
- проверка решения проблемы.
Приведем пример методики проведения занятия с применением проблемного обучения:
Существует 3 этапа вирусной активности, важным является начальный этап вирусной активности, искусственно создаём проблемную ситуацию, таким образом, чтобы дети начали понимать важность изучаемого, и суть проблемы: «Чтобы начать активно действовать в системе, вирусу необходимо разместиться на жестком диске (опционально) и в оперативной памяти (обязательно). По сути, существует три способа скрытого попадания вирусов в оперативную память: загрузка вируса одновременно с операционной системой, при помощи различных методов автозапуска» таким образом, проходят первый и второй этап проблемного обучения. Третий и четвёртый этап: лекционным путём отвечаем последовательно на большинство вопросов, закрепляем и проверяем (решение проблемы) знания посредством практики: практическая работа «Автозагрузка вирусов» (применение знаний по данному уроку, занимает большее время, чем лекционная часть урока).
Курс разработан таким образом, что в лекциях присутствуют ненаучные термины, примечания, и установленные опытным путём факты, таким образом, практически во всех лекциях присутствует и элементы метода витагенного обучения, например: «Примечание. Вирусная активность по отношению к папке автозагрузки может проявляться также в подмене ярлыков. Например, в папке хранится ярлык для
В практической части, например, проверяются элементы REGEDIT, в частности проверьте ветвь: [HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\ Windows\ CurrentVersion\policies\Explorer\Run] и при необходимости удалите оттуда все ключи.
Очень важное место, откуда могут запускаться программы, — это ветвь реестра WindowsLogon: [HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\ WindowsNT\CurrentVersion\Winlogon]. После проверки данных ключей следует перейти к другим и так далее, таким образом каждый ученик будет проверять различные ключи реестра, закрепив знания, изученные в лекции.
К лекционной и практической части были созданы слайды для более наглядного объяснения нового материала. Таким образом, используются, в том числе и
Используются методы устного контроля и самоконтроля в виде устного опроса, вопросы после каждой практики, в плане урока на опрос выделено до 5 минут.
Пример использования проектного метода в факультативном курсе «Защита компьютера и компьютерных сетей» для старших классов средней школы используется на этапе подведения итогов, в частности по утилите DRWEBSYSINFO, где предложено найти схожие утилиты и описать их. Коротко как использовать, что за что отвечает, предварительно проанализировав с её помощью вирусную активность на компьютере ученика дома, таким образом, возможен творческий подход, вплоть до написания аналогичной утилиты самостоятельно (посредством своих знаний, или набросков из интернета).
Выводы и предложения.
Возможно, необходимо внести коррективы в содержание учебного предмета информатика, таким образом, чтобы уделить внимание такой проблеме как Защита компьютера и компьютерных сетей, закладывать основы знаний по борьбе с вирусами ещё в школьном возрасте (считаю целесообразным в старшем звене 10–11 класс). Что в свою очередь повысит уровень безопасности, в информационном пространстве подрастающего поколения Казахстана.
Проведения факультативных занятий по данной проблематике даст своевременный толчок к профессиональной ориентации ученика (возможно,
Факультативный курс: «Защита компьютера и компьютерных сетей» для старших классов средней школы
- 10696 просмотров