Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время
СШ № 32 г. Петропавловск
Проблема взаимоотношений человека и природы в последнее десятилетие стала одной из самых актуальных. Причина тому — резкое ухудшение качества природной среды: ее деградация, а в некоторых странах и разрушение. Эта экологическая проблема и пути ее решения находят отражение в школьном экологическом образовании. Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы.
Исходя из приоритетов Стратегии
Взяв тему своей методической работы «Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время», хочу поделиться опытом работы в этом направлении. География и экология находятся в очень тесной взаимосвязи, именно уроки географии представляют замечательную возможность развивать у детей масштабное сознание, сформировать
В курсе «Физическая география. Начальный курс» (6 класс) экологические уроки можно проводить при изучении каждого раздела. Учитывая возраст детей, предлагается самый различный материал: экологические сказки, былины, песни, легенды. Элементы серьезных экологических рефератов.
В курсе «География. Материки и океаны» (7 класс) учитель выбирает уроки экологического направления и вносит их в
В учебных программах 7 классе можно найти темы, которые позволят учителям дать уроки интегрированного обучения. Так в этом учебном году был проведен урок географии, казахского языка и русской словесности по теме «Арал — тағдыры, адам — тағдыры. Арал — судьба человека».
В курсах «География Казахстана» (8–9 классы) продолжено формирование у учащихся
В курсе «Экономическая и социальная география мира» (10–11 класс) особое внимание уделяется теме «Глобальные проблемы человечества». Здесь готовится конференция, на которой учащиеся не только выступают с рефератами и докладами, но могут высказать свою точку зрения, поспорить, послушать, что знают другие по этому поводу. По возможности на конференцию приглашаются специалисты — экологи, ребята из экологического кружка. Естественно, что в условиях общеобразовательных школ экологическое образование в лучшем случае осуществляется через экологизацию содержания отдельных предметов. Нет обобщения экологических знаний в связи с несогласованностью программ по различным предметам, поэтому эффективность экологического образования не велика.
Экологическое воспитание во внеурочное время
Ведение экологического кружка
Для повышения экологического образования школьников и востребованностью экологических знаний был создан кружок «Кристалл»
Именно кружковая работа позволяет использовать разные методы воспитания, привлекает детей разнообразием форм, увлекательностью.
Работа кружка строится по трем основным направлениям:
- Пропаганда экологических знаний,
- Борьба за чистоту окружающей среды.
- Исследовательская деятельность.
В первое направление входят классные часы, театрализованные представления, конкурсы рисунков, плакатов, газет, экофильмов и выступления перед учителями и родителями. Пропаганда экологических знаний — это одно из самых важных и доступных для ребят направлений. Именно так они изучают сами и знакомят других с проблемами состояния окружающей среды, как нашего города так и мира в целом.
Разработаны и проведены классные часы: «Чей клюв лучше?», «Проблемы города Петропавловска» и другие.
Одним из любимых видов работ в кружке являются театрализованные представления, это очень увлекательные спектакли, сценарии которых мы придумываем сами, распределяем роли, определяем сроки и цели таких представлений. Все сценарии, авторами которых были сами ребята, были опубликованы в сборнике «Сплести воедино истоки корней», изданном СК ИПК и ППК.
Ко Дню Земли — 22 апреля, наша школа превращается в экологический коллаж, потому что идут конкурсы на лучший рисунок, плакат, газету, Ни один класс не остается в стороне, стараются все и младшие и старшие. А кружковцы готовят грамоты, призы и определяют лучшие работы. По итогам проводятся линейки, на которых приглашаются специалисты из разных организаций, связанных с экологией.
Вторым направлением является борьба за чистоту окружающей среды, в этом направлении ребята уже практически стараются помочь нашему городу быть красивым и чистым. Кружок был участником разных экологических акций проводимых в городе таких как:
«Чистым рекам — чистые берега», ребята собирали мусор по берегам нашего Ишима, «Марш парков» — с помощью старшеклассников и учителей сажали саженцы дубов, берез и яблонь на пришкольном участке, а когда были на Вороньем острове, в сосновом бору, помогали студенческому отряду «Жасыл Ел» в прореживании сосновых посадок. Лето для кружка, это не только время каникул, беззаботного отдыха, это участие в областном экологическом слете «Лето», которое проводит экотурцентр «Планета». Все знатоки и любители экологии и туризма собираются в уникальном по красоте уголке природы нашего края, Вороньем острове.
Здесь в течение 3 дней идут конкурсы на лучших экологов и туристов.
За три дня можно научиться самому многому: ориентироваться, читать топографическую карту, преодолевать препятствия, разводить костер, составлять мониторинг разных природных и антропогенно — нарушенных участков, здесь дети находят общих друзей, именно здесь становится ясно, что охраны природы нашей родины — дело общее. Старшие ребята занимающиеся в кружке участвовали в конкурсе детских социальных инициатив, они выдвинули идею создания в школе своей экологической организации. Третьим направлением является исследовательская деятельность. Написание разных рефератов — это только первая ступень, это поиск знаний по той или иной экологической проблеме. А самым серьезным является написание школьных научных проектов, именно исследовательской деятельности школьников уделяет особое внимание руководитель кружка.
Ведение научно-исследовательской работы
С 2006 года я являюсь руководителем школьного научного общества «Импульс» Каждый год учащиеся готовят научные проекты на школьные и городские конкурсы. Основой для написания проектов экологического направления является практическая значимость занятий экологического кружка. С 2001 года кружковцы ведут мониторинг за состоянием снежного покрова в микрорайоне школы. С этой работой на областном конкурсе научных проектов выступала Пец Наташа и заняла 1 место, исследовательская работа в кружке помогла ей в выборе профессии, сейчас Наташа студентка Екатеринбургского университета путей сообщения по специальности
Ведение профильных курсов
Систематичность и накопленный опыт ведения
Профильный курс «Геоэкология Казахстана» ведется уже 2 года, он востребован у учащихся старших классов, 24 ученика являются активными слушателями этого курса, 3 ученика прошлого выпуска выбрали будущую профессию
Диапазон опыта
Сотрудничество с экологическими организациями
Работая с детьми в области экологического образования нужно обязательно сотрудничать со многими специалистами, организациями. Активная творческая работа экологического кружка идет с экотурцентром «Планета», директор
Экологический кружок занимается не только в школе, он активно сотрудничаем с ботаническим садом «Табигат балалары». Это уникальный комплекс созданный руками людей под руководством профессора СКГУ
О работе школьного кружка писали местные газеты, ребят приглашали на телепередачи: «Станция 2030», И вся Земля»- агентства «Хабар»
Результативность данного педагогического опыта
- в процессе проведения данного педагогического опыта повысился уровень воспитанности учащихся, сами ученики стали активными начинателями многих дел по сохранению природы и чистоты родного города;
- простейшие научные исследования, которые ребята научились проводить в стенах школы на занятиях экологического кружка, явились для многих началом серьезных работ в стенах вузов и помогли познакомиться с миром многих профессий, а в дальнейшем и выборе жизненного пути — за это время 10 выпускников школ выбрали профессии
эколого-географического направления; - повысился уровень сдачи ЕНТ со среднего 11,8 до 14.9;
- повысилась посещаемость профильных курсов данного направления с 12 человек в 2007 году до 24 в 2010 г.;
- возрос рейтинг экологического кружка: состав участников составляет 25 человек;
- данный опыт имеет много преимуществ по сравнению с другими, прежде всего тем, что охватывает очень большой диапазон дел, в которых могут участвовать молодые люди: это и туризм, и молодежные акции, серьезные научные эксперименты, театрализованные представления, дебаты и многое другое, что под силу сегодняшнему молодому поколению с активной жизненной позицией
«Образование на уровне 21 века», — говорит в своем послании народу Казахстана Президент Республики
Каждому педагогу необходимо соответствовать требованием нашей эпохи. Поэтому, работая творчески в области экологического образования и воспитания, хочу осуществить свою главную цель: воспитанию личностного отношения к природе и труду человека, привитие норм и правил поведения в природе, эстетического восприятия природы, а в целом воспитание экологически грамотного человека, гражданина своей родины. Уверена в том, что экологические знания не заканчиваются на школьной скамье, мои дети понесут эти знания дальше, кем бы они не стали, главное чтобы жили в ладу, в гармонии с самим собою, с природой, с миром.
Литература
- Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года // Казахстанская правда,
26.12.2003 - Назарбаев Н. А. Казахстан — 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. — Алматы: Білім, 1997. — 30 с.
- Назарбаев Н. А. Через кризис к обновлению и развитию. Послание главы государства к народу Казахстана // Мысль. — 2009. — № 4. — с. 2–11
- Пономаренко Е. В. Формирование экологически ответственной личности выпускника в процессе школьного экологического образования и воспитания // Образование. — 2007. — № 5. с. 138–140
- Бобылева Л. Д. Практика экологического воспитания школьников. // Биология в школе. — 1994. — № 3. с. 12–14
- Захлебный А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.,1984. — 256 с.
- Бобылева Л. Д. Практика экологического воспитания школьников. // Биология в школе. — 1994. — № 3. с. 12–14
- Захлебный А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.,1984. — 256 с.
Журнал «Мастер класса» № 3 2011
Источник: СК ИПК ППК
- 17777 просмотров