Формирование информационной компетенции младших школьников
Тюляева Алма Оразбековна воспитатель, специалист высшего уровня квалификации первой категории, ГУ «Комплекс «Колледж |
Основная задача современного учителя в XXI веке, в период информатизации образования — научить учащихся эффективно работать с разнообразной информацией.
Использование компетентной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, основной ценностью становится освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях [1, с. 79].
Данные умения актуальны для освоения уже в начальной школе, образовательные программы которой, согласно статье 16 Закона РК «Об образовании», «направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения» [2, с. 10].
Компетентностный подход в образовании, направленный на формирование и развитие ряда компетенций личности (иметь знания, уметь их применять, иметь положительную практику самореализации в творчестве), в полной мере соотносится с целью модернизации образования в Республике Казахстан, поскольку компетенция — это осознанная способность человека владеть способами решения жизненно важных задач в конкретной ситуации.
Существует ряд типологических классификаций компетенций. Приведя в пример предложенные
Таблица
Ценностно-смысловая компетенция
|
Мировоззрение, ценностные ориентиры ученика, механизмы самоопределение в различных ситуациях |
Общекультурная компетенция |
Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры: духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов |
Учебно-познавательная компетенция
|
Элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; примеры решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность |
Информационная компетенция |
Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями |
Коммуникативная компетенция
|
Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями |
Социальная компетенция
|
Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи |
Компетенция личностного совершенствования
|
Способ физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности |
В личностном плане это предполагает осознание пользователем мотивов обращения к информации, владение умениями и навыками поиска и восприятия информации, способность к информационному общению.
Образовательные результаты в виде знаний, умений и навыков, а также ключевых компетенций находят своё отражение в образовательных программах по предметам и в
Концептуальные основы обновления содержания образования состоят в постепенном переходе от
В проекте ГОСО
По завершении каждого уровня образования учащийся должен демонстрировать владение указанным минимальным набором видов деятельности, составляющих введенные компетенции. Мы рассматриваем информационную компетенцию.
Таблица 2 — Этапы формирования информационной компетенции
Аспект |
|
Планирование информационного поиска |
|
I уровень |
- делит информацию на известную и неизвестную; - указывает, какой информацией для решения поставленной задачи из представленного списка обладает, а какой нет; - выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи; - пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам. |
II уровень |
- называет, какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи; - пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет; - пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях; - указывает, в каких типах источниках следует искать заданную информацию; - дает характеристику источника в соответствии с задачей информационного поиска. |
III уровень |
- планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию) - самостоятельно и аргументировано принимает решение о завершении информационного поиска (оценивает полученную информацию с точки зрения достаточности для решения задачи). - указывает те вопросы, ответы на которые необходимо получить для решения поставленной задачи из разных по типу источников - обосновывает использование источников информации того или иного типа, исходя из цели деятельности |
Извлечение первичной информации |
|
I уровень |
- проводит наблюдение \эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей; - получает информацию от человека, задавая вопросы; - извлекает информацию из источников, содержащих художественные образы. |
II уровень |
- самостоятельно проводит наблюдение\эксперимент, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска; - самостоятельно планирует и реализует сбор информации посредством опроса (в т.ч. экспертного интервью); - проводит мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей; - извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, источника, содержащего художественный образ. |
III уровень |
- самостоятельно проводит мониторинг СМИ, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска; - самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из статистического источника, исторического источника, источника, содержащего художественный текст. |
Извлечение вторичной информации |
|
I уровень |
- извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям (источник: 1-2 простых по составу источников, содержащих избыточную информацию). |
II уровень |
- самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания, ранжирует их и извлекает искомую информацию; - указывает на обнаруженные противоречия (источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация). |
III уровень |
- извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы (источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой или пересекается с другой). |
Первичная обработка информации |
|
I уровень |
- систематизирует извлеченную информацию в рамках простой (по 1 признаку) заданной структуры; - переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот. |
II уровень |
- систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной (по 2 и более признакам) заданной структуры; - самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме; - переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот. |
III уровень |
- систематизирует извлеченную информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры; - обосновывает структуру для первичной обработки информации целью, для которой используется информация. |
Обработка информации |
|
I уровень |
- точно излагает полученную информацию; - указывает на недостаточность информации или свое непонимание информации; - находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации. |
II уровень |
- излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи; - реализует предложенный способ проверки достоверности информации; - делает вывод или соглашается с выводом на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения. |
III уровень |
- самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, и применяет способ проверки достоверности информации; - делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными. |
Использование логических операций при обработке информации |
|
I уровень |
- воспроизводит объяснение, оценку, аргументацию; - детализирует или обобщает предложенную информацию в соответствии с заданием; - классифицирует по заданным основаниям; - выделяет признаки понятия, объекта, явления, делит их на главные и второстепенные; - находит соответствия и несоответствия. |
II уровень |
- самостоятельно предлагает основания для классификации в соответствии с задачей и классифицирует; - подводит понятие под более общую категорию, самостоятельно дает определение понятия; - выделяет признаки по заданным критериям (основаниям); - проверяет предположение (гипотезу); - сопоставляет объекты и явления по заданным критериям и делает вывод о сходствах и различиях; - выявляет причинно-следственные связи, имея полное описании «ситуации до» и «ситуации после». |
III уровень |
- приводит объяснение или оценку ситуации, явления или процесса с заданной точки зрения; - проводит сравнительный анализ в соответствии с поставленной целью, самостоятельно определяет критерии для анализа и делает вывод; - отбирает алгоритм из числа известных по заданному критерию для применения в конкретной ситуации. |
Таким образом, информационная компетенция позволяет:
- принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;
- самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели;
- самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных
информационно-коммуникационных технологий; - обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов);
- использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Овладение информационной компетенцией создаст условия для личностного развития учащихся, даст им право на самоопределение и успешную социализацию в обществе, определит стиль общения с другими людьми. Поэтому школьное образование должно быть ориентировано на конечный результат. Объектом становится не состав и объем учебного материала, предлагаемого учащимся, а результаты обучения. Компетентность учащихся становится краеугольным камнем системы образования. Учащиеся, наряду со знаниями, должны получать опыт практической деятельности, умение использовать полученные знания в реальной жизни.
Литература
- Иванов
Д. А. Компетенции и компетентный подход в современном образовании//Школьные технологии. — 2007. — № 6. — С. 77–82. - Закон Республики Казахстан «Об образовании». — Астана, Акорда, 2007 г. — 27 июля.
- Хуторской
А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты//Интернет-журнал «Эйдог», 2000. - Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001. — 255 с.
- Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан.
12-летнее образование. Основные положения — Астана,2006.
- 12419 просмотров