Формирование положительной мотивации в дополнительном образовании на занятиях хореографией
Братцева Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория высшего уровня образования, КГКП «Областной Дворец Детей и Юношества», г.Караганда |
Растягивание мышц всего тела является наиболее значимым компонентом, связывающие активное и пассивное состояния тела человека. Разогрев и разминка перед занятиями хореографией, а так же растягивание мышц и поддерживает гибкость мышц, сохраняет подвижность суставов, активизирует весь организм, подготавливает к плавному переходу от простых движений в любом виде танца к более сложным, способствует без перенапряжения в теле переходить от бездеятельности к энергичным действиям. Данная проблема выходит на первый план при занятиях хореографией, активных физических нагрузках, потому что усиленные тренировки вызывают перенапряжение в мышцах, болевые ощущения в суставах и растяжение мышц.
Проблема формирования положительной мотивации в обучении и на занятиях в хореографии относится к числу наиболее значимых направлений научных изысканий, вызывающая повышенный интерес со стороны психологов, педагогов, таких как Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, М. С. Миловзорова, И. А. Бернштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Нельсон, Ю. Кокконен, Г. И. Щукина и др. Выполняя упражнения на растяжку перед репетицией и после нее, сохраняется гибкость и, возможность уберечь обучающихся от типичных травм для танцоров, таких как: артриты, боли в коленях, плечах или пояснице. Коллектив, для которого была разработана программа «Пластика и растяжка» 20 лет работает в направлении народно-сценического танца. В коллективе занимаются около 400 учащихся в возрасте с 5 до30 лет. Коллектив работает на примере Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. В репертуар входят танцы народов мира и эстрадная хореография. В связи с ростом числа детей в коллективе и повышенные требования в исполнении хореографических движений и танцев, на первый план выходит необходимость получения конкретных и точных знаний по вопросу физиологии, пластики и растяжки. Активные занятия и репетиции хореографией, разучивание упражнений на репетициях, участие в различных концертах и конкурсах требуют от учащихся младших и средних групп ансамбля значительных энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми. Активный рост, гормональные изменения все это требует больших физических и энергетических затрат для организма учащегося. Педагогу необходимо учитывать все это при построении структуры занятий с младшими и средними группами, учитывать, что учащимся необходимо покрывать затраты энергии на физическую работу, «пластические» процессы, терморегуляцию. Дети гораздо лучше развиваются физически при систематических умеренных нагрузках, «пластические» процессы протекают наиболее полноценно и успешно. Отсутствие отдыха, тяжелая нагрузка в школе и на различных секциях и дополнительных занятиях, замедляют обмен веществ, рост и развитие ребенка. Рациональному планированию нагрузки с младшими школьниками педагог должен уделять большое внимание. Решающее значение для роста детского организма имеет формирование органов движения — мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата, костного скелета. Ребенок младшего школьного возраста становится более крепким, поэтому он способен выполнять многие движения, которые требуют гибкости, упругости мышц, силы для выполнения самостоятельной растяжки и помощи при работе в паре и группе. Полученный опыт работы хореографом в художественной гимнастике, дает право утверждать, что методы, применяемые на тренировках, не добавляют здоровья растущему организму, но и целенаправленно приучают ребенка не обращать внимания на боль, что часто приводит к тяжелым последствиям после получения травмы. И самое главное, причиняя физическую боль без грамотного, понятного для ребенка или подростка объяснения, причиняем моральную боль, создаем психологические проблемы травмы, которые преследуют человека и во взрослой жизни.
Программа «Пластика и растяжка» является компонентом программы Образцового хореографического ансамбля «Волшебная страна» «Областного Дворца детей и Юношества», г. Караганды, в которой предполагается предметное обучение. Упражнения на различные виды растяжки довольно просты в исполнении, но их неправильное выполнение может принести больше вреда, чем пользы. Именно поэтому так важно владеть методическими знаниями педагогу в этой области. Программа основана на позах и дыхательной системе классической йоги, йоге адаптированной для детей, методе Pilates, созданный Джозефом Пилатесом больше ста лет назад, упражнениях по материалам книги Боба и Джила Андерсон «Растяжка для каждого», основах акробатики и гимнастики. Программа ориентирована на активное приобщение детей и подростков к искусству хореографии и носит образовательный характер. Она разработана в соответствии с законом об образовании РК, Федеральный Закон об образовании РФ, о правах ребенка в РК, Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации, положением о деятельности внешкольных организаций, уставом КГКП «Дворца Детей и Юношества» и другими нормативными актами, действующими в сфере образования РК и РФ. Актуальность программы заключается в том, что необходима разработка дидактического и методического материала для дополнительного образования для занятий по растяжке и пластике. Программа рассчитана на возраст 7-12лет (начинающие),12-16 лет (продолжающие).
Объектом выступает система комплексного развития как единство и целостность обучения, воспитания учащегося конкретным педагогом, объединяющим в себе ролевые функции учителя, воспитателя, наставника и организатора.
Предметом является влияние программы «Пластика и растяжка» на физическое и внутреннее состояние учащихся образцового хореографического ансамбля «Волшебная страна» КГКП Дворца детей и юношества г. Караганды.
Целями данной методики являются:
- разработка системы обучения, направленной на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям по растяжке и пластике;
- развитие у учащихся знаний о своем теле и мышцах;
- овладение умениями в самостоятельной растяжке без применения насилия со стороны педагога;
- развитие у детей мотивации к познанию и самосовершенствованию как основы формирования образовательных, творческих запросов и потребностей;
- отсутствие слез у детей при выполнении растяжки;
- самостоятельность при выполнении всех упражнений с применением собственной силы рук и тяжести собственного тела;
- содействие в приобретении ребенком определенных навыков в овладении искусством танца (выразительности, выворотности, гибкости), умений работать у станка, на диагонали, середине, в положении лежа.
Сущность Программы заключается в создании условий для самораскрытия, самовыражения, самореализации ребенка посредством искусства, овладением своим телом.
Ожидаемый результат:
- укрепление нравственного и физического здоровья детей, занимающихся в ансамбле по данной программе;
- достижение успеха в учебной и творческой деятельности;
- воля, настойчивость и целеустремленность в достижении поставленной цели;
- способность к межличностному общению, совместному контакту в группе и ансамбле;
- адекватный уровень притязаний у каждого ребенка, учитывая развивающиеся способности, формирование высокой и устойчивой самооценки, чувство собственного достоинства, умение реально оценивать свои способности и развивать их;
Систематическая и целенаправленная работа по программе «Пластика и растяжка» будет способствовать формированию у учащихся следующей ключевой компетенции:
Психологическая и аксиополитическая компетенция:
- осознание своей ценности и ценности окружающих;
- понимание постоянства и идентичности своего психического и физического «Я»;
- способность концентрировать сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими;
- овладение рефлексией как средством самопознания.
Так же проводился мониторинг результативности детей, занимающихся по данной программе на протяжении трех лет. Дети, начинающие по данной программе имеют базовые знания по хореографии и отличаются от своих сверстников в физическом развитии. Программа направлена на совершенствование полученных ранее знаний и физическое развитие детей. Программа основана на позах и дыхательной системе классической йоги, йоге адаптированной для детей, метод Pilates, созданный Джозефом Пилатесом больше ста лет назад, по материалам книги Боба и Джила Андерсон «Растяжка для каждого», основах акробатики и гимнастики.
В программе представлены следующие разделы:
Разминка. При разминке используются упражнения, изучаемые в первые годы обучения (танцевальный шаг, танцевальный бег, подскоки, простейшие комбинации из различных видов шагов, галопы, demi plie и grand plie по первой выворотной и прямой позиции).
Йога. Йога — это одно из самых древнейших систем, предназначенных для благотворного влияния на тело, для успокоения нервной системы, укрепления мышечного корсета и прояснения ума. В данную программу включена «Хатха — йога» и ее асаны, не предполагая преподавания философии йоги. Педагоги обязаны обеспечить детей знаниями о том, как развивать поддерживать свое тело здоровым. Определенные позы и осанны, включенные в уроки, дают возможность сохранять подвижность суставов, мягкость и податливость мышц. Йога благотворно влияет на учащихся начальных и средних классов, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога помогает развивать гибкость и координацию движений и в дальнейшем избежать различных травм, характерных для детей занимающихся танцами, сохранить правильную осанку и предотвратить самые распространенные заболевания позвоночника такие как, сколиоз, грыжи и протрузии. Кроме того, йога повышает иммунитет и сопротивляемость вирусным болезням. Йога позволяется расслабиться, она дает выход для природной детской активности.
Программа Pilates. Pilates — программа фитнеса, получившая известность во всем мире как самая быстро развивающаяся техника упражнений. Упражнения Pilates соответствуют результатам современных исследований и современной медицины. Упражнения по данной программе дают возможность плавно и мягко прорабатывать несколько групп мышц, каждому ребенку работать в своем ритме и независимо от природных данных. Данная система хороша тем, что можно постепенно увеличивать нагрузку и эффективность в растягивании и укреплении всех мышц. Упражнения по данной системе следует выполнять с втянутым животом, прямой спиной, и не забывая про глубокое дыхание. Было отмечено, что при глубоком дыхании кровь насыщается кислородом, а жир начинает сгорать только при большом количестве кислорода. Тем самым педагог может формировать фигуру и осанку обучающегося.
Основы гимнастики и акробатики. Гимнастика в данной программе применяется для развития координации, развития силы и гибкости, являясь самым доступным средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания. Большинство гимнастических упражнений сложны в исполнении и требуют определенной физической подготовки и хорошего разогрева всего тела. На уроке рекомендую упражнения из данного раздела применять в конце тренировки. Большинство из них специально разработано для более целенаправленного и эффективного воздействия на отдельные органы и системы организма, психические и личностные свойства занимающихся, для обогащения их опытом — двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным и др. Главным преимущество занятий с использованием элементов гимнастики в том, что не требуется специального зала и сложного оборудования, достаточно не скользящего коврика. В данной программе используются вольные упражнения из акробатики. Вольные упражнения представляют собой комбинации из отдельных элементов (кувырки, шпагаты, стойки на руках).
Дыхательная гимнастика. Практики дыхания применяются для правильного и более эффективного исполнения упражнений как в Pilatese так и в йоге. Практика правильного дыхания может помочь ребёнку развить концентрацию внимания и спокойствие, а также ясный и сильный ум. Во время исполнения различных балансов как стоя, так и сидя на полу, помогают сосредоточиться и выполнить поставленную задачу.
Физиология и свойства мышц. Этот раздел программы дает теоретические знания о физиологии человека, на основе знаний полученных в школе на уроках естествознании и биологии. Побуждение к действию, совет, просьба, беседа, демонстрация — методы объяснения материала.
Методы работы:
1. Метод поэтапного обучения (возрастная дифференциация). Программа рассчитана на младшие и средние группы ансамбля.
2. Метод привлечения индивидуального опыта ребенка (эмоционального, визуального, бытового).
3. Метод коллективной работы (работа в группе, работа нескольких групп).
4. Метод индивидуальной работы, работа в паре, тройках.
5. Метод отчетных занятий, занятия для родителей, «Мастер-классы».
Формы занятий:
- урок;
- открытые занятия.
Главную роль в занятиях по данной программе является стиль общения педагога. Демократический стиль общения и управления детьми, благотворно влияет на развитии личности детей, ребенок рассматривается как равноправного партнера в общении, поиск знаний, оценивание ощущений в теле и мышцах, возможность для детей придумывания названий тех или иных упражнений и поз. Разумная самостоятельность в исполнении простых упражнений. Все занятие должно проходит под четким контролем со стороны педагога, так как многие упражнения выполняются в парах и тройках и нельзя допустить травм и перерастяжений мышц. Многие дети, попадая в различные спортивные секции в возрасте старшего дошкольного возраста, сталкиваются с одним и тем же методом в растяжке «запретить себе страдать». Организм ребенка не является уменьшенной копией организма взрослого человека, требует особого подхода и владением методик в преподавании хореографии, знаний в области физиологии, педагогики и психологии. Главная цель данной программы — растяжка без слез и показателем эффективности является желание детей возвращаться и заниматься по данной программе без принуждения кого-либо со стороны. Хорошие результаты учащихся на многих Республиканских и международных конкурсах говорит об эффективности в правильном выборе подходов в обучении.
Используемая литература:
Петровский А. В, Ярошевский В. Г. История и теория психологии. — Ростов-на-Дону, 1996
Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. — М., 1984
Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. — М.: АПН РСФСР, 1947
Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Т. З.— M.-JL, 1951
Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. — М.: Просвещение, 1989
Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения школьников // Известия АПН РСФСР — 1951. — Вып. 36
Гудкина Н. И. Психологическая готовность к школе — М.; Академический проект, 2000
Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога начальной школы — Рост.-на-Дону. Феникс 2004
Лукутин А. В. Обучение и воспитание успехом. Мотивация учебного процесса и «Технология успеха» в обучении // Педагогический журнал «Учитель» № 2,2001.
Д. Пилатес — «34 упражнения Пилатеса»;
Е. П. Островская — «Классическая йога»;
Исмуков Н. Н. — «Адаптированная йога для всех»;
Боб и Джил Андерсон — «Растяжка для каждого».
- 8449 просмотров