Формирование психологических процессов в подготовке юного пианиста к открытому выступлению
Янке Татьяна Леонидовна, преподаватель по классу фортепиано, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГКП «Детская музыкальная школа № 2 г. Сатпаев» пос. Весовая |
Её величество Музыка — остров гармонии, который дает возможность сохранить сегодня духовную экологию Казахстана. Музыкальная культура представляет своеобразную атмосферу, позволяющую человечеству выжить в сложных условиях современной действительности. Искренность, вдохновение и озарение, правда, добро и любовь, свобода, творчество и стремление к прекрасному, возвышенному — ценности, благодаря которым человечество движется вперёд, поднимая
Результатом напряженного творческого труда юного музыканта является публичное выступление на академических концертах, технических зачетах, конкурсах и фестивалях. Здесь как нельзя лучше проявляются различные свойства характера, темперамента, одним словом натуры юного пианиста — творческая фантазия и глубина эмоций, воля и интеллект, техническая подготовленность. По своим характеристикам публичное выступление для юного музыканта относится к стрессовым ситуациям. Нельзя забывать, что главное в педагогической психологии — применение здоровьесберегающих технологий. Из этого высказывания следует, что юных пианистов необходимо подготавливать не только в профессионально — исполнительском плане, но и в психологическом.
Волнение волнению рознь, и проявляться оно может в разных видах и формах. Всем педагогам известны такие симптомы, как «мокрые ладошки», тряска рук и коленей, страх доведённый до панического состояния, подавленное расположение духа, апатия, безволие, неверие в свои силы. Нередки также резкие перепады душевных состояний, волнение вызывает в ребёнке празднично — приподнятые, возбуждённо — радостные чувства, различные сложные сочетания и контрасты эмоциональных красок, и как следствие, неспособность ребёнка сосредоточиться на исполняемом произведении. Хотя чрезмерное волнение мешает, но и излишнее спокойствие — плохо.
Профессор
Главная роль в оказании психологической помощи ученику — пианисту отводится педагогу по специальности. Выработка достаточных волевых ресурсов должна вестись настойчиво и последовательно, точно так же, как ведется работа над развитием технических умений и навыков. По утверждению известного пианиста
При составлении рабочих учебных планов педагог должен иметь в виду, что эти планы должны быть, прежде всего, индивидуальными. Как же нужно подбирать программу ученику? Вспомним положение
Существует два вида форсирования программы. Первый — изучение трудных произведений, главным образом в техническом отношении. Второй — изучение произведений, которые превышают возможности понимания ученика в силу недостаточного общего развития, музыкальной культуры, эмоциональной и эстетической зрелости. Нетрудно убедиться, что второй вид завышения будет особенно пагубен. Поэтому, даже при наличии технической подготовленности такой путь всегда сопровождается эмоциональной перегрузкой, применением метода «натаскивания». Эмоциональный «нажим», неизбежный со стороны педагога, вызовет преждевременные «эмоции» не свойственные ученику данного возраста. Выбранная для выступления программа, по степени трудности не должна быть предельно возможной как в техническом отношении, так и в художественном.
Одной из первопричин сценического волнения — боязнь ученика ошибиться, остановиться, забыть текст. Волнуются, исполняя публично потому, что боятся забыть, а забывают, как правило, именно потому, что волнуются. Парадокс заключается в том, что провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточной выученности текста. В основе всей деятельности человека лежит память. Музыкальная память, как и все психические процессы так же раскрывается в практической деятельности. Именно её характер во многом определяет и внешние проявления памяти. Внимание! Ошибиться, остановиться, забыть — это разные вещи, и они не всегда связаны между собой, потому что 1- можно ошибиться, но не остановиться и не забыть;
Существует не один тип памяти, а по крайней мере два: память репродуктивная (механическая), и реконструктивная (творческая). Репродуктивная (механическая, образная) память связана главным образом с первой сигнальной системой, особенно ярко представлена у детей младшего школьного возраста. Их мозг ещё не достаточно творчески перерабатывает поступающую из окружающего мира информацию. В этот период запоминание обычно кратковременно, держится не долго. Это та память, которая нужна человеку как основа для будущей деятельности.
Память
С малых лет нужно учить детей самоуправлению, нужно учить детей сосредоточенности внимания — в момент игры мысль не должна делать петель. Ведь не секрет, что многие из
Перед выступлением:
1. За несколько дней до выступления помочь юному музыканту представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление.
2. Играть перед воображаемой аудиторией. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше. Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения.
3. Очень интересны советы И. Гофмана. Он рекомендует 4 способа проигрывания пьес:
1. За фортепиано с нотами,
2. Без фортепиано с нотами,
3. За фортепиано без нот,
4. Без фортепиано и без нот.
5. Очень полезно отдельные моменты проигрывать с закрытыми глазами, это особенно заостряет звуковое представление и глубоко помогает всё ощутить внутренним слухом. Так же полезно погружение в звуковую материю:
1. Пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмента;
2. Пропевание вместе с инструментом, причём голос идёт как бы впереди реального звучания;
3. Пропевание про себя (мысленно);
4. Пропевание вместе с мысленным проигрыванием.
5. Обыгрывание. В этом приеме психологической педагогической подготовки музыкант исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления. Обыгрывание произведения или программы надо делать как можно более часто и постараться достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского, «трудное стало привычным, привычное — легким, а легкое — приятным». Ещё одним необходимым элементом обучения является развитие психологической устойчивости пианиста. К основным путям и способам формирования сценической устойчивости относятся:
- игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания);
- при исполнении программы в трудном месте произносится психотравмирующее слово «Ошибка» (с установкой на безошибочную игру);
- повороты вокруг своей оси до появления легкого головокружения (для концентрации внимания);
- прыжки или приседания до большого учащения пульса (для преодоления схожего состояния в момент выхода на сцену).
Основные
- перед выступлением;
- в день выступления (предконцертный момент);
- само выступление.
Каждый из этапов наполняется конкретным содержанием
Дать однозначный рецепт для того, чтобы каждое выступление юного исполнителя всегда имело успех, не возьмется, пожалуй, ни один из методистов и педагогов. Каждый человек, неповторимая индивидуальность, следовательно, направления, формы и методы подготовки всегда должны основываться на индивидуальных качествах внутренней и внешней среды музыканта.
Полная отдача воплощению музыкального образа, непрекращающийся диалектический процесс открытия прекрасного в исполняемом, жажда выявить все это в реальном звучании — вот путь преодоления сценического страха, психологической адаптации юного пианиста к публичному выступлению.
В день выступления и особенно перед выходом на сцену надо стараться меньше разговаривать, не находиться в шумной компании, не растрачивать понапрасну энергию. До выступления лучше избегать многочасовых занятий на инструменте. Еще один важный «предконцертный» момент: в последние минуты перед выходом на сцену следует категорически избегать лихорадочных выхватываний коротких эпизодов программы и их поспешных проигрываний. Лучше внутренне собраться, представить себе темп, характер первого произведения,
Выступление:
Следует еще раз проверить устойчивость стула, слегка переждать успокаивающийся шум в зале, одновременно с этим окончательно настраиваясь на исполнение. Известно, что сцена диктует свои определенные требования к артисту. Немаловажное значение имеет само сценическое поведение: выход и уход со сцены, поклоны, поведение за инструментом — словом, то, что мы называем артистизмом.
Музыкант должен быть в образе на протяжении всего выступления. Подготовка к концертному выступлению превращается в наиважнейший этап формирования
Музыка для исполнителя является связующим звеном и одновременно средством общения с аудиторией. Преодоление сценического волнения должно идти по пути творческого желания общения со слушателями, а творческое волнение помогает мобилизовать психику, исполнительский аппарат.
Рояль раскрыт,
И оркестровой мощью
Вихрь звуков
С. Калаев.
Литература:
1.
2.
3. С.Фейнберг «Пианизм как искусство» М.,«Музыка» 1969
4.
5.
6. Б.Милич «Воспитание ученика пианиста» Музична Украiна К.:1977
7. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
8.
9. И.Гофман «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» М.: 1961
10. А.Готсдинер «Дидактические основы музыкального развития учащихся» изд. «Музыка», М.:1980
11.
12.
13. Е.Макуренкова «О педагогике
- 12295 просмотров