Формирование социально-трудовых компетенций учащихся с ООП на уроках математики
Байкунуров Дамир Маратович учитель математики, педагог-модератор, стаж 6 лет. КГУ «ОСШ №20», Республика Казахстан, Карагандинская область, город Караганда |
Начиная с прошлого учебного года, я работаю в инклюзивных классах. Несмотря на небольшой опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями у меня есть уже определенный багаж, которым хотелось бы поделиться с вами.
Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. Большая роль при этом отводится математике. Если говорить об общих понятиях, то компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению, а компетентность — это знание и опыт в той или иной области. Компетентность проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались.
Остановимся на формировании социально-трудовой компетенции, что означает овладение знанием и опытом:
- в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя),
- в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя),
- в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
В социально-трудовую компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ребёнок должен овладеть минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Хочется отметить, что социально-трудовая компетенция хорошо реализуется при отработке навыков устного счёта на уроках математики. Применяя устные упражнения, мы формируем и закрепляем у детей сознательные и прочные вычислительные навыки. Проводя такую работу в системе, совершенствуя её, можно добиться, что у учеников не будут проблемы при подсчёте сдачи, при покупке товара, при определении количества бензина, необходимого, чтобы доехать до определённого пункта и т. д., что относится к социально-трудовой сфере.
Каждый раз при решении задачи я стараюсь создать такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка.
Каждый человек не может жить без еды. Для этого он ходит в магазин. И вот как раз ему понадобится математика
На завтрак для 40 человек приготовили 2 кг черного и 4 кг белого хлеба. Сколько хлеба съест один человек? С детьми выясняем, сколько хлеба необходимо для одного человека, сколько на класс, школу.
Уроки начались в 9 часов утра, закончились через 5 часов. Когда закончились уроки? Таким образом, работая над данной задачей, учащиеся невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы. Это организация учебного труда, распределение своего времени в течение дня, выполнение домашнего задания за определенное время.
Данный вид заданий помогает овладеть ученикам теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности, т. е. социально-трудовой компетенцией. Такие задания помогают учащимся приобрести навыки самостоятельной познавательной деятельности. Ребята учатся делать выводы.
Познавательная деятельность каждого ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Поэтому необходимо постоянно возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся как важный мотив учения и как мощное средство повышения его качества и с целью формирования социально-трудовой компетенции.
- 8668 просмотров