«Химико-биологический брейн-ринг»
Тукпаева Марина Павловна учитель химии и биологии Федоровской СОШ № 1 Теректинского района ЗКО |
Цели:
- формирование интереса к биологии через смежные дисциплины;
- формирование коммуникативных отношений;
- умение применить полученные знания на практике.
Задачи:
Образовательные: расширять знания учащихся по биологии, химии, экологии;
Развивающие: развивать любознательность, умение наблюдать и делать выводы, умение отстаивать свои убеждения, активизировать мыслительные процессы;
Воспитательные: активизировать познавательный интерес учащихся, развивать чувство прекрасного.
Оборудование: столы для игры; карточки-задания; проектор; секундомер.
Метод: игра
Правила игры:
- От каждого класса выступает команда из 6 человек.
- Все команды участвуют в игре одновременно.
- Игра идёт до 6 очков. Побеждает команда, набравшая это количество баллов.
- Ответ на вопрос оценивается в 1 балл. Право на ответ дает поднятая рука капитана. Если команда дает неправильный ответ, то отвечает другая команда. Если ответа нет, то балл суммируется с баллом следующего вопроса, так происходит до 3 баллов, после чего эти баллы сгорают.
Ход игры:
Вопросы к игре
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поиграть в увлекательную игру
1. Витамин Д или кальциферол участвует в обмене кальция и фосфора в организме. Укажите другое название данного витамина и почему его так называют? (антирахитический витамин).
2. Каким физическим явлением пользуется заяц, убегая от лисы и делая резкие прыжки в сторону? (Явление инерции: лиса по инерции пробегает вперёд и только потом поворачивается).
3. Где на Земле грибы бывают выше окружающих деревьев? (Тундра)
4. Переведите на греческий язык «учение о жилище» (экология).
5. Заменив одну букву в названии химического элемента семейства актиноидов на другую, получите название летучей мыши с большими ушами. (
6. Этот грызун живёт в Венесуэле и Колумбии. На местном наречии его название означает «господин травы». Питаясь травой на болотах, этот «господин» набирает 50 — 60 кг веса и 1,5 м длины. Самый крупный грызун. (
7. Кто тяжелее: самая большая акула или слон? (Китовая акула весит 30 тонн, слон 6 тонн)
8. На воде лежали огромные округлые листья, диаметром до 2 м, нижняя часть листа покрыта мелкими колючками. Клубни этого растения местные жители употребляют в пищу и считают их деликатесом. Цветёт оно в январе. Его белые крупные цветки, напоминают цветки белой кувшинки, цветут около полутора суток. О каком растении идёт речь? Где оно растёт? (Виктория — регия, р. Амазонка).
9. Что послужило основанием для утверждения, что Христофор Колумб подарил человечеству нечто больше, чем новый материк? (1536, открытие картофеля).
10. Кит хотя и живёт в воде, но дышит лёгкими. Несмотря на наличие лёгких, кит не проживёт и часа, если случайно очутится на суше. Почему? (Масса кита достигает 90–100 т. В воде эта масса уравновешивается выталкивающей силой. На суше у кита под действием столь огромной массы сжимаются кровеносные сосуды, прекращается дыхание и он погибает. Действует сила Архимеда: раздавливает собственный вес).
11. Соединением какого химического элемента был отравлен Наполеон? (мышьяк).
Дополнительная информация к мышьяку. Официальная версия смерти Наполеона гласила, что он умер от рака желудка. Спустя 140 лет врачи Смит и Форшуфвуд провели анализ волос. Врачи знали, что мышьяк, попав в организм человека, накапливается в волосах. Анализ показал, что мышьяка в волосах Наполеона было в 13 раз больше обычного. Следовательно, он был отравлен этим ядом, который подмешивали ему в пищу. Даже обои были пропитаны мышьяком.
12. Описаны случаи, когда баобабы, растущие в зоне тропиков, в середине лета, в самую жару, сбрасывали листья. Почему? Дайте объяснение. (В жару сильно повышается испарение влаги листьями. Чтобы избежать обезвоживания, баобаб сбрасывает листья — испарение воды резко понижается.)
13. Переведите на греческий язык «сам питаюсь» (автотроф)
14. Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? (оляпка)
15. Заменив первую букву в названии элемента первой группы, получите название избыточно увлажнённого участка земли, заросшего растениями. (
16. Пищевая промышленность не может без него выпустить ни мармелада, ни желе, ни многие сорта конфет. Он предохраняет джемы и варенья от засыхания, увеличивает сроки хранения хлеба, не даёт крошиться мороженому. Оно идёт на изготовление косметических кремов и зубных паст. Совершенно безвредно для человека,
17. О каком соединении серы упоминал
«Тогда услышал я (о, диво) запах скверный,
Как будто тухлое разбилося яйцо…» (сероводород)
18. Страницы летописей доносят до нас рассказы о её чёрных делах. В 125
19. В истории человечества они оставили глубокий след. Они не щадили не только простых людей, но и «сильных мира сего». Эти паразиты явились причиной смерти сирийского царя Антиоха Епифана, иудейского царя Ирода, римского императора Максимилиана, испанского короля Филиппа II, диктатора Суллы, отравили жизнь датского принца — жениха Ксении Годуновой, сподвижника Петра I. Кто это? Какую болезнь они переносили? (Вши; чума).
20. Кого из моллюсков зовут «ловушкой смерти»? Почему? (Тридакна. В ней была найдена жемчужина весом 7 кг, длиной 23 см, шириной 14 см, высотой 15 см. Назвали «Голова мусульманина»).
21. Каким индикатором нельзя распознать кислоту? (фенолфталеином)
22. Хобот — это нос или губа? (губа)
23. Алхимик Брандт в 1669 году получил светящееся в темноте вещество. Назовите это вещество. (белый фосфор)
24. Почему весной запрещен промысел пушных зверей? (наступает брачный период)
25. «Какие великолепные грибы!» — восхищённо сказал древнеримский император Клавдий своей супруге Агриппине, угощавшей его домашним обедом. «Почему их не подавали ранее? Отныне пусть подают мне только такие грибы!» Распоряжение императора осталось невыполненным: на следующий день он скончался. Какой гриб подала Агриппина своему мужу? (Бледные поганки).
26. С какой водорослью связано существование моря без берегов? Где находится это море, и почему моряки избегают заходить в его воды? (Саргассово море; саргассумы).
Подведение итогов, (определяется победитель).
Использованные источники:
- 10372 просмотра