Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей
Бутакова Наталья Александровна воспитатель, стаж 4 года, Мини–центр КГУ Средняя школа № 9. Казахстан, Северо–Казахстанская область, г. Петропавловск |
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Моя задача, как педагога — создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи.
В свое практике я использую игровые упражнения и мероприятия по разным направлениям развития детей в соответствии с их возрастом, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия.
Работа по развитию речи проводится в системе охватывающей все её стороны. В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности.
Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает социальное окружение, я стараюсь своим примером показывать образец правильной речи. В своей речи я придерживаюсь определенных требований:
- смысловое содержание обращенной к ребенку речи должно быть близким и понятным детям;
- обязательна грамматически правильная речь воспитателя;
- при речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка, ведь монотонная невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций;
- речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться, при осуществлении всех задач: расширения словаря, воспитания грамматической и звуковой правильности речи.
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. Игра — один из тех видов детской деятельности, которые я использую в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры возникают основные психические новообразования данного возраста;
Игра происходит и развивается не спонтанно, поэтому я создаю необходимые условия для последущего развития игры.
Общественность в жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид его деятельности — это игра.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
В формировании грамматического строя речи детей — дошкольников большую роль играют дидактические игры, и я как педагог использую их не только не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни: на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же необходимо рекомендую родителям дома использовать чаще такие игры и упражнения как «Большой — маленький», Магазин«, «Назови картинку», «Лото», «Назови какой», чаше играли с детьми в сюжетно-ролевые игры, так как это те игры которые отражают окружающую жизнь; дидактические игры, так как именно эти игры развивают речь, мышление, формируется умственная деятельность, воля, выдержка, самообладание.
Мы знаем, какую большую роль в развитии языка детей играют взрослые. Мое участие в свободных играх детей не может ограничиться только организацией обстановки, подбором игрового материала, поэтому я проявляю интерес к самому процессу игры, даю детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговариваю с ними по существу их игр, влияю на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, я как педагог, должна содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть и в языке, своих положительных, лучших сторон.
Главное направление развития речи на 4-5 году жизни (средняя группа № 1)— это формирование контекстной речи. Этот процесс начинается у некоторых детей уже на четвертом году жизни, но особое значение приобретает в среднем дошкольном возрасте. На первый план выступает специальное обучение связной речи и рассказыванию, как коллективное, так и индивидуальное.
На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь между структурой слова и функцией предмета (человека, объекта), который этим словом обозначается, вследствие чего дети активно экспериментируют со словами. Происходит как бы взрыв словотворчества («узорчивая», «угольчатая» (снежинка), «собачоночка», «сынок-слоненчик», я «красавлюсь». Ребенок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм.
На пятом году жизни ребенка начинает привлекать повествование, причем повествование-импровизация, которое сродни творческому рассказыванию. Поэтому с детьми проводится игры-драматизации по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а также авторским рассказам: «Кто сказал „мяу“?» В. Сутеева, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и др. Наряду с сюжетно-ролевыми играми по мотивам фольклорных и литературных произведений дети уже сами разыгрывают театрализованные представления.
С детьми проводятся следующие игры с грамматическим содержанием: «Узнай по описанию», «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише для прогулки» (образование сущ. Р. п. мн. ч.), «Чье, чье? — мое» (образование притяжательный местоимений), «Что изменилось?» (активизация употребления предлогов с пространственным значением: на, между, около и наречий),
Игра «Чаепитие»
Целью данной игры явилось:
• Формировать у детей представление о чайной посуде.
• Развивать умение понимать обобщающие слова.
• Учить принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.
• Учить объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
• Продолжать учить детей здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность.
• Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос.
• Создать положительное эмоциональное настроение в группе.
• Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.
Предварительная работа:
занятие по развитию речи «Ждем гостей», беседа о столовых приборах и посуде, правилах поведения в гостях и за столом. «Что делаем в гостях», «Как ведём себя в гостях», «Почему мы ходим в гости». Дидактическая игра «Какие ласковые слова вы знаете»
В ходе игры дети получили знания о чайной посуде и о посуде так таковой, овладели такими новыми словами как самовар, сухарница, сахарница, чайник, чашки, блюдца, ложки, салфетница, Научились понимать и обобщать новые слова.
Таким образом, основные задачи развития речи — (воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания) — решаются на протяжении всего дошкольного детства.
- 16482 просмотра