«…И жизнь, и слезы, и любовь…»
Бикина Х.Х., учитель русского языка и литературы
Мамлютская средняя школа № 3 им. Х. Бектурганова
Любовь — это готовность
провести вдвоём вечностьМихаил Эпштейн
Заседание литературной гостиной
Цель: создание условий для осознания гармонии чувств и слов, красоты человеческих отношений на примере творчества лучших мастеров слова.
Задачи:
- формировать стремление познавать прекрасное;
- развивать потребность в реализации собственного творческого начала.
Оформление: на доске записана тема заседания, эпиграф, фамилии поэтов; стилизация под театральную сцену, свечи, в центре небольшой стол, на белой скатерти красная роза; музыкальные фрагменты, видеофрагменты.
Оборудование: интерактивная доска (презентация), компьютеры.
Ход заседания:
Затемнение, горит свеча, ученица за столиком склонилась над письмом. На белом фоне высвечивается силуэт юноши: он читает письмо Желткова из рассказа «Гранатовый браслет» Куприна на фоне музыки (Бетховен «Соната № 2»).
«Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за
Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“.
Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я её люблю потому, что на свете нет ничего похожего на неё, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто воплотилась вся красота земли…
Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Всё равно сердце было бы всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас, сладким бредом…
Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю всё самое дорогое, что было у меня в жизни: Ваш платок, который Вы забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, — о, как я её целовал, — ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе… Кончено.
Я уверен, что вы обо мне вспомните. Если вспомните, сыграйте сонату
От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу, целую Ваши руки.
Г.С.Ж.»
Учитель: «Вера Николаевна слушала музыку, а в уме её слагались слова. Они совпадали в её мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».
Ученик:
«…Я перед тобою — одна молитва: „Да святится имя Твое“….Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь.
„Да святится имя Твое“.
…Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. „Да святится имя Твое“.
…Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю — слава Тебе!…»
Муз. фон (Ричард Клаудерман «Ромео и Джульетта»)
Учитель: Я думаю, что любая женщина мечтает о таком послании. Только любящее сердце способно сказать такие слова. Сегодня мы поговорим с вами о любви, о прекрасном чувстве, которое приходит к каждому человеку. И каждый принимает её и переживает
- Любовь слишком хрупка! Она боится грубого слова и неверного жеста.
Любовь — это поэзия, это музыка человеческого сердца, мелодия удивительная, прозрачная, как слеза.
Человек ждет любви.
Но и любовь ждет к себе тоже особого внимания, особых поступков, тонких созвучий слов.
А как вы понимаете, что такое любовь?
(ответы детей, присутствующих взрослых)
Муз. фон (Ирина Круг «Тебе, моя последняя любовь»)
Учитель: Любовь ждет особой музыки вашего сердца. Вслушайтесь в поэзию, в музыку любви, и пусть она затронет струнки ваших сердец.
Ученик:
- Я гитару настрою на лирический лад,
И знакомой тропинкой уйду в звездопад.
Быть красивой, как песня, попрошу я ее.
И гитара взорвется, как сердце мое.
Ученица:
- К долгожданной гитаре я тихо прильну,
Осторожно и бережно трону струну.
И она отзовется, призывно звеня…
Добротою наполнит тебя и меня.
Звучит песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать…» (в оригинале или в исполнении учащегося под гитару)
- Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
- Давайте говорить
Друг другу комплименты —
Ведь это всё любви
Счастливые моменты.
- Давайте горевать
И плакать откровенно,
То вместе, то поврозь,
А то попеременно.
- Не надо придавать
Значения злословью,
Поскольку грусть всегда
Соседствует с любовью.
- Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз,
Не ошибиться снова.
- Давайте жить, во всём
Друг другу потакая,
Тем более, что жизнь
Короткая такая…
Муз. Фон (P. Weekers «Wish you were here»)
Ученица: Любовь прекрасна, она требует взаимопонимания, высоких человеческих чувств. Надежда Александровна Лохвицкая, известная как Тэффи, была очень популярной. Ее перу принадлежат не только прозаические произведения, но и стихи.
- Ты меня, мое солнце,
Все равно не согреешь,
Ты горишь слишком тихо —
Я хочу слишком знойно!
- Ты меня, мое сердце,
Все равно не услышишь,
Ты стучишь слишком звонко —
Я зову слишком робко!
- Ты меня, мое счастье,
Все равно не утешишь,
Ты солжешь слишком нежно —
Я пойму слишком горько!
- Ты меня, мой любимый,
Все равно не полюбишь,
Я горю слишком ярко —
Ты возьмешь слишком просто!
Всего четыре строфы, а сколько чувств, эмоций, переживаний…
Ученик:
- Вот иду, иду я напевая.
И слова у песенки просты:
— Где же ты, где же ты, милая, родная,
Девушка моей, моей мечты?
В сопровождении гитары звучит песня из фильма «Ирония судьбы…». Муз. М. Таривердиева, сл. В. Киршона или демонстрируется фрагмент из кинофильма.
- Я спросил у ясеня: «Где моя любимая?»
Ясень не ответил мне, качая головой.
Я спросил у тополя: «Где моя любимая?»
Тополь забросал меня осеннею листвой.
- Я спросил у осени: «Где моя любимая?»
Осень мне ответила проливным дождем.
У дождя я спрашивал: «Где моя любимая?»
Долго дождик слезы лил за моим окном.
- Я спросил у месяца: «Где моя любимая?»
Месяц скрылся в облаке, не ответил мне.
Я спросил у облака: «Где моя любимая?»
Облако растаяло в небесной синеве…
Муз. фон (Шопен «Вальс»)
Ученица: Человек мечтает найти свою любовь, ведь она — источник жизни и вдохновения. Именно в таком состоянии многие ученые делали открытия, люди физического труда совершали невозможное, художники писали картины, поэты слагали стихи.
Учитель: Анна Керн, Айседора Дункан, Беатриче, Лаура, Наталья Гончарова, Полина Виардо, Елена Денисьева… Им посвящали стихи великие поэты. Как восторженно, нежно, писал Пушкин о Наталье Гончаровой! Натали… Первая красавица в России, избранница поэта, обручальная песнь его, его любовь, его жена, его Мадонна…
Муз. фон (Celine Dion «My heart will go on»)
Ученик:
- Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
- В простом углу моем, средь медленных трудов
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
- Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
- Исполнились мои желания, Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Муз. фон (Шопен «Вальс»)
Ученица: Но в жизни Пушкина была еще одна женщина, которая дожив до глубокой старости, до конца дней носила в сумочке подарок великого поэта. Этой женщиной была Анна Петровна Керн.
Пушкину было 12 лет, когда он встретился с
После встречи с Керн Пушкин глубокой ночью сидел за столом и писал… Рядом с листком бумаги лежал камешек, о который Керн споткнулась во время прогулки, коснувшись своей ножкой.
Горела свеча. В раскрытое окно влетали бабочки и, опаленные пламенем, ложились на листок, а рядом ложились пушкинские строки…
Муз. фон (Кенни Джи «Момент»)
Ученик читает стихотворение «Я помню чудное мгновенье»
- Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась Ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
- В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
- Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
- В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
- Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
- И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Муз. фон (Стефан Николаи «Вчера»)
Ученица: Великий Пушкин писал. А свеча все горела. Свеча… в ней всегда
Муз. фон (Celine Dion «My heart will go on»)
Ученик читает стихотворение
- Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
- Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
- Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
- На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
- И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.
- И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
- На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
- Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Муз. фон (Стефан Николаи «Вчера»)
Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь» входит в цикл стихов, составляющих последнюю часть романа «Доктор Живаго». Это роман особого типа — роман поэта Б. Пастернака о поэте Юрии Живаго, о поэзии и о том, как она рождается. Замысел стихотворения «Зимняя ночь» возникает во время Рождественских праздников в 1911 году, когда юные Тоня и Юра влюблены друг в друга. Завершение стихотворения «пришло» через 10 лет в Варыкино, где Лара и Юрий спасались от стихий революции.
Муз. из
Ученица: Елена Александровна Денисьева и поэт Федор Иванович Тютчев. Их любовь длилась 14 лет. Да, он любил их обеих — и Денисьеву, и жену. Кем он был для них: злодей, не желающий делать зла, друг, бессильный совершить добро? Его убеждения находились в постоянном противоречии с его поступками.
Как все сплелось, как запуталось? Когда Леля — Елена Александровна Денисьева — умерла, наступило время страшного раскаяния. Тютчев жестоко укорял себя, что, в сущности, именно он сгубил ее тем двусмысленным положением, в которое поставил, не имея сил порвать с семьей, где его любили, и духовная привязанность к которой оказалась не менее сильной, чем его сердечное влечение.
Елена Александровна умерла, но осталось ее имя, олицетворяющее в отечественной литературе одну из вершин философской лирики поэта.
Ученик читает стихотворение Тютчева «Последняя любовь»
- О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, —
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.
Ученик:
- Я встретил вас, и все былое
В отжившем сердце ожило:
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло.
В свои 18 лет Тютчев прибыл в Мюнхен, и здесь он встречает на одном из светских раутов очаровательную Амалию Лерхенфельд, побочную дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III. Она поразила Тютчева своей красотой, образованностью, глубиной чувств. Тютчев околдован и очарован.
Учитель пения исполняет романс «Я встретил вас» (сл. Ф. Тютчева, муз. неизв. автора)
- Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце отжило;
Я вспомнил время золотое,
И сердцу стало так тепло…
- Как поздней осенью порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И
- Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
- Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Неумолкавшие во мне…
- Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!
Муз. фон (Георгий Свиридов «Вальс»)
Ученик: Прекрасная поэтесса Анна Ахматова вышла замуж за друга своей юности Николая Степановича Гумилева. Он любил ее уже три года, и она верила, что ее судьба быть его женой.
Ученица: Ахматова писала: «Коля собирается приехать ко мне. Я безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснений. Он так любит меня, что даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моем решении? Если он будет против брака, я убегу, тайно обвенчаюсь с Николя»
- Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
Муз. фон (Поль Мориа «Токката»)
Ученица читает стихотворение А. Ахматовой «Долгим взглядом твоим истомленная»
- Долгим взглядом твоим истомленная,
И сама научилась томить.
Из ребра твоего сотворенная,
Как могу я тебя не любить?
- Быть твоею сестрою отрадною
Мне завещано древней судьбой,
А я стала лукавой и жадною
И сладчайшей твоею рабой.
- Но когда замираю, смиренная,
На груди твоей снега белей,
Как ликует твое умудренное
Сердце — солнце отчизны моей.
Муз. фон (Ф. Шуберт «Аве Мария»)
Ученик: Пусть сердца наполняются эмоциями. Человек умеет и восхищаться, и удивляться, и радоваться, и грустить, и страдать…
Слайд № 18
1906 год, Коктебель… Марина Цветаева в гостях у друга семьи — Максимилиана Волошина. Здесь она знакомится с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Все было, как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий, тонкий незнакомец с огромными
Муз. фон (Нина Рота «Ромео и Джульетта»)
Ученица читает стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо…»
- Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
- Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно бесполезны! —
Под крыльями раскинутых бровей —
Две бездны.
B его лице я рыцарству верна,
— Всем вам, кто жил и умирал без страху! —
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.
Ученица: Прекрасные стихи поэтессы Цветаевой ''Мне нравится, что вы больны не мной'' — одно из самых известных ее стихотворений. Посвящено оно Маврикию Александровичу Минцу, а стало таким популярным благодаря советскому фильму ''Ирония судьбы, или С лёгким паром!''. Мелодичные строчки Марины Ивановны были положены на стихи Михаила Таривердиева, вложены в уста главной героини и спеты Аллой Борисовной Пугачевой. Надо отметить, как нежно и проникновенно спеты… Вот — эти глубокие и проникновенные строки без потаенного смысла, чистые и сильные.
Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» исполняется под гитару или демонстрируется видеофрагмент
- Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
- Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
- Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши
За солнце, не у нас над головами,
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!
Муз. из
Ученик: А сейчас, чтобы нам не грустить, мы расскажем о другой любви. Хотя и в ней есть страдания, но надеемся, вы, слушая это стихотворение, улыбнетесь. Говорят, у любви нет возраста. И прийти она может очень рано.
Ученики 5 класса читают стихотворение А. Барто «Первая любовь»
- Каждый может догадаться —
Антонина влюблена!
Ну и что ж! Ей скоро двадцать,
А на улице весна!
- Только звякнет телефон,
Тоня шепчет: «Это он!»
- Стала ласковой и кроткой,
Ходит легкою походкой,
По утрам поет, как птица…
- Вдруг и младшая сестрица
Просыпается чуть свет,
Говорит: «Пора влюбиться!
Мне почти тринадцать лет.»
- И Наташа на уроке
Оглядела всех ребят:
- «Юрка? Слишком толстощекий!
Петя — ростом маловат!
Вот Алеша — славный малый!
Я влюблюсь в него, пожалуй».
- Повторяет класс по карте,
Где Иртыш, где Енисей,
А влюбленная на парте
Нежно шепчет: «Алексей!»
- Алик смотрит огорченно:
«Что ей нужно от меня?»
Всем известно, что девчонок
Он боится, как огня.
- Он понять ее не в силах!
То она глаза скосила,
То резинку попросила,
То она вздыхает тяжко,
То
Подает ему любя.
- Алик вышел из себя!
Поступил он с ней жестоко
Отлупил после урока.
- Так вот с первого свиданья
Начинаются страданья.
Учитель: Поприветствуем наших маленьких участников — учащихся 1 класса (инсценировка песни «А ты меня любишь? Ага!» муз. Dj Slon & Ангел, сл. А. Шамуилова)
- На улице дождик,
На улице слякоть,
А им всё равно.
Идут они вместе,
Один у них зонтик,
Идут из кино.
Маленькая девочка
Маленькому мальчику
Задаёт вопрос:
Что такое небо,
Что такое солнышко,
Что такое любовь?
- А ты меня любишь? — Ага.
А ты со мной будешь? — Ага.
Так будем мы вместе,
Так будем мы рядом
С тобою всегда!
- А что скажет мама,
А что скажет папа,
Когда будем вместе гулять?
Они ведь и так никуда не пускают,
С тобой не пускают играть.
- А ты меня любишь? — Ага.
А ты со мной будешь? — Ага.
Так будем мы вместе,
Так будем мы рядом
С тобою всегда!
- Давай пока никому…
Не будем говорить,
Пока не наступит такая минута,
Когда можно будет любить.
- А ты меня любишь? — Ага.
А ты со мной будешь? — Ага.
Так будем мы вместе,
Так будем мы рядом
С тобою всегда!
А ты меня любишь? — Ага.
А ты со мной будешь? — Ага.
Так будем мы вместе,
Так будем мы рядом
С тобою всегда!
Так будем мы вместе,
Так будем мы рядом
С тобою всегда!
Муз. из
Ученик: А когда любовь взрослеет, она становится серьезней и романтичней.
Ученик и ученица читают стихотворение Я. Смелякова «Хорошая девочка Лида»
- Вдоль маленьких домиков белых
акация душно цветет.
Хорошая девочка Лида
на улице Южной живет.
- Ее золотые косицы
затянуты, будто жгуты.
По платью, по синему ситцу,
как в поле, мелькают цветы.
- И вовсе, представьте, неплохо,
что рыжий пройдоха апрель
бесшумной пыльцою веснушек
засыпал ей утром постель.
- Не зря с одобреньем веселым
соседи глядят из окна,
когда на занятия в школу
с портфелем проходит она.
- В оконном стекле отражаясь,
по миру идет не спеша
хорошая девочка Лида.
Да чем же она хороша?
- Спросите об этом мальчишку,
что в доме напротив живет.
Он с именем этим ложится
и с именем этим встает.
- Недаром на каменных плитах,
где милый ботинок ступал,
«Хорошая девочка Лида»,
в отчаянье он написал.
- Не может людей не растрогать
мальчишки упрямого пыл.
Так Пушкин влюблялся, должно быть,
так Гейне, наверно, любил.
- Он вырастет, станет известным,
покинет пенаты свои.
Окажется улица тесной
для этой огромной любви.
- Преграды влюбленному нету:
смущенье и робость — вранье!
На всех перекрестках планеты
напишет он имя ее.
- На полюсе Южном — огнями,
пшеницей — в кубанских степях,
на русских полянах — цветами
и пеной морской — на морях.
- Он в небо залезет ночное,
все пальцы себе обожжет,
но вскоре над тихой Землею
созвездие Лиды взойдет.
- Пусть будут ночами светиться
над снами твоими, Москва,
на синих небесных страницах
красивые эти слова.
Муз. из
Учитель: О любви можно говорить бесконечно. Она не имеет границ во времени и пространстве, в этих, казалось бы, беспорядочных записях (на интерактивной доске слайд № 23) потерялись время и пространство. Как звезды на небе, расписаны эти имена. Но здесь есть особая гармония — гармония чувства, которая «движет Солнце и светила». Оно, это чувство, — источник жизни на земле. Ведь любовь есть все. О любви написано множество стихов.
Ученики читают стихи:
Муз. фон (Шопен «Мазурка»)
Ученик (У. Шекспир «Сонет № 130»)
- Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
- С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
- Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
- И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
Муз. фон (Ричард Клаудерман «Ромео и Джульетта»)
Ученица: Иногда о поэте читатель и слушатель узнают по одному стихотворению, которое — случайно или неслучайно — ставится во главу всего творчества. Таким стихотворением для Александра Кочеткова стала «Баллада о прокуренном вагоне». Это действительно прекрасное стихотворение. Редкая удача. Но, к счастью, оно далеко не единственное. Иногда называют его по одной строке: «С любимыми не расставайтесь!»
Об истории появления «Баллады» рассказывает жена поэта Нина Григорьевна Прозрителева:
«Лето 1932 года мы проводили в Ставрополе у моего отца. Осенью Александр Сергеевич уезжал раньше, я должна была приехать в Москву позднее. Билет был уже куплен — Ставропольская ветка до станции Кавказской, там на прямой поезд Сочи — Москва. Расставаться было трудно, и мы оттягивали как могли. Накануне отъезда мы решили продать билет и хоть на три дня отсрочить отъезд. Эти же дни — подарок судьбы — переживать как сплошной праздник.
Кончилась отсрочка, ехать было необходимо. Опять куплен билет, и Александр Сергеевич уехал. Письмо от него со станции Кавказской иллюстрирует настроение, в каком он ехал. (В этом письме есть выражение „полугрущу, полусплю“. В стихотворении — „полуплакал, полуспал“.)
В Москве, у друзей, которых он извещал о первом дне приезда, его появление было принято как чудо воскрешения, так как его считали погибшим в страшном крушении, которое произошло с сочинским поездом на станции Москва — товарная. Погибли знакомые, возвращавшиеся из сочинского санатория. Александр Сергеевич избежал гибели потому, что продал билет на этот поезд и задержался в Ставрополе.
В первом же письме, которое я получила от Александра Сергеевича из Москвы, было стихотворение „Вагон“ („Баллада о прокуренном вагоне“)…» Убереженный судьбой от происшедшего накануне крушения поезда, поэт не мог не думать над природой случайности в жизни человека, над смыслом встречи и разлуки, над судьбой двух любящих друг друга существ.
Ученик и ученица (читают стихотворение А. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне» или демонстрируется видеофрагмент)
- — Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, —
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана —
Прольется пламенной смолой.
— Пока жива, с тобой я буду —
Душа и кровь нераздвоимы, —
Пока жива, с тобой я буду —
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду —
Ты понесешь с собой, любимый, —
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
- — Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
— За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба — я и ты.
- — Но если я безвестно кану —
Короткий свет луча дневного, —
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
— Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
- Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
- С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них, —
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
Муз. фон (Фаусто Папетти «Эммануэль»)
Учащиеся танцуют вальс
Учитель: Любовь есть везде: в воздухе и в воде, в земле и огне. Любовь — Космическая сила, что движет солнце и светила. Она — шире жизни, она — выше Беспредельности. Любовь есть Бессмертная Жизнь в Истине.
Читайте стихи о любви, сами слагайте… Любите красиво, чисто и восторженно. Говорите о «чудных мгновеньях» любви достойными словами. Учитесь этому у великих мастеров слова.
Источник: СК ИПК ППК
- 15823 просмотра