9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Игровая деятельность как средство формирования культуры общения младших подростков

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Базилова Татьяна Владимировна, воспитатель, высшая квалификационная категория, КГУ «Центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Айыртауского района», Северо-Казахстанская область, Айыртауский район, село Саумалколь

Есть только одна подлинная ценность —
это общение человека с человеком.
Антуан де Сент-Экзюпери

Проблема снижения уровня коммуникативной культуры у подростков волнует не только педагогов, но и политиков, писателей, психологов. Под коммуникативной культурой мы понимаем совокупность умений и навыков в области средств общения и применение законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Многие педагоги считают, что в наше время изменились дети, и их родители, и отношение к школе, к учебе, к жизни, снизился уровень коммуникативной культуры всех членов общества.

Причиной этого являются следующие противоречия:

  • у нас стало больше возможностей для приятного времяпровождения, в то же время люди жалуются на скуку;
  • культура все больше внимания уделяет чувствам, в то же время мы все реже встречаемся с сочувствием и готовностью людей помочь окружающим; появилось немало способов экономии времени, но времени нам не хватает;
  • успешное окончание школы не гарантирует успеха в жизни. Современный рынок труда требует, чтобы работник был не только квалифицированным специалистом в своей области, но и умел общаться с самыми разными представителями других профессий, был способен работать в команде, мог заинтересовать и мотивировать к деятельности других.

Не стоит забывать, что человек — существо социальное, поэтому одним из основных условий развития его личности является общение с другими людьми в процессе трудовой, учебной, информационной и коммуникативной деятельности.

Сегодня личность ребёнка часто находится в условиях дефицита общения, а это ведёт к потерям в эмоционально-чувственном плане. Позитивные же эмоции, переживания восстанавливают психологическую энергию и поддерживают жизненный дух человека. Между тем именно позитивные эмоциональные переживания стали в наше время дефицитом.

Реальность такова, что пора ставить вопрос об экологии человека. Одним из решений этой проблемы может стать сохранение тех малых структур общества, где люди общаются лично, где возможно создание благоприятных условий для полноценных человеческих отношений. В связи с этим возникает необходимость использования игровой деятельности для организации общения подростков.

Все чаще мы видим на улицах скучающие, тревожные, недовольные чем-то выражения. Все больше людей испытывает дефицит общения, который они пытаются компенсировать, уходя в виртуальный мир. Опасность представляет не только сокращающееся время на общение и игры, но и новая среда обитания, в которой живет современный подросток. Информационные технологии разъединяют людей. Хотя они создают иллюзию общности с другими людьми, однако позволяют общаться с внешним миром только посредством общения. Члены семьи проводят все меньше времени друг с другом, дома люди в основном не беседуют, а смотрят телевизор, работают за компьютером; у многих родителей хватает своих трудностей, не говоря уже о вредных привычках и зависимостях; грубое поведение подростков часто является повторением увиденного в жизни, на телевизионном экране.

Если кому-то кажется, что для решения проблемы взаимоотношений ребёнка с техническим миром достаточно найти пределы разумного пользования компьютером, телевизором, телефоном и другой бытовой техникой, то он ошибается. Некоторые технические средства перестали быть набором послушных человеку предметов. Они вошли в среду нашего обитания, став частью реальности, встречающей человека при рождении и готовой сопровождать его до смерти. Но не следует обольщаться, что техническую среду обитания создают исключительно люди. Не известно ещё, кто кого создаёт, особенно последние 30 лет. Учёные опасаются, что это может привести к «отмиранию»> человеческой речи.

Психологи отмечают, что большая часть подростков в результате так называемого попутного научения общению (через средства массовой коммуникации, семью, сверстников, традиционное школьное обучение) не создают своего индивидуального стиля общения как меры связи с людьми, природой, самим собой. При попутном научении человек усваивает лишь то, что связано текущими потребностями и интересами, поэтому его результаты отрывочны и бессистемны. Необходимо специально организованное обучение общению (особенно в кризисные моменты, а именно — в подростковом возрасте).

Образование даёт возможность подросткам войти в целостное бытие культуры и постигнуть смысл жизни. Досуговая деятельность предоставляет широкие возможности для социальной адаптации подростков, формирования у них коммуникативной культуры. В работе педагогов с этой возрастной группой должны присутствовать современные усовершенствования, которые помогут следовать детям социальным нормам и правилам культурного общения. Важная роль отводится здесь игровой деятельности, которая должна быть направлена на решение поставленных задач.

Роль игровой деятельности в формировании культуры общения ребенка

Человек не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, чувствовать, делиться мыслями, искать понимание, сопереживать и т. д. Каналом связи между людьми является общение.

Общение — это многоплановый сложный процесс, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты и связи между людьми. Процесс этот порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, а также выработку единого плана взаимодействия.

Общение людей друг с другом- весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учился ему в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научится общению иным образом, не используя для этого свой реальный опыт? Можно. Прекрасную возможность для этого представляют разнообразные игры. Они помогают не только снять страх, напряжение, но и приобрести коммуникативные умения. Термин игра на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, лёгкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.

Воображаемая ситуация — основа игры — имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового. Иными словами, видишь одно, а представляешь другое. Это и есть воображение, суть которого состоит в переносе функций одного предмета на другой. Поэтому мнимая ситуация — критерий игры. Она может со временем менять своё содержание, свои формы. Но этой <<болезнью>> болеет всё. Перефразируя известное выражение, можно сказать: игре все возрасты покорны. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. В игре заложены богатейшие воспитательные возможности.

Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания. С помощью игры познается мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, активизируется мышление.

Главное назначение игры — развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т. д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их объединяет главная цель — развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке. Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

УИгровая деятельность как средство формирования культуры общения младших подростков

1) Обучающая функция заключает в себе развитие памяти, внимания, восприятие информации, развитие обще учебных умений и навыков. Это означает, что игра — это особо организованное занятие, требующее напряжении эмоциональных и умственных сил, а также умение принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т. д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную функцию, т. е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.

2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.

3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на занятие, превращение его в интересное необычное событие, увлекательное приключение, а порой сказочный мир.

4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединения коллектива детей, установления новых эмоционально-коммуникативных отношений

5) Релаксационная функция — снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему

6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях. Которые могут быть приближены к реальным ситуациям (в данном случае идет речь о ролевой игре).

7) Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. При использовании игрового метода задача педагога состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельности детей, в процессе которой развивалась бы их способности, особенно творческие.

В ходе организации игр можно достичь следующих целей:

  • помочь детям ощутить единение с другими;
  • вселить в детей надежду;
  • показать детям, что значит уважение;
  • помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность;
  • помочь детям научиться принимать решение — самостоятельно и в группе;
  • научить детей сочувствию;
  • помочь расцвету личности ребенку;
  • развивать в детях открытость и мужество, выражать свое отношение к другим;
  • помочь детям справляться со своими страхами стрессом;
  • показать детям, как можно жить без насилия;
  • помочь детям достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям;
  • помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и уравновешенности;
  • развивать в детях чувство юмора;
  • помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера.

Главным назначением всех игр считается радость общения кто-то хорошо сказал: для полноты жизни и ощущения счастья необходимо трудиться, познавать и общаться. Что такое общение для детей? Человеческие, дружеские взаимоотношения, контакты со сверстниками, родственниками, друзьями, в которых и через которых подросток познает мир, утверждает и проверяет себя как личность. Это естественная и очень важная потребность растущего человека. Человека понимают и принимают через общение.

Игры детей — это, в первую очередь площадка для человеческого общения. В играх накапливается опыт коллективных переживаний, накапливается необходимый эмоциональный запас-уважительность к людям, бескорыстность, доброта, контактность. Игра рождает потребность общения, значит, совмещает с другими детьми. Совместимость детей в играх- это не просто терпимое отношение друг к другу. Совместимость основана на дружеских связях, дружеских взаимоотношениях и урегулировании конфликтов. Установка на выигрыш в игре-это установка на то, что ребенок вынужден совершать такие действия, которые ему невыгодны, может быть, даже неприятны, но выгодны для всей команды, для коллектива играющих. А выигрыш всегда морально распределяется на всех членов играющего коллектива ребят. Так в игре рождается детское содружество, а значит и дружба, кроме того, такие ее слагаемые, как независимость,
самостоятельность, защищенность, взаимопомощь и т. п.

Личность формируется в деятельности, а тип личности зависит от типа деятельности. Игровая деятельность-это, как правило коллективная творческая деятельность. Добытые самостоятельно знания, умения, навыки становятся их богатством надолго, может быть на всю жизнь. Поэтому игры являются своеобразным упражнением, тренингом, прививающим полезные умения, навыки, закрепляющие важные человеческие свойства и качества в культуре общения.

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста и их учёт в процессе форматирования культуры общения

Подростковый возраст интересен тем, что он находится на границе между эпохой детства и эпохой взрослости, зрелости. По сути, психологически это самая важная характеристика подростка: он одновременно ещё ребёнок, но уже и становится взрослый. В подростковом возрасте самостоятельность ребёнка возрастает, более разнообразным и содержательным становится отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности ребёнка. Главное, младший подростковый возраст отличается выходом на качественную новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от их прямого копирования оценок взрослых к самооценке, вся большая опора на внутренние критерии. Представление, на основе которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. «Кто Я? Какой Я? Зачем Я?» — задача подросткового возраста — интегрировать все предыдущие ответы в целостную картину самосознание. В этом возрасте возможно начало самовоспитания — сознательного, намеренного, творческого строительства себя и своих жизненных обстоятельств. А начинается творение себя с активных экспериментов по строительству своих отношений к группе сверстников.

Как известно, для общения нужна общительность. Для того, чтобы уметь жить среди других людей, общаться с ними, в раннем детстве человек должен эмоционально пережить те фразы своего развития, которые сделают его способным к полноценному общению с другими детьми. Он должен как бы созреть для такого общения.

При переходе к подростковому возрасту общение со сверстниками приобретает для ребёнка всю большую ценность, отодвигая учёбу на второй план. С одной стороны, у подростка присутствует потребность общения, совместной деятельности, а с другой — желания быть принятым, уважаемым товарищами. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками переживается очень болезненно и толкает подростка на поиск друзей за пределами школы.

В начале подросткового возраста могут происходить изменения в группе: исчезновение прежних авторитетов и появление новых. Это связано со сменой тех качеств, которые влияют на положение в классе. Так, в младшем школьном возрасте значение имела успеваемость, оценка учителя, теперь же наиболее важными становятся личностные качества друга, сообразительность, смелость, уверенность в себе, умение владеть собой. В той или иной форме и подростковой субкультуре присутствуют испытания на храбрость, проверка своей силы, проба на прочность учителей. В зависимости от того как проявляет себя подросток, складывается мнение о нём и его возможностях.

Особую роль в развитии личности подростка и в преодолении возрастного кризиса играют взаимоотношение с друзьями. Вместе легче справляется с трудностями взросления, есть на кого ориентироваться, с кем можно сравнивать свои возможности и представление о жизни.

Возраст одиннадцати — двенадцати лет — не простой с точки зрения отношений между мальчиками и девочками. Это период обособленности полов, когда демонстрируется независимость друг от друга. Затем ситуация смягчается, и подростки охотнее контактируют друг с другом, хотя интерес к противоположному полу ещё часто маскируется. Взрослым важно это учитывать — разбирать конфликты между мальчиками и девочками как межличностные, создавать условия для не формального общения и взаимодействия подростков. Непросто идёт становления нового типа взаимоотношений и в общении взрослого с подростком. Основная проблема сводится к тому, что подросток, претендуя на новые права, старается расширить свои и ограничить их у взрослых. Имея обострённое чувство особенного достоинства, он осознаёт себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать. Поэтому подросток активно сопротивляется требованиям, ограничивающего самостоятельность, противится опеке, контролю. Он претендует на уважение его личности, на доверии активно добивается равноправия со взрослыми. Но ряд моментов заставляет взрослого (сознательно и подсознательно) сдерживать перестройку на новый тип отношений. Это сохранение детских черт в облике и поведении подростка, привычка взрослого направлять и контролировать ребёнка, неумение подростка действовать самостоятельно. Поэтому в первую очередь от инициативы взрослого зависит благополучный переход к новому типу отношений.

Многие разновидности отклоняющегося поведение подростков возникают из-за отсутствия адекватных возрасту форм досуга. Общение со сверстниками должно быть наполнено интересным или, по крайней мере, социально приемлемым содержанием, которого можно достичь, если подросток будет включён в разнообразные формы внешкольных занятий. Смена коллектива, различная деятельность в тех или иных видах деятельности приводят к тому, что подросток может занимать различные позиции в группе. Следовательно, у него появляется новый опыт, новые знания о себе. Чем больше сфер общения и продуктивной деятельности, тем благоприятнее прогноз разрешения подростковых возрастных кризисов.

Специфика формирования культуры общения подростков средствами игровой деятельности в сфере досуга

Принято считать, что наш современный подросток общителен, открыт миру всем своим существом, когда что он жаждет новых знакомств и несчастен, когда никому не нужен. Однако он, оказывается, все более склонен к кратким деловым контактам. Теперь люди чаще сближается на несколько дней или даже минут.

И еще. Почему все чаще подростки замыкаются в себе, страдают от одиночества и непонимания, а если пытаются идти на контакт, то разочаровываются в собеседнике, теряя массу времени в напрасных усилиях найти с ним общий язык?

В поисках ответа на поставленный вопрос мы обратимся к исследованиям.
На вопрос: «Умеете ли вы общаться?» — 80% подростков отвечают утвердительно. Казалось бы здорово? Но на деле все оказывается гораздо сложнее. Многим подросткам свойственны закомплексованность, тревожность, раздражительность, негативизм. Все это во многом результат из непрерывного общения, а точнее- неумения общаться и радоваться этому общению. Помочь им в этом можем мы, взрослые. Возникает вопрос: как помочь ребенку открыть дар общения?

Педагог, ставящий целью воспитания у детей доброго сердца, сам должен быть устремлен к человеку, дорожить им, чувствовать и помнить душевное состояние другого. «Любовь воспитателя к воспитанникам — не готовое чувство, с котором он пришел на ниву педагогического труда. Это неусыпная тяжёлая, захватывающая работа». Это путь развития собственной личности, не просто приобретение «технологических умений». Выдающиеся воспитатели прошлого- И. Г. Песталоции, Я. Корчак, А. С. Макаренко и др., лучшие учителя современной школы в своих работах утверждают, что важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы являются культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого педагога. От его таланта и умения общаться зависит разговор общительности у детей.

Организация общения подростков в коллективе может осуществляться с помощью разнообразных форм досуга. Досуг — совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности.

В культурно- досуговой деятельности реализуется такие социально- педагогические функции, как рекреация — снятия индивидуальных групповых напряжений, восстановление сил; компенсация — возмещение, уравновешивание сил; коммуникация — общение.

Общение как досуговая деятельность осуществляется в процессе взаимодействия индивидов, в котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, мыслями, оценками, суждениями, навыками, умениями, результатами деятельности.

Безусловно, большое значение и формировании культуры общения имеет и индивидуальная работа с детьми, и нравственное просвещение.

Диступы, танцевальные вечера, чаепития, дни рождения групп- семей, вечера отдыха, игровые часы, вечера «старшие-младшие», клуб выходного дня, часы общения, различные игры и тренинги, в том числе психологические, организуемые педагогами- это педагогически задаваемые форумы общения, через которые идет воспитание. И в этом главная роль отводится педагогу, как режиссеру детского общения.

Все в жизни детей неповторимо и значительно, все оставляет свой след. Подросткам нужны и необходимы яркие встречи друг с другом, встречи, как взрыв, как удивление, чудо душевности, которые приносят подлинное человеческое счастье, проявляемое в общении. Об этом необходимо помнить всем педагогам.

Для эффективности формирования культуры младших подростков педагогу необходимо создать некоторые условия:

1.Разновозрастная и разнополая компания соучастников досуговой деятельности
2.Культура досуга
3.Создание бесконфликтной обстановки как гарантии творческого роста ребят.

Заключение

Одной из форм приобщения младших подростков к культуре общения является знакомство с ней в процессе игровой деятельности, отвечающей особенностям детской психики. При этом совершается активное, творческое усвоение, казалось бы, давно застывших реалий традиционной культуры, нужных и полезных истин.

Мир подростка — таинственный и чудесный мир, подростки уже многое знают, многое понимают, многое чувствуют, но у них мало жизненного опыта. И они приобретают этот опыт в своей деятельности, в своих играх. Игра — это вечный спутник детства. Это — самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. Досуг для детей — это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, в людях. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют, обучаются.

Список используемой литературы

1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика-М.: Аспект Пресс, 2006
2. Крутецкий В. А. Психология подростка, 2004.
3. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати: 2010