Игры в обучении французскому языку
Байбосынова Багдат Амангельдиновна учитель французского языка, педагогический стаж 26 лет,учитель высшей категории, Международная лингвистическая гимназия имени Ораза Джандосова, Республика Казахстан, г.Алматы |
Рекомендаций, методических пособий, по использованию обучающих игр, а также самих игр в настоящее время опубликовано очень много. Многие учителя, методисты,
считают достаточно посмотреть журнал «Иностранные языки в школе» за последние годы и рекомендуют использовать в обучении иностранному языку разнообразные игры и игровые моменты. Обучающие игры и игровые моменты в упражнениях действительно оживляют учебный процесс, в известной мере интенсифицирует его, повышают коммуникативность в обучения, поэтому учителя просят дать разработку игр на французском языке и другой дополнительный учебно-речевой занимательный материал, готовый к использованию на уроке.
Понятно, что в данной работе это сделать не представляется возможным. Поэтому мы на конкретных примерах покажем типы обучающих игр и игровых заданий для обучения различным видам коммуникативной деятельности. Учитель же сам выберет те из них, которые по его мнению, наилучшим образом подходят к каждой конкретной ситуации. Не исключается также и самостоятельная разработка новых видов игр и игровых заданий по аналогии, по образцам, по возможным ассоциациям.
Игры для обучения говорения диалогической и монологической речи.
Игра «Шаг — фраза»
Подвижная игра для обучения монологической речи в младших классах.
Каждый из участников получает картинку, рисунок с изображением различных предметов (школа, класс, кукла и т. п) и с заданием описать картинку либо рисунок При этом произносящий каждую фразу делает шаг вперед. Например, для развития монологической речи по теме «Одежда» в классе можно использовать картинки с изображением ребенка разного возраста. Ученик-участник игры, показывая картинку классу, группе дает описание картинки и с каждой фразой продвигается вперед (10 фраз — 10 шагов). Выигрывает тот участник, кто мало допустил ошибок в произношении и в употреблении лексики.
Игра «Слова»: Дается задание: составить цепочку предложений, словосочетаний на определенную тему («Класс», «Сад», «Квартира» и д. р), используя группы слов.
Побеждает ученик чья цепочка фраз окажется длиннее, правильнее.
Более сложные виды игровых заданий можно использовать для обучения говорению на среднем и на старших этапах обучения.
Известно, что старшеклассники тоже охотно играют. Приведём типы усложненых заданий этой серии.
Игровые задания с карточками, на которых выписаны слова и словосочетания по определенной теме («Город», «Отдых», «Спорт», «Кино» и др.).Ученик получает набор карточек с заданиями сгруппировать их так, чтобы они служили планом сообщения и высказывания ответов. Затем ученик должен сразу начать свой монолог и не переставать говорить, открывая очередную карточку.
Такое задание как видно, способствует представлению плавной неподготовленной речи.
В качестве усложненного варианта, если позволяет уровень подготовки учащихся, можно предложить сложить карточки одному ученику, а выступить с сообщением другому. Тем самым ещё больше усиливается экспромтность высказывания.
Упражнение-викторина, направленное на систематизацию лексического материала по темам:
- Назвать в течение одной минуты все слова, которые приходят на память, когда вы слышите слова «школа» («спорт», «покупки» в зависимости от темы изучаемых на урока
- Показать картинку на 30 секунд с заданием назвать (написать) все предметы, которые были на картинке или на экране проектора.
- Сортировка слов. Учитель произносит ряд слов в произвольной последовательности — учащиеся распределяют их по темам, слова которых записаны на доске.
- Лото в картинках или лото для отработки числительных, прилагательных, наречий, глаголов.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- Составить предложения из данных в разброс слов.
- Восстановить полный текст телеграммы, сообщения, письма, открытки.
- Игра «Мы рисуем». Один ученик получает задание нарисовать какой-либо предмет на доске или на листе бумаги. В этой связи организуется парная или групповая работа:
- Игра «Магазин» служит для активизации употребления местоимений в роли прямых дополнений. Организуется она так. На столе несколько предметов — это «магазин». Ученик у стола — «продавец» , остальные — «покупатели». Ученики подходят к прилавку и «покупают» предметы:
Приведенные виды игр и игровые обучающие упражнения развивают коммуникативные навыки и умения, учебное общение повышают коммуникативную нагрузку урока, учебное общение приближается к иллюзии реального. Аналогично по приведенным образцам проводятся игры с фонетической направленностью.
В обучении чтению и аудированию, игры являются элементом занимательности, соперничества и соревновательности. Особенно игровые моменты успешно проводятся на заключительных уроках по тематике, на уроках общения и повторения. Опыт учителей показывает, что игровые моменты очень полезны и эффективны на последних уроках в четверти, в полугодии, когда учащиеся расслаблены перед каникулами и усталые от контрольных заданий. Упражнения в игровых формах отвлекают учащихся и незаметно включают в работу.
Можно и добавить, что занимательным доступным и распространенным приемом обучения является использование стихов и песен. По мнению методистов и психологов, стихи и песни развивают произносительные навыки на всех этапах обучения, особенно на начальном уровне обучения. Разучивание стихов и песен являются речевым продуктом учащихся и составной частью изучаемых тем. Целесообразно, значит разучивать песни и стихи по темам. Эта работа требует терпения, сил, энергии, энтузиазма и педагогического такта. Очень красиво и приятно слушать песни и стихи учащихся на утренниках и вечеринках на французском языке, ведь французский язык -язык красоты и изящества.
- 14386 просмотров