9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Интегрированное занятие в средней группе «Знакомство c предметами быта, одеждой и музыкой казахского народа»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Швыдченко Наталья Григорьевна воспитатель ГКУ комплекс начальная школа-сад № 31, Казахстан, ЮКО, г. Туркестан

Швыдченко Наталья Григорьевна

Цель: Расширять и уточнять представления детей о своей республике, о народе его быте, культуре; познакомить с новыми названиями предметов — табак (блюдо), тастаган (чаша для кумыса). Учить самостоятельно составлять композиции из элементов казахского узора.

Словарь: «домбра», «юрта», «камзол», «койлек», «такия», «кесе», «самовар», «тускииз», «табак», «джигит», «текемет», "тастаган, «чабан и др.

Материал и оборудование: Юрта домбра, кукла в национальном костюме, самовар, сундук, кесе, таблицы иллюстрации из серии «детям об искусстве Казахстана» вырезанные силуэты одежды, посуды, элементы казахского орнамента

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение С. Медербекова «У юрты», а теперь ребята:

— Раз, два, три, четыре, пять!
Все, кто хочет в юрте побывать,
Оглянитесь, повернитесь,
В Казахстане очутитесь

О какой республике говорится в этом стихотворении?

Воспитатель: — давайте послушаем народную казахскую мелодию

Воспитатель: Ребята, на каком инструменте исполнялась эта мелодия найдите его среди других музыкальных инструментов (гитара), (балалайка), (домбра)- молодцы правильно домбра.

Проводит беседу: Как называется жилище чабанов? Чем удобна юрта чабана? Чем украшали казахи свою юрту?

Ребята назовите некоторые виды ковров

(Дети называют слова. Текемет, тускииз, сырмак.)

Что еще находилось в юрте? Расскажите о мебели, посуде?

Обобщает ответы детей: «Казахи очень гостеприимный народ они любят угощать своих гостей. На этой иллюстрации вы видите посуду. Это чаща для кумыса она называется тастагак а это блюдо называется табак»

Воспитатель: показывает куклу в национальном костюме — Сауле.

Дети рассматривают куклу описывают одежду «Сауле одета в белое воздушное платье — койлек, бархатный камзол, красные сапожки на голове у нее такия (шапочка).

Физминутка:

Девочки и мальчики: хлоп-хлоп-хлоп,
Прыгают как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топочут: топ, топ, топ.
Весело хохочут: ха, ха, ха.
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз)

Воспитатель: обращает внимание детей на лежащие на столах вырезанные из бумаги предметы казахской одежды и быта: камзол, такия, кесе, табак, тастаган, кебеже, текемет, тускииз. Предлагает украсить их элементами национального орнамента (дети называют казахские орнаменты узоры) напоминает последовательность выполнения задания (Во время его выполнения звучат казахские мелодии.)

После окончания работы дети рассказывают кукле Сауле что и какими элементами они украсили, выбирают наиболее интересные узоры.

В заключение: проводится казахская народная игра «Подними монету». Дети называют самого быстрого и ловкого джигита.