Интегрированный урок география — биология 6 класс
|
Тема урока: «Географическая оболочка как среда обитания живых организмов»
Цель: Изучение новых понятий «географическая оболочка» и «природный комплекс»
Задачи
Образовательные:
- сформировать представление о целостности географической оболочки
- объяснить различные процессы и явления с позиции главных свойств ГО
- познакомить с понятиями среда обитания
- выявить экологические факторы
- познакомить с видами экологических факторов, их влиянием на живые организмы
Воспитательная:
- формировать экологическое мировоззрение учащихся
Развивающая:
- создать условия для развития
биолого-географического мышления, формирование познавательного интереса
Тип урока: урок освоения нового материала
Оборудование: презентация Microsoft Power Point, раздаточный гербарный материал, дидактические карточки к уроку, игра «Лабиринт».
Ход урока
Фронтальный опрос:
- Какие оболочки Земли вы изучили в этом учебном году?
- Что означают понятие: Литосфера, Атмосфера, Гидросфера, Биосфера?
- Какие вещества составляют основу этих оболочек Земли? (Литосфера — твердое вещество, атмосфера — газообразное вещество, гидросфера — жидкое вещество, биосфера — органическое вещество).
- Как вы думаете, могут ли вещества одной оболочки проникать в другую оболочку Земли? (да)
Задание: Приведите примеры взаимодействия веществ в оболочках Земли (учащимся раздаются карточки с таблицами, которые им необходимо заполнить).
1 ряд
Оболочки |
Воздействие на Литосферу |
Атмосфера |
Воздух проникает в почву, горные породы позволяет развиваться корневой системе растений, живым организмам. |
Гидросфера |
Вода проникает в почву, горные породы способствует развитию растений, размывает рыхлые породы, образуя овраги, подмывает и расширяет берега рек, растворяет и вымывает растворимые горные породы из недр земли, образуя пещеры. |
Биосфера |
Растения укрепляют почву корневой системой, повышают плодородие почвы, разрушают горные породы, участвуя в процессе выветривания, создают органические полезные ископаемые. |
2 ряд
Оболочки |
Воздействие на Атмосферу |
Литосфера |
Пыль, частицы почвы попадают в воздух, влияя на прозрачность, что в свою очередь влияет на нагревание воздуха. Вокруг пылевых частиц сгущаются водяные пары, образуются облака. |
Гидросфера |
Испарение воды способствует увеличению влажности воздуха. Влияет на образование природных зон, особенностей климата. |
Биосфера |
Растения поглощают углекислый газ, выделяют кислород в процессе фотосинтеза. Растения очищают воздух от пыли. |
3 ряд
Оболочки |
Воздействие на Гидросферу |
Литосфера |
При размывание берегов твердые вещества попадают в воду, обуславливая мутность воды рек, откладываются (аккумулируются) твердые частицы в дельтах рек, образуя острова. |
Атмосфера |
Насыщает воду кислородом, способствуют развитию жизни в водной среде. |
Биосфера |
Живые организмы очищают воду. |
В результате тесного контакта и взаимодействия оболочек сформировалась особая оболочка Земли — географическая оболочка.
- Границы географической оболочки. Как определить верхнюю и нижнюю границы?
Обратите внимание на схему 8 стр. 150 учебник физическая география 6 класс
1. Верхний слой Литосферы
2. Нижний слой Атмосферы
3. Вся Гидросфера
4. Вся Биосфера
Задание: Обведите свою руку в тетради. Вспомним, какие пальцы составляю нашу руку: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой. Вместе с ладонью они образуют кисть руки. При взаимодействии всех пальцев между собой мы можем выполнять множество операции.
Теперь представьте, что пальцы руки это природные компоненты географической оболочки. Назовите их: горные породы, воздух, вода, почва, растения и животные. При возникновении затруднений в ответе, обратитесь к рис. 90 стр. 150 или к географическому словарю терминов в конце учебника стр. 186.
Они точно так же как наши пальцы взаимодействуют друг с другом, образуя природные комплексы.
Совокупность природных компонентов любой территории составляет целостную систему, она называется природным или географическим комплексом.
Каждый из природных комплексов населен живыми организмами и служит местом их обитания. На нашей планете можно выделить несколько основных сред жизни, сильно различающихся по условиям существования: водную,
Организмы, населяющие водную среду, называются гидробионтами (греч. hydor — вода; biontos — живущий);
Среда обитания — это часть природы, в которой живет организм.
Задание: На плакате изображены следующие животные: крот, кобра, рыба, сайга, сорока, дождевой червь, аскарида, острица, лягушка. Распределите животных по средам обитания.
- Как приспосабливаются растения и животные к жизни в определенной среде обитания?
Приспособления к
- крылья;
- конечности для передвижения по твердой поверхности;
- шерсть;
- перья;
- приспособления для экономного расходования влаги;
- приспособления для опыления растений.
Приспособления к водной среде обитания:
- обтекаемая форма тела
- наличие слизи на теле
- плавники,
- ласты
- подкожный слой жира
Приспособления к почвенной среде обитания:
- округлая, червеобразная форма тела
- способность к изменению толщины тела
- роющие конечности
- маленькие глаза или вовсе нет органа зрения
Живые организмы, населяя разную среду обитания, оказывают друг на друга самое разнообразное влияние. Есть наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Эта наука называется экологией. Экология (греч. сл. ойкос — дом, логос — наука, учение)
Экология — это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой
Каждое живое существо тесно связано со своей средой обитания, испытывает ее влияние и в свою очередь на нее воздействует.
Все свойства среды, влиянию которых подвергаются организмы, называют экологическими факторами.
Их можно оценить и измерить.
Экологические факторы подразделяют на абиотические и биотические. Абиотические факторы имеют
Одним из важнейших абиотических факторов является вода. Рассмотрим влияние количества воды на растения.
(Работа в парах. На столах у учащихся гербарии: верблюжья колючка, лавр, копытень, полынь горькая, джузгун).
Задание: Как приспособились растения к недостатку и избытку влаги?
Ответы учащихся:
Приспособления к избытку влаги:
- лавр — развились кожистые листья;
- копытень — листья с большой поверхностью испарения;
Приспособления к недостатку влаги:
- джузгун — сокращение листовой поверхности;
- верблюжья колючка — листья иголки.
Какой абиотический фактор является главным? (Все факторы имеют равноценное влияние. Живые организмы приспособлены к влиянию всех факторов).
III. Закрепление Игра «Лабиринт»
Рефлексия: Завершая урок, мы предлагаем вам выразить свое отношение к данному уроку, выбрав соответствующую карточку.
V. Домашнее заданиеТворческое задание: нарисовать экологический знак, призывающий бережно относиться к природе.
VI. Оценки за урок
- 15734 просмотра