Интегрированный урок познания мира, литературного чтения и русского языка «Картины зимней природы»
Эдильгириева Светлана Евгеньевна — учитель начальных классов средней школы № 7 ГКУ, Алматинская область, Илийский район, поселок |
Цели:
- способствовать формированию читательских умений, в данном случае, умения читать текст молча), сознательному усвоению материала, нести пропедевтические (подготовительные) основы для изучения литературного произведения, обеспечить межпредметные связи с уроками познания мира; формировать умение строить речь в определенной композиционной форме;
- развивать
наглядно-образное мышление учащихся, наблюдательность, зрительную память; - способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса, умения чувствовать и видеть красоту зимнего леса, вызывая тем самым чувство гордости и любви к своей Родине, воспитывать экологическую культуру; воспитывать самостоятельность, активность.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Вот книжка на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
И некогда дуть
На кораблик бумажный —
Сегодня у ребят
Урок уж больно важный!
— А о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке мы узнаем, если вам, дорогие ребята, удастся отгадать загадки:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом
Всё покрыла серебром. (зима)
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зимой)
Мы сегодня с вами отправимся в зимний лес, увидим разные диковины, и свои впечатления опишем в сочинении. Символом нашего урока я выбрала снеговика. Каждый учащийся получит его в копилку добрых дел. А тема урока звучит так: «Картины зимней природы» — Слайд 1
II. Подготовка к путешествию
Чтобы совершить это путешествие, мы должны вспомнить народные приметы.
— Какие зимние народные приметы вы знаете?
(Дым столбом — к морозу.
Если ночью был иней, днем снега не выпадет.
Вороны и галки садятся на вершины деревьев — к морозу.
Лес шумит — к оттепели.
Воробьи дружно расчирикались — к оттепели.
Воробьи прячутся в хворост — жди мороза.)
— Какие пословицы вы знаете о зиме?
(Зима лето пугает, да все равно тает.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Зимой тулуп всякому люб.)
— Какие правила поведения в лесу вы знаете?
(Не ломать ветки деревьев и кустарников.
Не повреждать кору деревьев.
Не ловить и не уносить домой детенышей леса.
Ходить только по тропинкам.
Не шуметь в лесу.
Не оставлять в лесу мусор.)
Итак, мы путешественники. Наш девиз: «Любить и охранять родную природу!» Давайте дадим обещание о том, что будем бережно обращаться с природой.
III. Работа по теме урока
Слайд 2
— Как здесь удивительно и красиво!
Слайд 3
Над нами холодное голубое небо.
Слайд 4
В морозной тишине стрекочут любопытные сороки. Зачем ты, человек, пришел в лес? С добром или нет?
Слайд 5
Меж густых ветвей ельника прыгают пушистые белки.
Слайд 6
Под деревьями на мягком белом снегу отпечатались следы зверей и птиц. Снег белым ровным слоем покрыл всю землю в лесу.
Слайд 7
Поля и лесные поляны — как гладкие страницы большой книги.
Слайд 8
Это снежная страница,
Вот прошла по ней лисица,
Заметая снег хвостом.
Слайд 9
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом.
1. Птичья поляна
Мы попали на Птичью поляну.
— Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)
Слайд 10
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Слайд 11
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Слайд 12
Перед стайкою синиц.
Слайд 13
Красивая синичка — лазоревка.
Слайд 14
Большая синица
Слайд 15
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Слайд 16
Громко вторят снегири.
Слайд 17
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
Слайд 18
А на вырубках, на липах,
Отзовётся бойкий чиж.
Слайд 19
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.
Слайд 20
— Какие ещё птицы зимуют в наших краях? Отгадайте.
Серый, маленький,
смешной
Скачет рядышком
со мной.
Я ему насыплю крошки,
Отгоню подальше кошку.
Ты чирикай веселей,
Мой хороший… (воробей)
Слайд 21
Как сажа черна,
Как сметана бела.
Люблю всем в лесу
Рассказать где была. (сорока)
Слайд 22
Птичка — невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок. (ворона)
Слайд 23
«Горе ей! Настоящее горе!
Ведь ни зёрнышка нет у вороны
И от холода нет обороны…»
Слайд 24
Это интересно
Пищуха бегает по стволу снизу вверх. Её назвали так потому, что она всё время попискивает.
Слайд 25
Зимой дятел — «кузнец». Он ест семена сосны и ели, которые достаёт из шишек. Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и начинает стучать по ней сильным клювом, доставать семена. (большой пестрый дятел)
Слайд 26
А вот чёрный дятел (желна).
Слайд 27
Это тоже работа желна.
Слайд 28
Сойка
Слайд 29
Самая маленькая птичка — королёк. Королёк весит в 6 раз меньше, чем воробей. Мал королёк, зато у него есть корона.
Слайд 30
Голуби
Слайд 31
Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.
— И сейчас самое время вспомнить про наш обычай!
На лапе у елки сидит снегирек —
Чудесный, веселый лесной огонек.
Да он не один, ты наверх посмотри —
Второй вон и третий
На елке сидит.
И вот встрепенулась красотка лесная,
На ней загорелась гирлянда живая.
У нас такой обычай:
Как выпадет снежок,
Дощатый домик птичий
Повесить на сучок.
Слайд 32–34 (Стихотворение А.Яшина может читать подготовленный ученик)
А. Яшин
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать,
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
2. Поляна «Следы на снегу»
Распутать следы на снегу нам поможет И.
3. Викторина
Слайды 35–37
Мы немножко устали. Привал. Давайте проведем викторину у костра.
1. Почему лесную подстилку нельзя уносить в сады, домой? (Она предохраняет корни лесных растений от жары и холода.)
2.
3. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.)
4. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна- светолюбивое дерево.)
5. Почему погиб лес, когда вырубили дуплистые деревья? (В дуплах жили птицы.)
6. Какой снег тает быстрее: чистый или грязный? (Грязный.)
7. Что произойдет с замерзшей лягушкой, если ее вынуть из пруда? (От быстрого изменения температуры лягушка умрёт)
8. Почему деревья, срубленные зимой, лучше горят? (Зимой деревья не впитывают в себя воду, поэтому дрова суше.)
9. Волк стережет добычу в засаде? (Волк не стережет добычу, а догоняет ее.)
10. Как узнать возраст спиленного дерева? (По количеству кругов на спиле.)
11. Что делают зимой летучие мыши? (Они спят зимой в дуплах, пещерах, на чердаках и под крышей.)
12. В гору или с горы зайцу легче бежать? (В гору. У зайца передние ноги короткие, задние длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы летит кубарем через голову.)
Физкультминутка
А сегодня у зимы — новоселье,
Мы с тобой приглашены на новоселье.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги,
Двери комнат отворяем,
Справа — хлоп, слева — хлоп.
— Здравствуй, зима!
Ты хозяйке
— Здравствуй, зима!
Дети сопровождают текст соответствующими движениями.
— Русская зима воспета в народных песнях, в стихах поэтов, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз всемогущим воеводой.
— Послушайте стихи поэтов, какие поэтические темы, картины возникли в вашем воображении?
Видеоролик
(Стихи читают подготовленные ученики.)
Слайды 39–42
— А теперь давайте посмотрим, как изображали художники зимние пейзажи:
— Какова природа зимой?
— Почему так празднично и светло вокруг?
— В чем красота зимнего наряда? Как падает снег?
— Что показалось вам особенно красивым при снегопаде?
— Вспомните, какие слова вы добавите в словарик «снежных» слов Н.Надеждиной в рассказе «Снежные слова». (мороз, гололед
III. Подготовка к предстоящему сочинению
1. Обсуждение возможного плана сочинения.
Перед нами стоит задача — описать красоту русской зимы.
— Что вы хотите написать в сочинении?
— Что можно сказать о зиме? О снеге? О снежинках? О небе? О ветре? (Вывешиваются плакаты, которые заранее подобраны детьми.)
— Что вам понравилось в ясную морозную погоду в лесу? (Дети дают устное описание березы в инее.)
— Чем удивила вас зима в пасмурную, ветреную погоду?
2. Игра «Доскажи словечко».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег).
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые… (снежинки).
Кружатся над головою
Каруселью… (снеговою)
На поселки, на лужок
Всё снижается… (снежок).
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью… (снежной).
Всё сильнее… (снегопад).
Всё бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (снежки).
Снежный ком — на снежный ком,
Всё украсили… (снежком),
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик).
Рядом — снежная фигурка —
Эта девочка… (Снегурка).
На снегу то, посмотри —
С красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… (снег).
2. Упражнения в распространении текста.
— Прочитайте текст на доске. (Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу.)
— Удачен ли этот рассказ? Почему нет? Добавим пояснительные слова.
— Какие предложения получились? (В декабре после дождливой осени к нам пришла
3. Заключительная беседа.
Значит, для того чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.
В сочинении старайтесь не употреблять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните, чтобы сочинение получилось хорошим, надо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложений, грамотного написания.
4. Составление плана сочинения.
Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.
— Как вы закончите сочинение?
— Как наша экскурсия в зимний лес влияла на ваше настроение.
— Замечаете ли вы красоту зимы?
Итак, мы пришли к выводу, что каждый
План
1) Наступила зима.
2) Зимняя фантазия.
3) Деревья зимой.
4) Птицы зимой.
5) Сияние снежинок в ясную погоду.
6) Метель.
7) Настроение, вызванное красотой зимних картин в лесу.
— А теперь под музыку Вивальди мы с вами напишем свои сочинения.
IV. Чтение готовых сочинений
V. Итог урока
- 9071 просмотр