Интегрированный урок: «Творчество Жубановой на примере симфонии „Жигер“. Редактирование звуковых данных в mp3DirectCut»
Омашева Дана Есенгельдиевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, Мешетбаева Айгуль Сапаргалиевна, преподаватель информатики КГУ «Комплекс „Колледж искусств — специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля“» г. Петропавловск |
Интегрированный урок: Казахская музыкальная литература и информатика
Тип урока: комбинированный (обобщение, закрепление)
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Цели урока: расширение знаний о творчестве Жубановой и продолжение знакомства с программой mp3DirectCut.
Задачи:
1. Образовательная: умения анализировать полученную информацию, применять ее.
2. Развивающая: развитие познавательной и творческой деятельности учащихся; умения логически размышлять, находить пути решения проблем проблемы, производить поиск нужной информации.
3. Воспитательная: формирование коммуникативных навыков и культуру работы в группе: помощь, взаимовыручка, способность контроль своих действий.
Оборудование: интерактивное оборудование, ноутбуки, рабочие тетради.
План урока:
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителей |
Деятельность учащегося |
Длит-ть |
|
Организационный момент |
Приветствие, проверка присутствующих, объявление темы и цели, задач урока |
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь |
3 |
|
Проверка д/з |
Опрос изученного материала |
Демонстрация ЗУН, приобретенных на предыдущем уроке |
10 |
|
Актуализация знаний, практических и умственных умений. |
Контроль работы учащихся.
|
Выполнение заданий по группам |
25 |
|
Рефлексия |
Анализ выводов учащихся |
Выводы |
5 |
|
Итог урока |
Задание на дом |
Запись задания на дом |
2 |
Ход урока:
I. Организационный момент:
Преподаватель КМЛ: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок — продолжив изучение симфонии Жубановой «Жигер»
Преподаватель информатики: научимся выполнять редактирование звуковых данных в mp3DirectCut.
Преподаватель КМЛ: Вся наша совместная работа будет направлена на осознание и осмысление данного произведения в казахской музыкальной литературе. Урок будет состоять из несколько этапов: во-первых, мы закрепим знания при работе над созданием опорной схемы по симфонии, во-вторых, исследуем вопросы формыобразования в симфонии
Преподаватель информатики: в-третьих, на практике освоим навыки резки музыкальных данных.
II. Проверка д/з: (фронтальный опрос)
Для этого вспомним как выглядит окно программы и назовем его элементы (слайд 1).
Преподаватель КМЛ: В качестве домашнего задания вам необходимо было проработать учебную литературу по симфонии «Жигер» и продумать возможное построение опорной схемы по предложенным параметрам (слайд 2).
После опроса обучающиеся выполняют самопроверку Д/з (слайд 3):
III. Актуализация знаний, практических и умственных умений.
Преподаватель КМЛ: А теперь, зная основные аспекты, мы приступим к более глубокому исследованию симфонии. Как мы знаем из творческой биографии композитора, данная симфония явилась откликом на трагическую смерть отца Жубановой. Это предопределило использование в качестве метода цитирования кюев Даулеткерея, образная сфера которых обращена во внутренний мир человека. Но при создании данного произведения, перед Жубановой встал вопрос:
(слайд 4)
«Какой должна быть моя симфония? Я должна найти другой путь воплощения кюевого тематизма. Здесь обязательна идея глубинного соприкосновения национального и классического». (Г. Жубанова). Эта цитата заставляет задуматься, смогла ли Жубанова добиться осуществления своей цели. Для подтверждения выведенной гипотезы, мы проведем исследование тем, используемых кюев.
Для работы, вы разделены на две группы, лидерами которых являются.....
Каждой группе необходимо провести исследование согласно предложенной задаче: (слайд 5)
1 группа: Найти в теме кюя «Жигер» интонационные мотивы соответствующие функциям: импульс, движение, замыкание
2 группа: Найти интонационную общность частей через их основные темы.
Для выполнения анализа необходимо прослушать предложенные музыкальные отрывки и выявить соответствующие элементы. В итоге обнаруженные фрагменты должны совпадать с графическим изображением. Совпадение слухового и визуального — будет свидетельствовать о успешности проделанного исследования.
Преподаватель информатики: Для реализации задачи вы воспользуетесь программой mp3DirectCut, в частности рассмотрим основные варианты редактирования музыкальных данных (демонстрация+конспектирование):
— резка (чтобы разрезать аудиографику, необходимо разместить курсор мыши в нужном месте и щелкнуть по клавише Delete)
— создание выделения (чтобы выделить фрагмент музыки, необходимо: 1) использовать кнопки НАЧАЛО и КОНЕЦ, 2) ввести цифровые значения, 3) с помощью мышки, щелкнув в начале нужного фрагмента и растянув до нужного конца)
— копирование (чтобы скопировать выделенный фрагмент музыки в буфер, необходимо выбрать команду ПРАВКА-КОПИРОВАТЬ или выполнить команду сочетанием клавиш Ctrl+C. При этом сами данные в выделенной области остаются нетронутыми, просто будет создана их копия)
— вырезание (чтобы вырезать выделенный фрагмент из файла и поместить их в буфер, необходимо выбрать команду ПРАВКА-ВЫРЕЗАТЬ или выполнить команду сочетанием клавиш Ctrl+X или использовать кнопку ВЫРЕЗАТЬ. В результате чего выделенные данные будут перенесены из файла в буфер. Это то же самое, что сначала скопировать данные, а затем удалить их)
— вставка данных (чтобы вставить данные из буфера в звуковой файл, необходимо установить указатель текущей позиции туда, куда вы хотите вставить необходимые данные. После этого выбрать команду ПРАВКА-ВСТАВИТЬ или выполнить команду сочетанием клавиш Ctrl+V. Данные из буфера будут вставлены в файл, начиная с текущей позиции. Если после текущей позиции имеются другие данные, они будут «отодвинуты», чтобы освободить место для данных из буфера)
— удаление (чтобы удалить выделенный фрагмент музыки, необходимо выбрать команду ПРАВКА-УДАЛИТЬ или нажать клавишу Delete;)
Обучающиеся выполняют задания под контролем учителей.
Преподаватель КМЛ: Итак, приступаем к прослушиванию фрагментов, предполагаемые ответы каждый из вас по средствам Интернет пересылает на имя лидера группы. Он, в свою очередь, совместно с членами совей группы, полученные данные анализирует и предлагает от имени группы верный ответ (прослушивание фрагментов, выступление лидеров, сравнение визуального и слухового) (слайды 6, 7, 8).
Проведенные вами исследования обнаруживают следующие:
А) Благодаря выявленным интонационным связям между частями симфонии, можно говорить о воплощение в конструкции симфонического цикла принципов домбровой композиции. В качестве тематического ядра избирается тема кюя «Жигер».
Б) Каждая часть симфонии является своеобразным вариантом исходного тематического зерна. Таким образом, воспроизводя тематическое движение кюя, каждая последующая часть симфонии, является вариантом предыдущего.
В) Несмотря на принцип монотематизма, в домбровых кюях присутствует элемент контраста. На основе преодоления этого контраста совпадающее с принципом расширения регистрового звучания темы, с происходит дальнейшее развитие кюя. В симфонии роль контраста выполняет мотив темы — «движение».
Вывод: Мелодические связи между частями достаточно определенны. Их интонационная общность при этом позволяет трактовать симфонию как единый организм. В этом велико мастерство Жубановой. Найдя созвучие своего эмоционального состояния в кюях Даулеткерея, она избирает такие, которые способны были осуществить устремления композитора — воплощение логики темообразования и принципов формообразования кюя. В этом и кроится «идея глубинного соприкосновения национального и классического».
IV. Рефлексия:
В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали — т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность анализа и исследования.
- сегодня я узнал...
- было интересно...
- было трудно...
- я выполнял задания...
- я понял, что...
- теперь я могу...
- я почувствовал, что...
- я приобрел...
- я научился...
- у меня получилось ...
- я смог...
- я попробую...
- меня удивило...
- урок дал мне для жизни...
- мне захотелось...
V. Итог урока:
Преподаватель КМЛ: Домашнее задание: продумать возможное построение опорной схемы по опере Е. Рахмадиева «Алпамыс»
Преподаватель информатики: Домашнее задание: выучить конспект, создать рингтон на основе музыки из оперы «Алпамыс» и установить его на мобильном телефоне.
Выставление оценок.
Приложения:
1. Презентация к уроку.
2. Музыкальные фрагменты симфонии «Жигер».
3. Нотные фрагменты симфонии «Жигер».
4. Программа mp3DirectCut.
- 12813 просмотров