Интегрированный урок внеклассного чтения и трудового обучения во 2 классе
Янкова Татьяна Михайловна Школа комплекс национального возрождения № 17 |
Тема: Сказка «Как избежать зла». Изготовление фигурки оленя из природного материала.
Цели:
- Знакомство со сказкой, работа над содержанием, выразительным чтением
- Изготовить фигурку оленя из природного материала
- Воспитывать чувство прекрасного, доброго, учить делать добро друг другу.
Ход урока
1. Организация класса. Жужжащее чтение. Осмысление
2. Психологическая установка
Объявление темы и цели
— Ребята прочитайте, что написано на доске.
Давайте делать добро друг другу!
— Как вы понимаете смысл написанного?
— Это объединяющая тема (тезис) двух уроков. Действительно, доброта — это стремление человека дать счастье окружающим людям, приносить радость, любить природу. Сегодня на уроке, мы работаем над сказкой. Сказки! Сколько доброго несут они нам! Учат творить доброю. И звеня своим серебряным колокольчиком, заставляют нас думать о жизни, о мудрости, которую хотели нам передать. Вот об этом мы и будем говорить на сегодняшнем уроке, поработав над сказкой.
3. Новый материал. Слушание сказки
Следите за чтением и постарайтесь представить то, что я читаю.
Сказка «Как избежать зла»
Чтение учителем.
— Ваши впечатления (что понравилось).
— Что представили в своём воображении?
Задание: прочтите сказку, пользуясь памяткой. (Дети читают про себя). Работаем над лексическим значением непонятных слов, встретившихся в сказке.
— Как вы объясните значение слов:
- Преданно —
Тоска —
Раздражительность —
Объяснение значения слов.
4. Повторное чтение сказки вслух. Работа над содержанием сказки
— Назовите героев сказки
— О чём они вели разговор?
— В этой сказке звери разговаривают? Какой литературный приём используется?
— Что такое олицетворение?
Вспомните сюжет сказки, опираясь на эти иллюстрации. Работа по группам. Каждая группа работает над своим сюжетом.
1 сюжет,
— Кто рассуждает о зле?
— Что нужно сделать, чтобы избежать зла? (Зачитать)
— Что нужно сделать, чтобы избежать зла? (Покормить птиц, повесить кормушки, чтобы птицы были сыты).
— Исчезнет ли зло, если все будут сыты?
— Одна из причин зла — голод, так считает ворона.
2 сюжет,
— Кто рассуждает о зле?
— О чём он думал?
— А как представляет себе зло голубь?
— Согласны ли вы с этим мнением.
— Значит, как представляет голубь зло? (Беспокойство, тоска).
Корригирующее упражнение для глаз.
3 сюжет,
— Как представляет себе зло змея?
— Отчего оно бывает?
— Что она предлагает?
— — Змея говорит о терпимости, не надо сердиться по пустякам.
— Чего не нужно делать?
— Не нужно допускать раздражительности.
4 сюжет,
— Кто рассуждает о зле?
— Как он представляет себе зло? Отчего оно бывает?
— От страха, боязливости.
— Хотя олень красивый, сильный, гордый, и у него есть копыта и рога, которыми он может защитить себя, он не может преодолеть свой страх перед другими зверями и становится их жертвой.
— Как ему избежать зла, защитить себя от других зверей?
— Должен защищать себя рогами, копытами, быстро бегать. А человек должен защищать природу от браконьерства и вредителей.
5 группа,
— Кто говорит о зле?
— Согласен ли человек с тем, что говорили звери?
— Что предлагает человек, чтобы зло исчезло совсем?
— Каждый герой прав, он рассуждает о зле, со своей точки зрения, в которой раскрывается его характер.
Ассоциации при произношении слова добро.
5. Работа над сюжетом сказки, чтение в лицах
— Так какую мудрость доносит до нас эта сказка? Чему учит?
— Над чем заставляет задуматься?
— Делать добро, стараться не обидеть.
— Во всех сказках отражена жизнь человека, его представление о добре и зле. Так ли это?
— Какие сказки вы прочли дома, выполняя домашнее задание? Победило ли в них добро?
— Обратите внимание на выставку книг. Концовка этих сказок тесно связана с их основной мыслью, в которой воплощена мечта о счастливой мирной жизни, где добро, обязательно побеждает зло.
Вывод: Действительно: доброта — это когда есть пища для всех, это забота обо всех, это спокойствие и мир, как на нашей с вами родине, где мы родились и выросли — на родной земле Казахстан.
Вы сегодня старались показать себя в выразительном чтении, в работе над содержанием сказки, а теперь во второй половине урока мы изготовим фигурку оленя — героя из сказки.
Подвижная физминутка
Вторая часть интегрированного урока
1. Вступительное слово
Сегодня на уроке трудового обучения мы будем работать с природным материалом. Изготовим фигурку оленя.
На уроке литературного чтения мы создали образ красивого, сильного, гордого оленя, а на уроке технологии мы воспроизведём этот образ.
— значит, мы должны сделать ему большие ветвистые сильные рога, быстрые ноги, чтобы он быстро бегал. Вот и попробуем создать этот образ.
- Выделим отдельные части фигуры оленя: туловище, шея, голова, ножки, веточки — рога.
- Посмотрим наличие у нас необходимого материала.
- ухие веточки, шишки, пластилин, подставка, ткань.
Порядок работы: последовательность:
- прикрепим к туловищу ножки (веточки)
- присоединим рога к голове
- прикрепим голову к шее
- шею с головой посадим на туловище оленя.
Инструкционная карта, рисунки — схемы выполнения работы.
Выполнение работы
Руководители групп следят за выполнением техники безопасности, за порядком на рабочем столе. Музыка поможет вам в вашем мастерстве.
Проверка работ. Выставка
Руководители групп представляют свои работы и оценивают. Комментирование и выставление оценок. Учитывая работу учащихся над художественным произведением и мастерство по изготовлению фигурки оленя, учитель называет оценки по литературному чтению и трудовому обучению.
Итог урока. Этим уроком мы ещё раз убедились в мудрых словах сказки: «Давайте делать добро друг другу!»
Чтение стихотворения
- Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Урок окончен. Спасибо.
Журнал «Современный урок» № 5
- 15616 просмотров