Использование игротренингов в активизации речи дошкольников на занятиях по продуктивной деятельности
Жексенова Ризагуль Сагадатовна, воспитатель, без квалификационной категории, среднего уровня, КГКП «Специальный детский сад № 13 «Алтынай» город Экибастуз |
В теории и практике образования проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных.
Основная задача дошкольных образовательных учреждений состоит в правильной организации и активизации речевого общения детей, поскольку речь является средством общения и орудием мышления.
Дети с особенностями в развитии в большинстве своём пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым, в этой ситуации, необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
Мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию.
Игра позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире, с ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия, таким образом, малышу будет легче учиться и осваивать новые виды деятельности.
Основной формой воздействия на ребёнка в детском саду являются организованные занятия. Однако с детьми с особенностями развития более эффективным является индивидуальная работа, где ведущая роль принадлежит взрослым.
Вся работа строится на результатах диагностического обследования каждого ребёнка, учитываются индивидуальные трудности в развитии. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения и применения таких методических приёмов, которые привлекают внимание и заинтересованность каждого ребёнка.
Для параллельной стимуляции речевой и двигательной активности широко используется игры со стихами, сопровождающиеся одновременным выполнением движений (с начала пассивным, затем пассивно-активным, и наконец, активным). Все игры подобраны с учётом уровня двигательного развития детей.
Используется различные стишки, песенки, потешки, которые сопровождаются действия ребёнка и взрослого не только на занятиях, но и в режимные моменты. Всё это, в свою очередь, способствовало созданию положительного эмоционального настроя, развитию чувства ритма и закреплению связи между предметом, действием и словом.
Возрастные особенности дошкольников и присущая им любовь к игре дают возможность использования игровых приемов на занятиях по продуктивной деятельности. Значение рисования, лепки, аппликации, конструирования для всестороннего развития и воспитания велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка тесно связано с развитием речи.
Изобразительная деятельность является первой продуктивной деятельностью ребёнка дошкольника. Изучив работы таких авторов, как Е. Н. Лебедева, Ю. В. Захарова по использованию нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития, мы стали использовать на занятиях по рисованию следующие нетрадиционные техники:
- монотипия;
- рисование под музыку;
- техника (печатания листьями);
- техника рисования нитками;
- техника печатания бумагой и т. д.
Эти приёмы и материалы не требуют высокого уровня владения карандашом и кистью, поэтому в процессе работы в этом направлении у детей активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти) зрительно- двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей с интеллектуальной недостаточностью.
На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивались ориентировочно- исследовательская деятельность детей.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети узнавали её свойства: густоту, твёрдость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогают игры с цветом. Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. В результате этого повышается уровень познавательного интереса, дети стали задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулировала положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывала радостное настроение у детей, снимала страх и неуверенность перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Для расширения кругозора детей в группе собрана коллекция учебных и познавательных видеофильмов и аудио записей:
- «Пальчиковые игры»;
- «Азбука — малышам»;
- «Арифметика — малышам»;
- «Сказки разных авторов».
Применение игровых приемов в технологической карте занятий по продуктивной деятельности значительно активизирует речевые и творческие возможности детей. Игровые приемы обучения должны быть направлены как на решение дидактических задач, так и обладать признаками настоящей игры. Одним из признаков игрового приема является игровая задача. Игровая задача — своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например: «Сегодня, мы с вами будем художниками на фабрике обоев». В таком процессе использования игрового приема может увеличиться количество игровых задач, то есть происходит развитие игрового замысла. Важнейшим признаком игровых приемов являются игровые действия, с помощью которых решается игровая задача.
Игровые приемы представляют собой игровые задачи и совокупность соответствующих им игровых действий, придуманных и используемых педагогом с целью обучения и воспитания детей.
Для развития речи детей на занятиях по изобразительной деятельности применяются различные приемы: показ предмета, рисование (лепка) предмета с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т. д. Структурно каждое занятие состоит из трех этапов:
1. Мотивационно-побудительный — организует процесс формирования замысла
2. Организационно-поисковый — его выполнение,
3. Рефлексивно-коррегирующий — анализ и оценка детских работ.
Каждый из этих этапов направлен на решение специфических задач, которые определяют особенности применения игровых приемов обучения.
Методика использования игровых приемов на занятиях в значительной степени определяется особенностями сочетания учебных и творческих задач. Все занятия условно подразделяются на три типа это:
1) по сообщению новых знаний и первоначальному ознакомлению со способами изображения;
2) по формированию навыков
3) творческие.
Остановимся на более распространенном втором этапе.
В начале занятия любого типа, прежде чем формировать замысел будущего лепки (рисунка), очень важно предложить им действенный мотив изобразительной деятельности. Таким образом, существенно повышается активность дошкольников, стимулируются творческие проявления, а, следовательно, улучшается качество работ. Наиболее эффективен общественно направленный мотив.
Сначала воспитатель вызывает у детей интерес к роли, желание принять ее, например, накануне занятия показывает игрушечный сервиз, из которого куклы потеряли некоторые предметы и теперь не могут им пользоваться. После самостоятельного или подсказанного решения, как помочь куклам (слепить), детям важно предложить роль гончаров. Старшие дошкольники уже знакомы с искусством мастеров, изготовляющих красивую посуду, глиняные кувшины. Воспитатель напоминает: прежде чем начать работать, гончар обдумывает, что он будет лепить и как. Предложить детям рассказать, какую посуду они придумали. На одном из занятий по рисованию «художники-модельеры» придумывают узоры и украшают ими платье для сестры (мамы, бабушки).
Важно, чтобы дети не только поняли и приняли игровую задачу, которая совпадает с изобразительной, но и выполняли определенные требования — выполнять работу требуемого качества, воспроизводя при этом заданные способы изображения или проявляя выдумку, творчество в поиске своих способов.
Придумывая игровые сюжеты для дошкольников, следует опираться не только на их непосредственный опыт, но и на знания, впечатления, полученные из рассказов, сказок, стихотворений, мультфильмов и других источников.
Игровые действия, характеризующие взаимоотношения персонажей, выражаются в основном в речи. Содержание игровых действий — в основном общение, взаимодействие детей с любимыми игровыми (сказочными) персонажами, общение персонажей между собой. В процессе игрового общения раскрываются особенности взаимоотношений между ними: оказание помощи, обучение игровых персонажей каким-либо действиям, объяснение, игры-загадки. Например, дети помогают Золушке попасть на бал, украшают бальное платье (декоративное рисование), знакомят Незнайку со своим родным городом — аппликация домов. В занятии могут участвовать несколько игровых персонажей. В этих случаях широко используется ролевой диалог, а повествовательная речь дополняет, поясняет, комментирует процесс общения.
Таким образом, создание игровых мотиваций, обеспечивает принятие
детьми цели (выполнить изображение), активности в ее достижении и осознание предлагаемого для освоения учебного содержания.
На организационно-поисковом этапе осуществляется руководство процессом воплощения замысла. Игровые приемы обучения могут быть включены в процесс руководства восприятия изображаемого предмета. В процессе обследования предметов, как правило, предполагается большая активность детей, поэтому диалоги ведутся между персонажами и детьми или непосредственно с детьми, опираясь на игровые персонажи. В процессе беседы с детьми рассматривается изображаемый предмет, припоминаются подобные признаки предметов, сходных с данным образцом. Объясняя способы, последовательность изображения, можно обыгрывать выполняемый рисунок и с помощью игрушек. В старших группах можно использовать условные игрушки, персонажи пальчикового театра, предметы-заместители.
Важным аспектом является конкретизация задачи (требования к изображению), надо убедить детей в необходимости их выполнения.
На рефлексивно-корригирующем этапе занятия одной из важных задач является обучение детей приемам анализа, умению «оживлять, оречевлять» образ, видеть достоинства и слабости своей работы, а также, чтобы продемонстрировать, как они используются теми, для кого они предназначены.
При анализе детских работ важным моментом является разнообразие игровых действий по содержанию и форме.
На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать речевые средства: обогащать словарь детей новыми словами, уточнять значения новых слов, их грамматические формы, например согласование прилагательного с вопросительным словом, правильное употребление слов в единственном и множественном числе, в уменьшительно-ласкательной форме.
Таким образом, чем органичнее содержание занятий и игровых приемов связано с повседневной жизнью дошкольников, с общевоспитательной работой детского сада, тем естественнее игровое общение на занятиях, тем больше времени можно уделять собственно исполнительской деятельности детей.
В результате применения такой работы с детьми, в которую вошли обогащение эмоциональной сферы ребёнка, предметно- развивающей среды с учётом особенностей развития детей, использование подручных и природных материалов в индивидуальной работе, можно утверждать об её эффективности. Этот факт подтверждается данными диагностических обследований детей. У детей, по сравнению с первоначальным обследованием, повышается познавательный интерес к окружающему и эмоциональный отклик на продуктивные виды деятельности, дети стали проявлять более активную заинтересованность в занятиях со взрослыми, а самое главное, заметно улучшилась речь — дети свободно задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно что-то объяснить или рассказать, повторяют заученные стихи, потешки, воспроизводят знакомые песенки.
Источник: httpsss://infourok. ru/doklad-na-temu-aktivizaciya-rechi-starshih-doshkolnikov-na-zanyatiyah-po-izobrazitelnoy-deyatelnosti-cherez-ispolzovanie-igrovih-756562.html
- 9125 просмотров