Использование ИКТ в начальной школе
Романенко Ирина Григорьевна учитель начальных классов, стаж 10 лет КГУ «Общеобразовательная средняя |

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, — я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
Древняя мудрость
Ребенок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать, как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1–4 классов имеют
Наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются:
- Игровая деятельность;
- Создание положительных эмоциональных ситуаций;
- Работа в парах;
- Проблемное обучение.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
- Обеспечивает наглядность.
- Привлекает большое количество дидактического материала.
- Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза.
- Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ способствует
- повышению качества образования.
Цель применения ИКТ:
1. Развитие мышления.
2. Формирование приемов мыслительной деятельности.
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
- Развитие
наглядно-образного ,наглядно-действенного , теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - Эстетическое воспитание за счет технологии мультимедиа;
- Формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях современного общества. Научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.
Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки. Главное — возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.
Применение мультимедийных презентаций, особенно на уроках окружающего мира, позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни.
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
При использовании ИКТ мне стало легче осуществлять
В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Дети активно работают на уроке.
С какой целью я создаю и использую презентации?
Во-первых , презентация — это представлениечего-либо нового, она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему, организованную для удобного восприятия информации.Во-вторых , презентация — презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок не только воспринимает информацию, но и запоминает, когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица.
Как писал великий педагог
Со времен Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да, и мы с вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные, электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из важных задач обучения — повышение уровня знаний.
ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
- Повышает качество знаний
- Продвигает ребёнка в общем развитии
- Помогает преодолеть трудности
- Вносит радость в жизнь ребёнка
- Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
- Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ
- Владеть основами работы на компьютере
- Иметь навыки работы с мультимедийными программами
- Владеть основами работы в Интернет
Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения — повышение уровня знаний.
Применение компьютера для обучения школьников — это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя.
В заключение хочу сделать такой вывод:
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку, или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер — это уже не роскошь — это необходимость.
Литература
1. Бурлакова
2. Гадустова
3. Ефимов
4. Завьялова
5. Молокова
6.
7.
8.
9.
10.
11. Суровцева
12. Селевко
13. Селевко
- 11592 просмотра