9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Использование информационных технологий на уроках истории в рамках перехода к электронному обучению

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Туякова А.К.

учитель истории гимназии «БЭСТ»

г. Петропавловск Северо-Казахстанской области
Туякова А.К.


Содержание

  1. Введение. Внедрение электронного обучения — первый шаг интеграции в мировое образовательное пространство
  2. Информационные технологии — как средство обучения
  3. Задачи и принципы применения ИКТ на уроках
  4. Применение ИКТ на уроках истории
  5. Применение ИКТ учащимися
  6. Заключение
  7. Литература

1. Внедрение электронного обучения — первый шаг интеграции в мировое образовательное пространство

Серьёзные преобразования в экономическом и общественном устройстве Казахстана, интегрирование страны в мировое сообщество обусловили необходимость реформирования в системе образования. Модернизация казахстанского образования направлена не только на изменения содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменения подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача школы — воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Именно поэтому министерством образования и науки РК внедряется программа электронного обучения.

Основная цель электронного обучения: выравнивание уровня городского и сельского школьного образования, подготовка мыслящего и технологически грамотного учащегося. Прежде чем вводить новый проект по электронному обучению, были детально изучены соответствующий опыт развитых стран. Он показывает, что интенсивное развитие e-learning является одной из ведущих мировых тенденций системы образования.

В рамках реализации данного направления Госпрограммы каждая организация образования будет обеспечена цифровыми образовательными ресурсами, широкополосным Интернетом со скоростью 4–10 Мбит/сек. Внедрение системы электронного обучения предполагает полную автоматизацию учебного процесса и статистики (электронные журналы, библиотеку, расписание, дневник, sms-оповещение родителей). Учителя и учащиеся получат доступ к лучшим мировым образовательным ресурсам. Материально-техническая база организаций образования будет укрепляться самым новейшим оборудованием. Нормативная правовая базы системы электронного обучения разрабатывается на основе международных стандартов и технических регламентов эксплуатации системы электронного обучения.

Реализация проекта «E-learning» предусмотрена в 2 этапа. На первом этапе 2011–2015 годы будет подключено к системе более 50% организаций образования. На втором этапе 2016–2020 годы более 90% организаций образования.

2. Информационные технологии — как средство обучения

Многих педагогов в данный момент особо интересует следующий вопрос: «Какую нишу займет мой предмет в указанной парадигме образования?». Если для преподавателей естественно-математического цикла данная проблема не является острой, так как информационные технологии напрямую связаны с преподаванием физики, информатики, математики и многие темы требует применение инновационных технологий и интерактивных средств обучения, то для учителей гуманитарного цикла, данное нововведение вызывает опасение, на сколько оно может прижиться на их уроках. Поэтому, внедрение элементов электронного обучения, необходимо начинать уже сейчас. Но для этого нужна мотивация, кроме той, что введение электронного обучения во все общеобразовательные предметы — неизбежно. Использование ИКТ, должно быть осознанно учителем и отвечать целям и задачам, которые преследует тот или иной педагог. Применение информационных технологий заставляет пересматривать планирование и содержание учебного предмета. Это требует соответствующей подготовки от педагога. И здесь возникает противоречие между сложившейся подготовкой учителя, носящей универсальный характер и необходимостью на практике решать профессионально педагогические задачи, требующие от него не только фундаментальных знаний по предмету, но и соответствующих профессиональных умений использовать средства новых информационных технологий в образовательном процессе.

По опыту работы приходишь к выводу, что ИКТ, как средство обучения, имеют определенные дидактические функции. Они незаменимы на стадии чувственного восприятия изучаемых объектов и явлений. При этом наглядные образы обеспечивают постоянную связь мышления с изучаемым объектом (через абстрактное мышление). Для более полного запоминания и усвоения учебного материала учащимися необходимо задействовать как можно большее количество каналов восприятия информации. Очень эффективно это можно сделать с применением графических и мультимедийных возможностей компьютера. Таким образом, ИКТ выступает как совокупность методов и средств накопления, обработки, представления, сохранения и передачи информации. Однако, важно помнить, что применение ИКТ обеспечит необходимый педагогический эффект только при условии соблюдения определенных дидактических требований. С. П. Новиков выделяет следующие:

  • Информация, получаемая с помощью ИКТ, соответствует современным научным представлениям;
  • По уровню сложности и объему она доступна учащимся для понимания.
  • Учебная информация, получаемая с помощью ИКТ, согласуется с базовым учебником по конкретному предмету.

Таким образом, урок с применением ИКТ (медиаурок) — это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения информационно-коммуникативных технологий и где они выступают как средство для достижения поставленной цели и решения задач.

При изучении прошлого школьники лишены возможности, непосредственно воспринимать события и явления общественной жизни. Компьютерные технологии позволяют реконструировать жизнь общества в различные периоды истории, в различные эпохи.

Информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов. Их можно применять вместе с другими педагогическими технологиями, например, традиционной, здоровьесбережения и развития критического мышления.

3. Задачи и принципы применения ИКТ на уроках

Цель педагогической деятельности в рамках изучения истории в школе способствовать созданию условий для более успешной социализации индивида в современном мире через использование новых информационных технологий. Поэтому задачами в области преподавания истории сводятся к следующему:

  1. формирование у учащихся умений поиска, анализа и отбора необходимой учебной информации;
  2. овладение ими конструктивными способами учебной и социальной коммуникации;
  3. познание ими исторических закономерностей, явлений и событий;
  4. использование и применение ими полученных знаний в реальной жизни.

Исходя из данных задач, задачами в области ИКТ сводятся к следующему:

  1. Во внедрении ИКТ в образовательный процесс;
  2. В развитии информационной культуры учащихся;
  3. Оперативном распространении актуальной информации;
  4. Организации внеурочной проектной деятельности учащихся;
  5. Расширении возможностей в применении наглядности.

Для достижения данных задач, необходимы следующие принципы:

1. Принцип деятельности

— позволяет коренным образом изменить роль ученика: он является не объектом, а субъектом познавательной деятельности.

2.Принцип минимакса

— учебное содержание должно соответствовать максимальному уровню изучения истории, которое обеспечивает освоение минимального уровня, то есть уровня, задаваемого стандартом.

3. Принцип вариативности

— позволяет ставить ученика в позицию выбора, где из большого объема учебного материала учащиеся должны выбрать только тот, который соответствует определенным требованиям.

4. Принцип творчества

— позволяет включать в план урока задания, для выполнения которых ученику потребуется придумать собственный метод.

6. Принцип психологической комфортности

— позволяет осуществлять индивидуальный подход к деятельности каждого ученика, учитывая психологические и интеллектуальные способности личности.

Поэтому, прежде чем применять ИКТ на уроке, надо решить действительно ли это необходимо и насколько. Для этого подготовку необходимо организовывать поэтапно:

1 этап — технологический.

На данном этапе я определяю способ использования ИКТ: работа учащихся с интерактивной доской или работа с использованием только проектора.

2 этап — содержательно-организационный.

Методическая организация учебной деятельности (осуществляю выбор темы урока, определяю цели и задачи, планирую деятельность учителя и учащихся, а также оцениваю эффективность использования выбранных методов и форм изучения материала, составляю проект урока.

3 этап — процессуальный.

Этап проведения урока и реализации замыслов на основе использования ИКТ.

4 этап — аналитико-рефлексивный.

Анализ деятельности учащихся на всех этапах урока, обоснование эффективности использования компьютерных средств, оценка качества знаний учащихся.

В ходе урока применение ИКТ возможно:

  • при объяснении нового материала;
  • при актуализации знаний;
  • для обобщения и систематизации знаний;
  • при выполнении творческих заданий;
  • во время лекций, практических и лабораторных занятий;
  • при самоподготовке;
  • в практической деятельности и при закреплении знаний;
  • для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала.

Однако, учителю планируя урок с применением ИКТ, необходимо задуматься о целесообразности его применения для изучения данного материала.
В своей деятельности я выделяю три основных формы работы с ИКТ:

Во-первых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках истории.
Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся по истории вне школьных занятий;
И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий.

С точки зрения использования ИКТ на уроке, я делю эти уроки на две группы. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.

1. Уроки демонстрационного типа.

Этот тип уроков — один из самых распространённых на сегодняшний день в моей практике. Для его проведения требуется наличие предметного кабинета, оснащённого компьютером и проектором или переносной вариант этой техники. На таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения я использую материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам, а также презентации, которые я готовлю к своим урокам сама.

2. Уроки компьютерного тестирования.

Тестирование — это один из видов контроля знаний, который прочно вошел в жизнь школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель — ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. К сожалению, возможности кабинета не позволяют, что бы каждый учащийся класса работает на таком уроке только индивидуально. Тестирование я провожу через демонстрацию тестов на слайдах.

Таким образом, компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью учителя и учащегося.

4. Применение ИКТ на уроках истории

Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. Так на уроках изучения нового материала использую демонстрационную программу, которая позволяет в доступной, яркой, наглядной форме представить учащимся теоретический материал.
Образовательные программы имеют в своем составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое событие с комментарием диктора

Медиаурок, по моему мнению, имеет свои методические возможности и преимущества. Они выражаются в следующем:

  • повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;
  • возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных задач, для обработки учебной информации;
  • организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;
  • повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
  • развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;
  • формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.

Электронные пособия позволяют осуществить тройное сопоставление: «Событие — термин-изображение», что способствует формированию системы изучения нового понятия. Например, при изучении вопроса о египетских пирамидах в 6 классе с помощью мультимедиа представляю — процесс их постройки (событие), далее даю определение понятия «пирамида» (термин), а затем рассматриваю ее изображение.

На уроках — практикумах учащиеся совершенствуют свои умения заполнять контурные карты, таблицы, делать выводы, работать со статистическими материалами, таблицами. Предлагаю учащимся дополнительную зрительную и слуховую информацию с мультимедийных носителей или из ИНТЕРНЕТА. Для практического занятия определяю цели, подбираю соответствующие задания. Для активизации познавательной деятельности включаю в работу игровые моменты, это оживляет восприятие учащимися материала, вызывает интерес к изучению предмета, развивает творческие способности. Например, использую кроссворды, игровые варианты работы с материалом.

Применяю в учебном процессе мультимедийные электронные учебники, которые представляют собой большую часть традиционного учебно-методического комплекса по курсу. В них входит одновременно и собственно учебник, и рабочая тетрадь, и атлас, и подробная хронологическая таблица, и хрестоматия с достаточно полной подборкой документов, и видеофрагменты, и справочник с современной поисковой системой. Их использование значительно облегчает работу учителя, которому не нужно перед каждым уроком разрываться в поисках интересной информации, иллюстративного материала, письменных и звуковых документов.

Для подготовки тематических презентаций по истории использую программы: POWER POINT с помощью которых создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео и звуковых записей, фильмы.

Презентации удобны тем, что при подготовке отбираю материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Кроме того, компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Например, считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ, таблицы, справочные материалы и т. д. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.

Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала.

Важно помнить, излишняя увлеченность использованием ИКТ ведет к перегрузке учебного материала второстепенной информацией, отвлекает от сути изучаемой проблемы, рассеивает внимание школьников. Поэтому анимационной материал должен быть дозированным. При работе учащихся с применением ПК необходимо обращать внимание на соблюдение санитарных норм, т. е. вводить ограничения не только по объему, но и учитывать временные нормы работы учащихся: для учащихся 1-х классов — 10 мин, 2-5-х классов — 15 мин, 6-7-х классов — 20 мин, 8-9-х классов — 25 мин, 10-11-х классов — 30 мин. Для оптимальной организации учебной деятельности школьников с применением ИКТ я предлагаю работу с компьютером чередовать с работой с другими видами деятельности. Это позволит выполнить требуемые санитарные нормы, организовать динамичную учебную деятельность школьников, так как смена видов деятельности снижает утомляемость, активизирует работу.

Уроки с использованием информационных технологий особенно нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче. Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся в последствии показать хорошие результаты при контроле знаний.

7. Применение ИКТ учащимися на уроках истории

Учащиеся при помощи компьютера подготавливают и проводят на уроке выступления, работают с информацией, применяют мультимедийные возможности компьютера, интернет ресурсы, образовательные программы для самостоятельной работы.

Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентации. Создание презентации превращаю в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных информационных потоках. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Обрабатывая информацию, ребята подбирают материалы для слайдов; строят схемы, выбирают фотографии и текстовое сопровождение, осуществляют дизайн слайда, готовят защиту своего теоретического вопроса. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т. к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Также я использую в своей работе метод проекта для повышения коммуникативной направленности в обучении истории. Работа с проектами начинается в 5 классе. Организуя данную работу, я пришла к выводу, что, если разные виды проектов (информационные, творческие, ролево-игровые, исследовательские) целенаправленно и систематически использовать в работе, то эффективность результатов обучения значительно повышается.

Благодаря использованию ИКТ происходит погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени — с другой. Работа над проектами способствует как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по истории.

Заключение

Таким образом, применение ИКТ на уроках

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой работы на уроке;
  • усовершенствовать контроль качества знаний;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • повысить наглядность изложения материала, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, сделать урок истории более интересным;
  • представить учебный материал в увлекательной, динамичной, структурированной форме, побуждая учащихся к более активному усвоению учебного материала, за счет включения большего количества каналов восприятия информации;
  • формировать у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией.

Благодаря ИКТ:

  • учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса;
  • повышается уровень обученности и качество знаний учащихся по предмету, иногда они остаются на том же уровне, но нигде не происходит их снижение;
  • устанавливаются межпредметные связи;
  • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
  • учащиеся под руководством учителя создают дополнительные учебные материалы для школьной медиатеки: электронные сборники творческих работ;
  • изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, занимающимися совместной проектно-исследовательской деятельностью;
  • изменяется отношение учеников к компьютеру, его используют в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Роль учителя является ключевой в формировании информационной культуры учащихся. Внимание учеников, степень освоения ими получаемых знаний зависят от умения учителя правильно организовать занятие. Работа должна предусматривать наличие обратной связи, потребность которой определяется степенью сложности учебного материала. При применении ИКТ на уроках очень важны индивидуальный подход, учет личностных и психологических возможностей ученика, его возможности активно взаимодействовать с носителем информации. В зависимости от индивидуальных особенностей: характера обучаемости, уровня медиаобразовательных умений, степени мотивации необходимы соответствующие коррективы и варианты индивидуальной работы. Я считаю, что эффективность применения ИКТ зависит от профессиональной подготовки учителя. Поэтому ему необходимо постоянно заниматься повышением квалификации, в первую очередь, за счет самообразования.

Литература:

  1. Алейникова О.А. Авторские мультимедийные учебно-методические пособия в образовании//Образование в современной школе № 4.2002.
  2. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный учебник истории России ХХ века: мифы и реалии информатизации процесса обучения. /ПИШ. 2000. № 3.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.:Просвещение, 1989.
  4. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения//Педагогика. № 4, 2003.
  5. Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов//Педагогика. № 8, 2003.
  6. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе предметной подготовки учителя// Педагогика. № 8, 2003.
  7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., 2000.
  8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 2000.
  9. Кадыкова О.М. Я-концепция и уроки истории // Преподавание истории в школе. № 1. 2000.
  10. Мультимедийные продукты обучения // Преподавание истории и обществознания в школе. № 1–3., 2001.
  11. Никитенко С.Г. Открытые ресурсы сети интернет для учителя//Школьные технологии. № 2, 2001.
  12. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе //Педагогика. № 9, 2003.
  13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр, 2002.
  14. О современных методах преподавания истории //Преподавание истории в школе. № 4. 2001.
  15. Резник Н.А. Технология визуального мышления//Школьные технологии. № 4, 2000.
  16. Рыжкова Н.Г. Использование компьютерного учебника на занятиях по истории (из опыта работы). /ПИШ. 2000. № 3.
  17. Селеменев С.В. Опорная конструкция на экране монитора// Образование в современной школе. № 6, 2002.
  18. Селеменев С.В. Развивающая наглядность//Образование в современной школе. № 12, 2003.
  19. Современные проблемы образования и воспитания//Вопросы философии. 1973.№ 1.
  20. Шамова Т.И. Активизация познавательного интереса.
  21. Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия//Педагогика. № 4, 2001.
Категория: