9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Использование логоритмических занятий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Чистякова Ирина Григорьевна, учитель-логопед, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГКП «Специальный детский сад № 13 «Алтынай» город Экибастуз

Чистякова Ирина Григорьевна, учитель-логопед, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГКП «Специальный детский сад № 13 «Алтынай» город Экибастуз

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.

Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы, ее произносительной и семантической сторон. Наличие у таких детей вторичных отклонений ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и т. д.), двигательной сферы создают дополнительные затруднения. Эти нарушения требуют специальной коррекции.

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений.

Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Преодоление общего недоразвития речи требует интегративного подхода, при котором взаимосвязаны медикаментозное лечение, система логопедической работы, занятия по коррекции и развитии психических функций, логоритмические занятия по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Логопедическая ритмика — неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.

Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, — это движение, музыка и речь.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляцию мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы — развитие речи детей -логопатов и корректирование их речевых нарушений.

Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников различного генеза открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач: развитие оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.

Логоритмические занятия должны соответствовать следующим требованиям:

— В программе обучения и воспитания детей с ОНР проведение логоритмических занятий является желательным. В этом случае осуществляется один из ведущих принципов коррекционной работы — интегративного обучения. Поэтому логоритмические занятия лучше проводить 2 раза в неделю со всей группой детей в первой половине дня.

— Продолжительность занятий от 20 до 25 минут в соответствии с возрастной нормой.

— Материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей.

— Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных навыков и имеющегося в запасе активного словаря. Вначале коррекционного курса отрабатываются двигательные умения и навыки, затем они переносятся на речь.

— При подготовке логоритмических занятий следует исходить из необходимости правильного понимания их сути, назначения. Недопустима подмена логоритмических занятий музыкальными.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Отмечается положительная динамика в качественных изменениях показателей слухового, зрительного, тактильного внимания, восприятия, памяти детей. Параллельно улучшаются показатели развития речи: физиологическое дыхание, фонематический слух, движения органов артикуляционного аппарата, звукопроизношение. Совершенствуется работа сердечно — сосудистой, дыхательной, двигательной и других систем. Дети с удовольствием занимаются логоритмикой, приобретая представления о здоровом образе жизни, доброжелательном отношении к окружающим людям. В дальнейшем это позволит ставить перед детьми и решать совместно с ними более сложные задачи в овладении речью, в развитии музыкальных способностей и детского творчества.

Таким образом, логопедическая ритмика — это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. Использование логоритмики в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей способствует реализации основной задачи: развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех функций речи, памяти, внимания, мышления и других сторон психической деятельности детей.

Список используемой литературы:

  1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985. — 191с.
  3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: 1981. — 148 с.
  4. Краузе Е. Н. Логопедия. — СПб.: Корона принт, 2005. — 319 с.
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М.: 1973. — 223с.
  6. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 192 с.
  7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб.: Изд-во «Союз», 2001 — 224 с.
  8. Отрошко Г. В. Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи через систему подвижных игр и логоритмических упражнений.
  9. Руденко И. И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией.
  10. Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение. — СПб.: 1997. — 229с.
  11. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: 1999. — 31 с.
Категория: