Седьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Использование пальчиковой гимнастики в работе с учащимися младших классов

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Ященко Галина Ивановна учитель начальных классов, стаж 40 лет, высшая категория. КГУ «Школа-гимназия № 2» акимата города Усть-Каменогорска, ВКО

Использование пальчиковой гимнастики в работе с учащимися младших классов

Концепция 12-летнего образования в Республике Казахстан является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления системы начального, среднего общего образования страны.

В этих условиях одной из актуальных проблем казахстанского общества является формирование личности готовой жить в меняющихся социальных и экономических условиях. В связи с этим на первый план выходят определенные требования к личности, обладающей развитым интеллектом, устойчивой мотивацией познавательной деятельности.

Согласно «Закону об образовании Республики Казахстан» начальное обучение в школе начинается с шестилетнего возраста и ставит перед учителем новые задачи в период адаптации учащихся к учебному процессу. Шестилетний первоклассник отличается от семилетнего прежде всего тем, что все психические процессы находятся у него еще на дошкольном уровне: мышление — наглядно-образное, внимание, память — непроизвольная, недостаточный словарный запас, нарушение звукопроизношения и т. д.

Основной формой организации обучения шестилетних детей остается урок, но урок особый, отличающийся и продолжительностью, и структурой, и методическим обеспечением, и манерой общения учителя с классом.

Урок в классе шестилеток короче традиционного урока, но и на этом укороченном уроке ученики быстро устают, отвлекаются, перестают слушать учителя.

В чем же дело?

Дети шести лет приходят в школу очень разными, их индивидуальные различия в степени подготовленности к учебной деятельности чрезвычайно велики. Поэтому при построении урока необходимо учитывать особенность мышления шестилетних первоклассников. Дети легко усваивают новые знания, если они включены в их практическую деятельность. Объяснения учителя, даже при использовании разнообразного наглядного материала, не дают при обучении шестилеток желаемого результата, если нет практической деятельности самих учащихся. Стремясь учесть при обучении возрастные особенности маленьких школьников, педагоги начальной школы используют в работе игровые методы обучения. С помощью сюжета игровую форму можно придать и рассказу, и беседе, и организации практической деятельности детей.

Игровая ситуация создает продолжительный эмоциональный фон и дает возможность незаметно для ребят перевести их от непроизвольного действия к произвольному.

В структуре урока каждая игра завершает отдельную часть урока, часто заменяет физкультминутку, так как дает возможность детям двигаться, смеяться, отдыхать.

Определенные трудности возникают при обучении письму учащихся начальной школы. Связано это прежде всего с тем, что у ребят несовершенен двигательный аппарат, плохая координация движений, быстрая утомляемость, слабо развита мелкая моторика. [4]

Для повышения уровня развития мелких движений полезны ряд упражнений с использованием изобразительной, конструктивной деятельности, а также движения пальцев и кистей рук ученика, имеют особое развивающее воздействие на речь. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Н. Токудзиро утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. [1]

Мой многолетний опыт работы с младшими школьниками показывает положительный результат использования занятий пальчиковой гимнастикой на уроках обучения грамоте, математики, на уроках русского языка, изобразительной деятельности, трудового обучения. Регулярное повторение упражнений способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь учащегося. Кисти рук становятся подвижными и гибкими, что помогает школьникам успешно овладевать навыками письма. Кроме этого улучшается эмоциональное состояние ребенка, возникает контакт с одноклассниками, учителем, что является необходимым условием для успешного обучения младших школьников. Массаж кончиков пальцев перед началом работы с ручкой или карандашом создает психологический настрой на письмо, рисование, а в процессе работы дает отличную возможность разминки и отдыха смене видов деятельности. Ребята с удовольствием разучивают небольшие стихотворения, выполняют упражнения, делают массаж пальцев не только на уроке в школе, но и дома, потому что эта работа ведется в тесном контакте с родителями, которые с интересом отнеслись к внедрению пальчиковой гимнастики в учебный процесс. Содержание народных песенок способствует развитию положительных эмоций, воспитанию нравственных взаимоотношений, заботе о младших, уважение к старшим. Опыт моей работы пригодится начинающим молодым педагогам и тем, кто творчески подходит к организации учебного процесса в начальной школе.

Приложение

Ануарбек Дуйсенбиев
Ладошка
Разве это пальчики? Это ж просто мальчики!
Большой
Вот большой — смешной толстяк. Любит хвастать просто так.
— Как дела? — спроси его. Он подпрыгнет, крикнет: — " Во!"
Указательный
Если ослик мой не спит, указательный грозит,
Всем он все указывает, всем он все показывает!
Средний
Средний палец — злой мальчишка: щелкнет по лбу — сразу шишка!
А потом и сам ревет: — Больно! Больно! Дайте йод!
Безымянный
Безымянный до темна выбирает имена:
— Юрий Дуров был циркач, Лев Иваныч детский врач.
Мальчик с Пальчик, Фантомас... — Все уж было тыщу раз!
Солнце село. Спать пора. Лучше выберу с утра!
Мизинец
А мизинец — мой любимец. Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю, очень маленьких люблю.
Выполнять массаж пальцев поочередно, выполняя описанные действия

Жакан Смаков
Братья
Братцы-пальцы на руке — славная команда! И в работе, и в игре — всюду они рядом.
Первый — толстый, неуклюжий — называется большим,
С братьями он очень дружен, рад помочь им от души.
Указательный, второй,- это парень с головой!
Не собьешься с ним в пути: всем покажет, как пройти.
Самый главный — это третий, средний всюду на примете.
И отважен, и силен, защищает слабых он.
А другому — правда, странно?- дали имя Безымянный...
Но, пожалуй, без него им не сделать ничего!
Шустрый маленький Мизинец — забияка и разиня.
Но не отстает от братцев, коль за дело надо браться.
Сосчитай теперь, Сакен, сколько пальцев на руке?

Абдрахман Асылбеков
Друзья
Сосчитайте, сколько нас? О себе ведем рассказ.
Я — Ардак. Я самый старший. Защищаю всех кто младше.
Я — Арман. Учусь на скрипке исполнять все без ошибки.
Я — Албан. Люблю я спорт, по прыжкам побил рекорд.
Я — Айнат. Рисую сказки, если кисти есть и краски.
Я — Айбат. Пока малышка. Мне друзья читают книжки.
Ну, успели посчитать? Правильно, а всех нас пять!
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. Производить массаж кончиков пальцев.

Ленивая неделя
В понедельник — мяч гонял, а во вторник — рисовал,
В среду — в парк пошел гулять, а в четверг — в хоккей играть,
В пятницу — читал немножко, а в субботу бегал с кошкой...
В воскресенье отдыхал — очень сильно я устал!
Перебирать поочередно пальцы рук, массажируя их. [2]
М. Кольцова

Встали пальчики
Этот пальчик хочет спать, этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми, своих братцев не буди.
Встали пальчики — «Ура!» В школу нам идти пора.
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить» Одновременно с восклицанием «Ура» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны

Народные песенки

Белка
Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому...
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого, массажируя легкими движениями.

Шалун
Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,
А этому не дала. Он много шалил, свою тарелку разбил.
На первую строчку — чертить пальцем круги на ладошке. На вторую строчку загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами третьей строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать [1]

Наш малыш
Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька, этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — наш малыш, наш малыш (имя ребенка)
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца

За работу
Ну-ка, братцы, за работу, покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить, к печи все тебе носить,
А тебе обед варить, а тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь, да плясать,
Наших деток забавлять!
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать», энергично шевелить ими.
Ирина Токмакова

Мизинчик

Маленький мизинчик плачет, плачет, плачет
Безымянный не поймет: — «Что все это значит?»
Средний пальчик очень важный не желает слушать.
Указательный спросил: — «Может хочешь кушать?»
А большой бежит за рисом, тащит риса ложку,
Говорит: — «Не надо плакать, на, поешь немножко!»
Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.[3]

Литература

1. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. // Москва. Родничок, 1999, с 3-5.
2. Ровицкая Т. Считалки // Алма-Ата «Жалын», 1987, с 7-8, с 15-16.
3.Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. // Ярославль. Академия Холдинг, 2003, с 10, с 14-15.
4. Журова Л. Е., Пышкало А. М. Урок в классе шестилетних детей. // «Просвещение», «Начальная школа», 1988, с 2-5.

Категория: