Использование различных упражнений, игр на уроках самопознания
Ким Лариса Владимировна учитель музыки и самопознания средней школы № 3 города Атырау |
Человеческие ценности усваиваются через доступное каждому возрасту мировосприятие. Познание себя, других людей, взаимоотношение с окружающим миром, постижение истины и любви как высшего смысла человеческой жизни происходят в неформальной, доверительной обстановке, в которой дети свободно размышляют, высказывают свое мнение, раскрывают свои таланты и способности.
На уроках самопознания ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения обществу.
С учетом специфики самопознания используются разные виды нестандартных уроков, обладающие здоровье сберегающим потенциалом: уроки-размышления, уроки -дискуссии, театрализованные уроки, уроки-творчества, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки-игры и другие. В процессе обучения самопознанию применяется ряд методических приемов.
Вопросами самопознания дети начинают увлекаться в детстве: «А что такое жизнь? А зачем мы живем?». Но для того чтобы на них ответить, нужно разобраться в себе. То есть познать себя.
Познав себя, мы способны вывести свою личность на более высокий уровень и сможем продвигаться по этому направлению настоящими семимильными шагами. Мы будем знать, как действовать в тот момент, когда перед нами стоит выбор. Мы будет точно знать, что принесет нам пользу, а что один лишь вред. На уроках самопознания я использую различные методы в игровой форме, игры, упражнения, беседы.
Упражнение «Хочу узнать»
Цель: узнать, что каждый участник ждет от занятия.
На листе ватмана, который висит на доске, нарисовано солнышко. Ведущий раздает изготовленные из бумаги «лучики солнца». На них подростки записывают свои ПОЖЕЛАНИЯ крепят к солнышку.
Игра «Головоломка»
Цель: формирование навыков анализа в принятии решения.
Ученики встают в круг и берут за руку того, кто напротив и ещё того, у кого свободна рука, таким образом все переплетаются задача состоит в том, чтобы распутаться, не распуская рук.
Обсуждение. Обсуждаются средства «решение ситуации»
Упражнение «Отсутствуют ключи»
Цель: формирование навыков правильного принятия решений, чувство подростка как субъекта деятельности. Психолог раздает подросткам описание проблемных
ситуаций. Задача группы-составить список необходимой информации, без которой невозможно решить эту проблему. Участники выбирают из всех сведений именно те, которые нужны для принятия правильного решения.
Проблемная ситуация: «Как достичь успеха в жизни?»
Предлагаем такой список:
1. Я буду работать из последних сил
2. Я достигну своего в обход закона
3. Я стану играть в игральные автоматы
4. Я буду дружить только с нужными мне людьми.
5. Я буду ждать, когда удача мне улыбнётся.
6. Я буду старательно учиться, чтобы у меня был хороший аттестат
7. Я могу обвинять других людей, если мне не везет.
8. Я могу научиться сам контролировать своё настроение
Упражнение «Герой дня»
Цель: формирование положительного образа «Я». Ведущий предлагает подростку сесть на стул в центр круга. Дети по очереди высказывают свое положительное мнение «Звезда» о его поступках, личные качества. «Звездой» должен побывать каждый участник.
Обсуждение:
— Что ты чувствуешь?
— Нравится ли тебе быть в роли Звезды«?
Упражнение «Ваше настроение»
Цель: узнать впечатления подростков от занятия.
Участники по кругу делятся впечатлениями от занятия.
Упражнение «Правила работы в группе»
Цель: закрепление правил работы в группе.
Предлагается участникам по очереди прокомментировать по одному правилу.
Упражнение «создание группы»
Цель: активизация внимания, снятие психологического напряжения. Ведущий предлагает детям собраться в группы по определенному признаку. Например, меняются те, у кого светлые волосы, темные глаза и т. д..
Упражнение «Пути здорового образа жизни»
Цель: формирование понимания участниками сути здорового образа жизни, того, в каких действиях и поведении оно проявляется. Ведущий дает определение «здорового образа жизни». Здоровый образ жизни-такая жизнедеятельность человека, способствует сохранению и укреплению его здоровья.
Участники объединяются в три подгруппы, каждая из которых получает задание: на рулоне бумаги создать «Путь здорового образа жизни».
Важно обратить внимание и помочь участникам сформулировать их позиции по сохранению развития здоровья. Отвечать на вопрос: «Что делать, как действовать?».
Упражнение «Пожелание другу»
Цель: создание позитивной атмосферы в группе.
Тренер предлагает всем участникам взяться за руки и по кругу пожелать другу настроения
Упражнение «Эмоции»
Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.
Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.
Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.
— Тяжело было показать свои эмоции?
Упражнение «Стакан»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.
Обсуждение:
— Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?
— Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?
Заключение. Все это — вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище — душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?
Упражнение «Чем мы похожи?»
Участники садятся по кругу. Учитель выбирает среди учеников одного с какой-то реальной или мнимой схожестью со своими чертами и приглашает его в центр круга. Выбранный обращается к кому-либо из участников таким же образом. Но по другим факторам. Так продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.
Упражнение «Комплименты»
Учитель предлагает участникам говорить друг другу комплименты, бросая при этом мяч: один бросает мяч другому и говорит ему комплимент, другой, поймав мяч, бросает его тому, кому он хочет сказать комплимент, и так далее.
Упражнение «Я так думаю»
Учитель. Как вы думаете: чувство юмора и способность посмеяться над своими слабыми сторонами присущи толерантному человеку?
(Заслушиваются мнения учеников)
Учитель. Толерантный человек знает и оценивает себя. Его доброе отношение к себе сосуществует с позитивным и доброжелательным отношением к другим.
Упражнение «Продолжи предложение»
Учитель. Следовательно, толерантность — это...
Образцы ответов: искусство жить в мире непохожих людей и идей; уступчивость; активная позиция, вызванная признанием прав и свобод человечества; борьба за сохранение мира
Источники: https://www. kostanay. gov. kz/rus/struktura_vlasti-61%7C74%7C76%7C117%7C638/919-samopoznanie. html
https://apruo. ru/stranichka-shkolnogo-psichologa/trening-dlya-uchashichsya/313-psichologicheskiy-trening-dlya-uchenikov-4-5-klassa-mi-deti-s-planeti-zdorovya. html
- 46780 просмотров