Исследовательская деятельность учащихся гимназии на уроках английского языка и во внеурочное время
Дашкевич И.В.
Первая гимназия, г. Петропавловск
Где господствует дух науки,
там творится великое малыми средствами.Н. И. Пирогов
В Концепции модернизации казахстанского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Поэтому одной из целей современной гимназии является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к
В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся гимназии занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач: развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации; самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Необходимо, чтобы
- Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников
и т. п. Примеры урочнойучебно-исследовательской деятельности учащихся: проблемные уроки (9-11-е кл.); урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.); международные проекты (5-11-е кл.); - внеурочная
учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектная работа по интересам (5-11-е кл.);учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (10-11-е кл.); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.); олимпиады (5-11-е кл.); конференции (10-11-е кл.).
К учебному исследованию надо готовить заранее и учителей, и гимназистов. И самое главное — создавать условия для включения гимназиста в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками, что эффективно реализуется при наличии творческой
Творческая деятельность гимназиста начинается с начальной школы. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов,
Разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита
В
Виды исследовательской деятельности:
1. Метод проектов. Представители групп готовят сообщения по темам. Учащиеся со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания.
2. Лабораторные работы. В частности на уроках английского языка можно провести ряд лабораторных работ. Как составить правильно вопрос на английском языке? Порядок слов в английском предложении.
3.
Проект является основной формой
На протяжении 13 лет я использую эту методику на уроках английского языка. Выбор этого метода в моей работе с гимназистами,
В 1997 году работая по учебнику «Chatterbox» (Oxford University Press), младшим школьникам уже с 1 класса предлагались задания, которые предусматривали выполнение проектов. Так, работая над темой «Meet the Family» ученики рисовали портрет своей семьи и рассказывали об ее членах. В
Заканчивая изучение темы «Shopping» я предлагаю ребятам проектные задания «Book Shop», «Food Shop», «Flower Shop», «Chemist’s». В 6 классе учащиеся подготавливают проекты Животные и растения
В 9 классе, закончив тему «Family Matters», ребята подготовили выступления с оформлением стендов о свадебных традициях народов Казахстана,
В своей практике я планирую также
Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно, учащимся потребуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако этого не надо опасаться,
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного язык.
Игровые — ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
Творческие работы — свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.
Издательские проекты — стенгазеты, материалы для стендов.
Особенно хочется обратиться на основной форме исследовательской деятельности старшеклассников — проекту, рассматривая
В ходе беседы были выявлены проблемы исследования, что помогло ученице определиться с темой. Предложенная тема ее заинтересовала,
В ходе работы при постоянном самоконтроле, промежуточной самооценке и самокоррекции ученица осуществляла сбор и анализ информации, обсуждались новые идеи, возникали те или иные проблемные ситуации, намечались пути их разрешения, оформлялись документы
На заключительном этапе при подведении итогов важно сделать так, чтобы гимназист смог увидеть новые проблемы, вытекающие из проведенного им микроисследования, которые могут служить темой нового поиска, тем самым будет обеспечиваться непрерывное развитие личности.
Весь отработанный и оформленный материал сначала был представлен одноклассникам, гимназистам школы, учителям английской кафедры. А итогом работы стала защита данного исследования на городском конкурсе научных проектов школьников.
Таким образом, исследовательский проект — первый научный труд выпускника гимназии. Навыки, полученные в работе над ним, помогают, по мнению выпускников, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.
В заключение хочется сказать, что
Литература
- Белова
С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся — httpss://image.websib.ru/05/ - Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151–157
- Особенности организации
научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку — httpss://www.tgl.net.ru/wiki - Савченко
Н. А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ. — httpss://www.ioso.ru/distant/library - Сергеев
И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ.2006.
Журнал «Мастер класса» № 2 2011
Источник: СК ИПК ППК
- 24567 просмотров