Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: чередования гласных
Сотрудник Филиала МГУ имени М. В. Ломоносова в г. Баку, |
Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Огромный набор правил, регулирующих написание, произношение и употребление слов, бесчисленное количество исключений, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи тестов по предмету — эти и многие другие объективные причины делают предмет нелюбимым, а его изучение — трудным. К сожалению, погоня за высокими баллами тестирования, необходимость охватить необъятное порой заслоняют те качества, которые отличают русский язык от всех остальных. Русский язык, сочетающий в себе, по словам М. В. Ломоносова, «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского... богатство и сильную в изображениях краткость» [цитата по: 2, с. 11], для многих учеников навсегда останется лишь скучной школьной дисциплиной. Вот почему задачей каждого учителя-словесника является не просто вооружение учащихся необходимым набором знаний по предмету, но развитие таких умений, которые позволили бы каждому выпускнику пользоваться бесконечным многообразием возможностей русского языка.
Организация исторического экскурса на уроке — один из перспективных способов решения оптимизации учебного процесса. Сегодня в силу ослабления позиций подобного проведения занятий в процессе изучения русского языка принимает более разнообразные формы. Учителю, которому стремится включить в учебную деятельность учащихся исторические комментарии, факты и явления современного русского языка, нужно чётко осознать, что подобная история становления каждого явления очень важна в успешной реализации и построения урока по русскому языку.
- 7654 просмотра