Итоговый урок русской литературы в 5 классе по теме «Фольклор»: «Посидим рядком да поговорим ладком»
Игишева Жанна Александровна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Явленская средняя школа им. |
Цель: познакомить с культурой и мышлением народа, показать практическую жизнь славян, развивать интерес пятиклассников к фольклорным произведениям, творческие способности учащихся, воспитывать любовь и уважение к культурному наследию.
Оборудование: выставка музейных экспонатов, сборников сказок, пословиц и поговорок, рисунки учащихся по сказкам, поделки.
Ход урока
Начинается урок с аукциона (ведущие и учитель читают загадки, а ребята находят ответы на выставке экспонатов и показывают их всем, объясняя, для чего служил тот или иной предмет: сноп, горшок, молоток, сито, коромысло и так далее)
1. Стоит в поле Федорок,
Сам с локоток,
А борода с веник. (сноп)
2. Жил Кирилл,
Много людей кормил,
А разбился,
Под плетнем очутился (горшок)
3. Сам худ,
Голова с пуд,
Как ударит —
Крепко станет. (молоток)
Слово учителя: Бармағын жалау — разделить трапезу гостя. Так у казахского народа приглашенный в гости уважаемый человек, прихватив с собой друзей, объявляет хозяину: «Мы пришли разделить трапезу вашего гостя…» И хозяин искренне радуется, так и мы рады нашим гостям и приглашаем…
Побывать в гостях у нас
Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься,
Пирогов отведать вкусных,
И чайку напиться всласть!
(предлагается исполнить учащимся народные песни или дать прослушать музыкальное исполнение)
Уж как
Кудреватенкьий лобок.
Как повадился коток
Во торговый городок.
Во торговый городок-
По сметану, по творог…
Слово учителя: на уроках истории вы будете знакомиться с далеким прошлым народов, узнаете, как тяжела и опасна была жизнь наших предков, но в радости и печали, надеждах и ожиданиях не теряли наши предки душевной теплоты, которая запечатлена в фольклоре.
Слово учителя: А какие произведения русского народа вы знаете? (
Звучат прибаутки и небылицы.
— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожег.
— Можно зашить!
— Да иглы нет.
— А велика ли
— Один ворот остался.
Слово учителя: Желанными гостями на посиделках были скороговорки. Вот где было настоящее состязание. Для скороговорки важно, чтобы ее произнесли не только как можно скорее, но и чисто и красиво. Итак, кто первый?
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Бредут бобры
В сыры боры.
Бобры храбры,
Для бобрят добры.
Слово учителя: Долог зимний вечер,
На мосту сидит кукушка,
Скуковала раза три
Кто же вышел?
Это ты!
По сороку четырики.
Черная смородина,
Урюк.
Дети слушают сказки. Рассказывают двое: волшебную, бытовую. (по выбору учащихся).
Слово учителя: Кто же вам больше понравился из рассказчиков? А кто авторы этих сказок, почему ребята их не назвали? Да автора у них нет, они передавались из уст в уста, никто не знал имен создателей, поэтому мы говорим, что автором был народ. Но сказки не только слушали, часто их разыгрывали.
Разыгрывается сказка о животных.
Если позволяет темп урока, то можно поиграть в народные игры (в ушки, в перевертушки, в цапки, в веревочку и так далее)
Слово учителя: (а теперь проверим у каждого домашнее задание, прочитать из тетради записанные пестушки, потешки, прибаутки, приговорки, дразнилки,)
Подведение итогов урока и объяснение домашнего задания(все получают индивидуальные карточки на дом)
1. Угадайте название жанра.
2. Объясните содержание пословицы и соотнесите ее с конкретной ситуацией.
Курица по зернышку клюет, да сыта живет.
3. Произнесите скороговорку без запинки.
Бык тупогуб, у быка губа тупа.
4. Отгадайте загадку.
Варят и валят, а не едят.
(для каждого свой вариант)
В заключительной части урока входят родители.
— А вот и пироги поспели, нам сказка, а вам бубликов связка, вам сказки, а нам пироги да сласти.
- 10118 просмотров