9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Из истории психологии

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Персоналии

Ананьев Борис Герасимович (1907–1972) — советский психолог, пытавшийся преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности.

Б. Г. Ананьев выдвинул четыре исследовательские программы, но ни одну из них ему не удалось реализовать полностью при жизни, как было задумано. Исследование характерогенеза у школьников, начатое в первой половине 30-х гг., пришлось свернуть после разгромного постановления ЦК ВКП (б) о педологии. Исследования лаборатории воспитания, проводимые под руководством и по программе Б. Г. Ананьева в 1933 — 1936 гг., заложили основу его концепции личности. Работа сектора психологии Института мозга по проблеме чувственного познания была прервана войной и возобновилась уже на базе психологического отделения Ленинградского университета. Широкомасштабные исследования интеллекта, начатые в 1960 — 1970-е гг., были продолжены на факультете психологии большой группой ученых, начиная с 1990 г. Эти исследования явились логическим развитием новой для отечественной психологии проблематики — интеллектуального потенциала. Программа по педагогической психологии в 50-е гг. не была реализована до конца из-за тяжелой болезни Б. Г. Ананьева. Комплексные исследования Бориса Герасимовича заложили основы психологической акмеологии. Б. Г. Ананьев дал дорогу в жизнь таким новым направлениям, как инженерная психология и социальная психология.

В «золотой фонд» советской науки вошли следующие его монографии: «Психология педагогической оценки» (1935), «Очерки психологии» (1945), «Психология чувственного познания» (1960), «Теория ощущений» (1961), «Очерки истории русской психологии 18 — 19 веков», «Человек как предмет познания». Ананьев был деканом факультета психологии ЛГУ (1967 — 1972) и еще при жизни удостоился от благодарных учеников звания «создателя замечательной ленинградской школы психологов».

Бодалев Алексей Алексеевич (1923) — действительный член Российской Академии образования, главный научный сотрудник Психологического института, руководитель исследовательского коллектива, работающего в области психологии общения, развития и реабилитации личности. Алексей Александрович имеет 400 печатных трудов, из которых шесть монографий, написанных лично, и четыре — в соавторстве. Основное содержание их — освещение проблем общей, социальной и педагогической психологии.

А. А. Бодалев, всегда подчеркивающий, что его учителями были Б. Г. Ананьев и В. Н. Мясищев, создал оригинальную научную школу, в которой нашла свое развитие и реализацию идея целостного познания человека как субъекта отношений. В научном творчестве Алексея Александровича отчетливо выделяются два основных направления: психология общения и психология акме — проблемы неразрывно связанные между собой, включенные в единый логический ряд развития человеческой индивидуальности. Знакомство с многочисленными публикациями А. А. Бодалева убеждает читателя, что замечательной его особенностью как человека и ученого является постоянный и напряженный поиск нового, стремление все более глубоко и многосторонне раскрыть исследуемую проблему. Он вводит понятие «пространство общения», рассматривает содержание, широту, глубину этого пространства, его зависимость от индивидуально-психологических, возрастных, половых различий.
Алексей Александрович Бодалев стал одним из первых разработчиков в отечественном человекознании акмеологии, науки, возникшей на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Определенным промежуточным итогом работы А. А. Бодалева в области акмеологии является вышедшая монография, посвященная феномену акме и некоторым условиям его формирования («Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения». М., 1998). Вот лишь некоторые направления исследовательской мысли автора: роль социальной макро- и микросреды в достижении человеком вершины своего развития; акме и индивидуальность человека; акме и популярность, акмеология и педагогика; акме и проблема саморазвития.

Божович Лидия Ильинична (1908–1981) — советский психолог, ученица Л. С. Выготского. Свой научный вклад Л. И. Божович видела в распространении идей Л. С. Выготского о развитии высших психических функций на аффективно-потребностную сферу и личность в целом.

Можно условно выделить три этапа в разработке проблемы личности в лаборатории Л. И. Божович. Первые исследования были посвящены изучению мотивов игровой, учебной деятельности детей. На втором этапе, с одной стороны, изучались различные личностные феномены (качества личности, «смысловой барьер», аффект неадекватности, самосознание и самооценка, направленность личности) и их развитие на разных этапах онтогенеза. С другой — предпринимались попытки дать целостные характеристики отдельных возрастов: младшего школьного, подросткового. Все эти исследования были обобщены в докторской диссертации Л. И. Божович, а затем в ее монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» (1968), до сих пор остающейся лучшей отечественной работой в этой области. Последний, итоговый этап творчества Л. И. Божович — это попытки выйти, прорваться к проблемам «высшей личности», личности в ее вершинных проявлениях.

Сегодня не потеряла актуальности работа Л. И. Божович, выполненная совместно с ленинградским педагогом Т. Е. Конниковой «Возрастной подход в работе пионерской организации», поскольку, несмотря на упразднение пионерской организации, не теряют актуальности ни проблема воспитания ребенка в коллективе сверстников, ни специфика воспитания на разных возрастных этапах, ни важность осознания психологом, педагогом, воспитателем тех целей, которые он перед собой ставит.

Лидия Ильинична открыла для отечественной психологии мир зарубежной психологии личности. Именно она впервые дала конструктивный и позитивный анализ вклада З. Фрейда, К. Роджерса, А. Маслоу, К. Хорни, Г. С. Салливена и других западных ученых в мировую науку, что по тем временам было актом не только научного, но и гражданского мужества

Венгер Леонид Абрамович (1925–1992) выдающийся детский психолог с мировым именем. Вся научная жизнь Леонида Абрамовича была посвящена изучению психологических проблем в области восприятия, познавательных способностей, диагностики умственного развития.

Л. А. Венгером была разработана теория развития восприятия ребенка («Восприятие и обучение», 1969), послужившая основой для проведения цикла исследований сенсорных способностей («Генезис сенсорных способностей», 1976) и разработки целостной системы сенсорного воспитания детей («Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», 1973; «Воспитание сенсорной культуры ребенка», 1988) (три последние — под ред. Л. А. Венгера).

В конце 60-х гг. под руководством Л. А. Венгера началось изучение вопросов диагностики умственного развития детей. Результаты этой работы, представленные в сборнике «Диагностика умственного развития дошкольников» (1978), явились принципиально новым словом в изучении этой проблемы. Эти исследования дали возможность уже в 80-е гг. перейти к созданию теории и практики развития познавательных способностей ребенка. Им была выдвинута и подтверждена в лонгитюдных экспериментах оригинальная гипотеза о наглядном моделировании как основной форме опосредствования мыслительной деятельности ребенка-дошкольника. Результаты этой работы, отраженные в сб. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» (1986), сделали возможным создание целостных программ умственного развития детей, развивающих игр и занятий («Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», 1989).

Теория развития способностей стала естественной основой для изучения проблемы умственной одаренности в дошкольном детстве, которой Л. А. Венгер занимался в последние годы жизни.

Выготский Лев Семенович (1896–1934) — выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры.

Выготским было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о «зоне ближайшего развития», оказавшее большое влияние на современные отечественные и зарубежные экспериментальные исследования развития поведения ребенка. Принцип развития сочетался в концепции Выготского с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). Совместно с учениками Л. С. Выготский экспериментально проследил основные стадии преобразования значений в онтогенезе («Мышление и речь», 1934), предложил адекватную принципу развития гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга.

Гальперин Петр Яковлевич (1902–1988) — один из плеяды выдающихся психологов, пришедший в психологию из медицины в начале 30-х годов прошлого столетия. Общепризнанно, что П. Я. Гальперин принадлежал к Харьковской, затем к Московской школе психологов, созданной А. Н. Леонтьевым и получившей наименование деятельностного подхода в психологии, или психологической теории деятельности.

Наиболее широкую известность П. Я. Гальперин получил как автор теории поэтапного формирования умственных действий. В результате многолетних дискуссий она превратилась из общей схемы в оригинальную, достаточно конструктивную теорию усвоения. Действие, названное в работах А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна единицей психологического анализа, впервые выполнило эту функцию в рассматриваемой теории. Причем Гальперин настоятельно подчеркивал необходимость изучения всех элементов структуры, в том числе операциональных. В рамках данной теории ученым был выделен элемент, названный ориентировочной основой действия (ООД).

Кроме вышесказанного следует отметить, что на протяжении всей творческой жизни П. Я. Гальперина интересовали проблемы предмета и метода психологической науки, а широта и глубина его научных воззрений делали его учителем и замечательным педагогом.

Давыдов Василий Васильевич (1930 — 1980) — принадлежит к числу крупнейших советских психологов, начавших свой творческий путь в 50-е гг. 20-го столетия. Его работы «Виды обобщения в обучении»(1972), «Проблемы развивающего обучения»(1986) и «Теория развивающего обучения»(1996) представляют собой выстроенное теоретическое исследование, которое задает принципиально новое понимание практики образования и способов ее построения.
Созданная В. В. Давыдовым теория и практика развивающего обучения является образцом многоуровневой психологической работы.

В теории развивающего обучения имеются три тесно связанных между собой центра: учебная деятельность, теоретическое мышление и рефлексия.
Давыдов принадлежит к тому поколению психологов, которые имели особый вкус к метапсихологии. Возглавив Институт общей и педагогической психологии, В. В. Давыдов обеспечил условия для совместной работы психологов, философов и методологов науки.

Запорожец Александр Владимирович (1905–1981) — выдающийся отечественный психолог внес существенный вклад в разработку целого ряда проблем психологии: генезиса психики, развития и структуры мышления, движения, восприятия, эмоций и др. Его работы оказали огромное влияние на общую, возрастную, педагогическую и медицинскую психологию.

Анализ идей А. В. Запорожца о воспитании личности в дошкольном возрасте свидетельствует о том, что в его работах имплицитно содержится целостная концепция развития личности ребенка-дошкольника. В ней разработаны представления об источниках и предпосылках развития, намечено представление о структуре личности, указаны и проанализированы психологические механизмы развития личности, рассмотрены основные пути такого развития (игра, продуктивное действие и художественное восприятие), разработаны конкретные психолого-педагогические приемы воздействия на этот процесс и накоплено значительное количество экспериментальных данных. Центральная идея о роли ориентировочной деятельности ребенка в развитии его личности, о ее специальном формировании во внешних формах и последующей интериоризации вводит эту концепцию в единую теоретическую систему А. В. Запорожца, ставит ее в один ряд и связывает с достаточно хорошо описанными им самим концепциями мышления, движения, восприятия и эмоций. (Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.)

Калмыкова Зинаида Ильинична изучала интеллектуальные возможности детей, их обучаемость как общую способность к усвоению знаний. Разработанные ею оригинальные диагностические методики представлены в книге «Проблемы диагностики умственного развития учащихся» (1975). Результаты большого экспериментального исследования, ставшего основой докторской диссертации, отражены в монографии «Продуктивное мышление как основа обучаемости» (1981).
Изучая детей со способностями разного уровня, З. И. Калмыкова старалась уделять особое внимание тем из них, кто нуждался в наибольшей педагогической и психологической помощи, — детям, отстающим в учении, в том числе детям с задержкой психического развития. Она организовала научную группу, проводившую разностороннее исследование особенностей развития этих детей — и интеллектуального, и личностного. Зинаида Ильинична была непосредственным участником всех научных и организационных дел, связанных с созданием первой в стране школы-интерната для детей с задержкой психического развития в Нижнем Новгороде, а затем — сети таких школ. Научная работа З. И. Калмыковой и ее группы получила отражение в книгах «Отстающие в учении школьники: проблемы психологического развития» (1986), «Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога» (1982).

Активное включение Калмыковой З.И. в педагогический процесс имело еще один очень продуктивный выход — анализ деятельности учителей-новаторов. Наблюдения, проведенные в Донецке, в школе В. Ф. Шаталова, изучение материалов, полученных в процессе обучения по его разработкам, легли в основу книги «Педагогика гуманизма» (1990).

Каптерев Петр Федорович (1849–1922) был одним из самых разносторонних и творческих отечественных педагогов психологического направления.
В 1872 году выходит в свет его первая книга «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц». С этой поры он принимает деятельное участие в руководстве такими журналами, как «Воспитание и обучение», «Образование» и «Женское образование». Под его общей редакцией стала издаваться «Энциклопедия по семейному воспитанию и обучению» (за 10 лет вышло 59 брошюр, часть из которых написаны им самим). Он пишет книги, посвященные психологическому обоснованию дидактики, а также по вопросам истории педагогики: «Дидактические очерки», «Из истории души: Очерки по истории ума», «Новая русская педагогика, ее главные идеи, направления и деятели». Особенно много он занимался вопросами семейной педагогики и совершенствования школы. Он был одним из главных организаторов и участников первых Всероссийских съездов по семейному воспитанию, по педагогической психологии, по экспериментальной педагогике.

П. Ф. Каптерев, вслед за К. Д. Ушинским, разрабатывал идеи педагогической антропологии, т. е. считал, что в основе педагогики должен быть комплекс наук о человеке, среди которых особо важная роль принадлежит психологии. Разрабатывая проблемы общего образования, П. Ф. Каптерев придавал важное значение общественно-нравственному развитию учащихся и вариативности образования применительно к различиям между детьми.

Коломинский Яков Львович (р. 1934). Развивая идеи Л. С. Выготского и Л. И. Божович, Яков Львович разработал социально-психологическую концепцию онтогенеза: обосновал необходимость различения объективной и субъективной социальности в процессе социализации ребенка, осуществил теоретический анализ и экспериментально подтвердил микрогрупповую структуру социальной ситуации развития и полигрупповую принадлежность личности; обосновал понятие «персоногенная ситуация развития личности».

В работах Я. Л. Коломинского сформулирована оригинальная концепция педагогического взаимодействия, разработана типология педагогического взаимодействия на основе соотношения внутренней, мотивационно-потребностной основы педагогического взаимодействия и его внешнего поведенческого компонента. Предложены понятия и методические приемы изучения «педагогической наблюдательности», «предметности педагогического взаимодействия», «педагогической команды». Экспериментальные и теоретические исследования Я. Л. Коломинского положили начало новым отраслям психологической науки — возрастной и педагогической социальной психологии. Предметом педагогической социальной психологии являются социально-психологические закономерности обучения и воспитания.

Яков Львович разработал концепцию психологической культурологи, которая включает систему понятий, описывающих основные виды и уровни психологической культуры личности.
Наиболее значительные научные публикации — книги: «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе» (1969), «Учитель и детский коллектив» (соавтор Н. А. Березовин) (1975), «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя» (соавтор Е. А. Панько) (1988), «Социальная психология школьного класса» (1998), «Социальная педагогическая психология» (соавтор А. А. Реан) (1999), «Психическое развитие дошкольников. Жизнь после Чернобыля» (соавтор Л. А. Калач) (2001).

Кондратьева Светлана Витальевна (1926–2004) — ученица Б. Г. Ананьева. После защиты докторской диссертации «Межличностное понимание и его роль в общении» (1978) Светлана Витальевна была приглашена в Гродненский университет, где ею была организована аспирантура по возрастной и педагогической психологии.

Светлана Витальевна является автором первых учебных пособий по педагогической психологии в Белоруссии («Педагогическая и возрастная психология» (1993), «Психология труда и личности учителя» (соавтор К. В. Вербова) (1991), «Педагогическая и возрастная психология. Ч.2 — Психология учителя» (1996)).

Широкое признание получили ее труды по социальной перцепции и рефлексии, перцептивно-рефлексивной регуляции поведения субъекта познания других людей, психологии педагогического творчества, психологии педагогического общения.

Кондратьева С.В. создала научную школу, разрабатывающую проблемы профессионализма в педагогическом общении («Психология школьного конфликта: социально-перцептивные и рефлексивные аспекты» (2001), «Профессионализм в педагогическом общении» (2003)).
В августе 2000 года ею была создана научно-исследовательская лаборатория профессионального развития личности. Кондратьева С.В. являлась действительным членом Международной академии акмеологических наук и в последние годы своей жизни исследовала различные акмеологические аспекты становления профессионализма.

Корчак Януш (псевдоним Генрика Гольдшидта) (1878/79–1942) — гуманист, врач-педиатр, педагог, писатель. Работал директором, врачом и главным воспитателем сиротского приюта в Варшаве, преподавал в различных высших учебных заведениях, редактировал детскую газету и т. д. Гуманистическая педагогика Корчака оформлена в целом ряде трудов, жанр которых можно определить как «научно-популярный художественно-публицистический». Принципиально важная работа «Право ребенка на уважение» (1929) (логически продолжающая написанную на фронте Первой мировой войны книгу «Как любить детей») представляет кредо и педагогическую программу Корчака. По существу, эта брошюра — первая декларация прав ребенка, принятая пока еще не международным сообществом, а лишь одним человеком. В ней представлена принципиально новая концепция детства, рассматриваемого не как «подготовка к жизни, а как сама жизнь».Целью воспитания Корчак считал свободное и гармоничное развитие каждого ребенка; она может быть достигнута в обстановке ненасилия, удовлетворения его интересов и потребностей, в том числе в самопознании, самоконтроле, самосовершенствовании. Эти идеи с успехом и творчески применялись в жизни корчаковского «Дома сирот».

Кузьмина Нина Васильевна (р. 1923) является признанным специалистом в области педагогической психологии, теории и истории педагогики. Она внесла большой вклад в создание научных основ психологии профессиональной педагогической деятельности, в методологию и методику исследования.

В 1950 г. Н. В. Кузьмина окончила аспирантуру Ленинградского филиала Академии педагогических наук РСФСР (сектор педагогической психологии), защитив под руководством Б. Г. Ананьева кандидатскую диссертацию на тему «Психолого-педагогический анализ трудностей и успехов в работе молодого учителя начальных классов». В 1961 г. в издательстве ЛГУ вышла в свет ее первая монография «Формирование педагогических способностей».

В 1965 г. Н. В. Кузьмина защитила докторскую диссертацию на тему: «Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности». Материалы диссертационного исследования кратко изложены в монографии «Очерки психологии труда учителя» (ЛГУ, 1967). В переводе на немецкий язык книга была переиздана четыре раза.

Результаты исследований проблем профессиональной подготовки педагогов были обобщены ею в учебном пособии «Основы вузовской педагогики» (ЛГУ, 1972), в пяти выпусках «Современных психолого-педагогических проблем высшей школы» (ЛГУ, 1971, 1972, 1974, 1977, 1985), учебном пособии «Методы системного педагогического исследования» (ЛГУ, 1980).

В 1992 г. на основе Всесоюзной акмеологической ассоциации, возникшей в 1989 г., была создана Академия Акмеологических наук. Ее основателем и первым президентом стала Н. В. Кузьмина. «Учителем учителей» называют Нину Васильевну ее многочисленные ученики, подчеркивая таким образом ее огромный вклад в дело непрерывного образования.

Крутецкий Вадим Андреевич (1917–1989) — доктор психологических наук, профессор, один из видных специалистов в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей. Его книги по психологии подростка и старшего школьника «Основы педагогической психологии»(1972); «Психология обучения и воспитания школьников»(1976), учебники психологии для педагогических училищ(1974, 1980,19850) хорошо известны нескольким поколениям учителей. Главный труд В. А. Крутецкого — монография «Психология математических способностей»(1968).

Леонтьев Алексей Николаевич (1903–1979) — известный советский психолог, один из создателей и организаторов советской психологической науки, первый декан факультета психологии МГУ с момента его образования. А. Н. Леонтьев — автор таких фундаментальных работ, как «Развитие памяти»(1931), «Проблемы развития психики»(1959), «Деятельность. Сознание. Личность»(1975).
Разрабатывая в 20-х гг. совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций.

А. Н. Леонтьев является автором концепции деятельности, которая в свое время стимулировала рост многочисленных исследований в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, социальной). Сегодня, наверное, уже можно говорить о том, что она перестала играть роль единственного и конечного фундаментального основания отечественной психологии. Научное наследие А. Н. Леонтьева — основателя целой династии психологов — имеет огромное значение для развития отечественной психологии.

Лисина Майя Ивановна (1929–1984) Концепция общения М. И. Лисиной является одним из ответвлений культурно-исторической теории. Опираясь на теорию Л. С. Выготского, М. И. Лисина стала основательницей оригинальной и самостоятельной научной школы. Она открыла в отечественной психологии новый предмет — общение ребенка со взрослым — и новый подход к его научному исследованию.

Майя Ивановна является основателем отечественной психологии младенчества. Ее реферативная статья «Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста» стала заметным событием в жизни советских психологов. Она привлекла внимание психологической общественности не только к новым фактам, полученным в мировой психологии, но и к самым ранним этапам онтогенеза.

Тематику исследований М. И. Лисиной можно условно разделись на два направления: влияние общения на психическое развитие ребенка и анализ общения как самостоятельной деятельности. Проведенные под ее руководством работы показали, что именно общение со взрослым определяет внутренний план действий ребенка, сферу его эмоциональных переживаний, познавательную активность детей, произвольность и волю, самооценку и самосознание, общение со сверстниками. Целый цикл экспериментальных исследований, проведенных под руководством М. И. Лисиной, был посвящен

Матюшкин Алексей Михайлович (р. 1927) — известный советский психолог, доктор психологических наук, профессор. Выпускник отделения психологии философского факультета МГУ свою научную деятельность начинал в школе С. Л. Рубинштейна. Научные интересы А. М. Матюшкина касаются психологии мышления (проблемное обучение), а также специальных программ творческого мышления и развития высокоодаренных детей. В созданной им лаборатории «Психология одаренности» разрабатываются психологические и педагогические проблемы раннего выявления, диагностики и развития творчески одаренных детей.

В свое время А. М. Матюшкин уделял много времени административной и общественной работе: возглавлял Институт общей и педагогической психологии АПН СССР, руководил Обществом психологов СССР, более одиннадцати лет был главным редактором журнала «Вопросы психологии».

Благодаря А. М. Матюшкину были установлены активные взаимоотношения с американскими психологами и психотерапевтами в то время, когда это было практически невозможно. В частности отечественные психологи смогли познакомиться с выдающимся психологом-гуманистом Карлом Роджерсом, а впоследствии и его трудами.

Менчинская Наталья Александровна (1905–1995) Будучи крупным организатором психологической науки, Н. А. Менчинская создала подлинно научную школу, разрабатывающую проблему соотношения обучения и психического развития школьников. Ее перу принадлежит 150 научных работ, в том числе свыше 10 монографий, выпущенных под ее редакцией, освещающих основные закономерности усвоения знаний в общеобразовательной школе.

Наталья Александровна, ученица Л. С. Выготского, активно отстаивала ту часть его наследия, которая касалась спонтанного развития ребенка, роли этого развития в становлении личности. Особое значение она придавала раскрытию индивидуальности ребенка, его природной активности, используя для этого метод клинического наблюдения за поведением. Из наиболее значительных работ в этой связи следует отметить представляющий большую теоретическую и практическую ценность ее уникальный труд «Развитие психики ребенка (дневник матери)». На основе систематических наблюдений за развитием годовалого сына Н. А. Менчинская выявила и описала основные тенденции в становлении психики ребенка в онтогенезе под влиянием «программы матери» (по терминологии Л. С. Выготского).

Исследование общих закономерностей процесса учения, которому Н. А. Менчинская посвятила многие годы, дало возможность поставить и раскрыть проблему индивидуальных различий школьников в усвоении знаний, что способствовало целостному представлению о ребенке, позволяло понять причины трудностей в учении, дать им психологическое обоснование. Особое место в исследованиях Н. А. Менчинской и ее сотрудников занимает изучение следующих проблем: неуспеваемость, связь обучаемости с активностью личности, формирование научных понятий при определенной умственной работе школьника, становление у школьников научного мировоззрения («Применение знаний в учебной практике», 1961, «Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьника», 1968, «Психологические проблемы неуспеваемости школьников», 1971)

Морено Якоб Леви (1882–1974) — известный американский психиатр, социальный психолог, основатель социометрии, психодрамы и социодрамы.
Значимое место в научном творчестве Я. Морено занимало изуче6ние процессов, происходящих в малых группах. Морено разработал метод социометрии, который позволял фиксировать скрытую от внешнего наблюдателя структуру этих отношений определяющихся эмоциональными связями, взаимными симпатиями и антипатиями, притяжениями и отталкиваниями.

Научное творчество Якоба Морено оказало огромное влияние на групповое движение. Разработанные им методики достаточно широко применяются и в гештальт, и в Т-группах. На протяжении всей жизни он боролся за основные гуманистические ценности и человеческое достоинство, критикуя антигуманную социальную практику, и рассматривал психодраму в качестве универсального подхода к лечению людей.

Петровский Артур Владимирович (р. 1924) — знаменитый советский психолог, доктор психологических наук, профессор. Впервые заявил о себе как историк психологии. История психологии была предметом его исследований более двадцати лет. Последние книги по этой проблеме написаны А. В. Петровским совместно с М. Г. Ярошевским: «История психологии»,1986; «История и теория психологии»: В 2 т.1996; «Теоретические основы психологии», 1998.

Заинтересовавшись проблемами социальной психологии, ученый объединил коллектив руководимой им кафедры вокруг единой исследовательской программы, базирующейся на теории деятельности, опосредующей межличностное общение (стратометрическая концепция). По ее результатам написаны книги «Психологическая теория коллектива», «Социальная психология коллектива».

После этого Артур Владимирович перешел к осуществлению замысла исследовать собственно психологию личности. Десять лет работы в этом направлении имели результатом книгу «Психология развивающейся личности» и около двухсот научных статей и сборников работ.
Артур Владимирович автор и редактор многократно переиздававшихся учебников «Общая психология» (1970, 1976, 1986); «Возрастная и педагогическая психология» (1971, 1979); «Основы психологии и педагогики высшей школы» (1986). Петровский является соредактором словарей «Краткий психологический словарь» (1985); «Психология. Словарь» (1990).

Пиаже Жан (1886–1980) — крупнейший психолог современности, основатель Женевской школы генетической психологии, автор около 50 книг, сотен статей. Его учение о познавательной деятельности ребенка — восприятия и мышления — справедливо оценивается как одно из самых значительных явлений в психологии.

Пиаже рассматривал процесс развития на основе общего биологического понимания его как взаимосвязи ассимиляции и аккомодации. Равновесие этих процессов обеспечивает равновесие в отношениях между средой и организмом.

Качественная специфика детского мышления представляла постоянный интерес ученого. Причем, в начальный период творчества исследователь рассматривал развитие мышления ребенка как переход от аутистического к эгоцентрическому и от него — к социализированному мышлению. Позже умственное развитие рассматривается ученым как устремленное к логико-математическим структурам: операция занимает теперь ключевую позицию в детерминации познавательной активности ребенка.

В любом случае, тот факт, что вокруг концептуальных схем Пиаже все время ведется полемика «за» или «против», свидетельствует о неиссякаемой креативности разработанных великим психологом идей.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960) — выдающийся психолог и философ, произведения которого составили целую эпоху в истории советской психологии.
Заслуга С. Л. Рубинштейна состоит в развитии практически всех областей психологии. Он выдвинул и теоретически и экспериментально разработал такие фундаментальные методологические принципы психологического исследования, как принцип единства сознания и деятельности, диалектико-материалистический принцип детерминизма. Кроме того, С. Л. Рубинштейн внес неоценимый вклад в развитие психологии личности и социальную психологию, выступая в этой отрасли подлинным гуманистом.

С. Л. Рубинштейн является автором фундаментального психологического труда «Основы общей психологии». Именно за эту книгу его обвинили в космополитизме и сняли практически со всех постов. Стойко перенеся незаслуженный удар, Сергей Леонидович смог написать философско-психологический труд «Бытие и сознание».
В памяти новых поколений психологов С. Л. Рубинштейн останется как «педагог в большом стиле».

Скиннер Фредерик Берхаус (1904–1990) — известный американский психолог, представитель радикального бихевиоризма, автор концепции «оперантного обусловливания», теоретическое оформление которой составляет содержание книги «Поведение организмов»(1938); создатель концепции программированного обучения, описанной в работах «Наука об учении и искусство обучения»(1954), «Технология обучения»(1968).

Программированное обучение по Скиннеру заключалось в получении правильных реакций и их закреплении путем подкрепления. Одним из оснований программированного обучения явился принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролируется подкреплением, служащим сигналом обратной связи.

Несмотря на мощную критику бихевиоризма в целом и программированного обучения, в частности, эту технологию обучения относят к числу современных нетрадиционных способов обучения.

Эльконин Даниил Борисович (1904–1984) — доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития. Наряду с концептуальной проработкой важнейших теоретико-методологических проблем детства, Эльконин целенаправленно работал над прикладными, психолого-дидактическими вопросами обучения и воспитания. Им опубликовано 10 монографий и сотни научных статей. Среди основных трудов Д. Б. Эльконина: «Детская психология» (М., 1978); «Избранные психологические труды» (М., 1989).

Категория: