Из истории развития психологии
Лахтина Тамара Леонтьевна Заместитель директора СК ППК и ИПК по внешним связям |
В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологии. Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественнонаучного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественнонаучного знания о человеке. Ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат — наука психология.
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Эпоха Средневековья не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи,
I. Исторические этапы развития психологии
1.1. Развитие психологии в период античности. Появление психологии в Древней Греции на рубеже
Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени — ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделилось несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель, а вслед за ним и стоики, выделили такие познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов существенно различались.
В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит построение образа мира, какой процесс — ощущение или разум — является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с реальной. Многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими для когнитивной психологии, были поставлены именно в то время. В
Античные ученые впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное. Окончился этот период в
1.2 Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения. Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
После упрочения господства христианской церкви появилась необходимость внести дополнения, разъяснения или трансформировать некоторые положения христианства. Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из реалий, для того чтобы предотвратить распространение ереси, несущей церкви раскол. Так возник новый этап — патристика, учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. С этого времени и почти до
Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях. Важным было и то, что монастыри давали защиту, охраняли от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на противодействие императоров, власть пап оставалась достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому способствовало и то, что большинство светских властителей были глубоко верующими людьми. Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже к
Именно в это время зародилась схоластика, которая в тот момент была достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания, развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и строить свою речь. Тот факт, что схоластика связана с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда мало настораживал. Со временем схоластика начала тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер и превратилась в набор силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые, неправильные или неверные в новой ситуации положения. Церковь, бывшая в
К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий (универсалии). Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в период схоластики. При этом реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие понятия реально существуют еще до материализации, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь образцом для реальных предметов. Номиналисты (Росцелини, позднее Д. Скот, У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия не существуют в реальности, есть лишь «дуновение голоса»,
В церковной психологии проводились исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения. Однако во время социальных катаклизмов (войн, эпидемий
1.2. Развитие психологии в новое время. С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596–1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенных учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632–1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646–1716), в противовес концепции Декарта, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Психология в этот период, так же как и на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе (своего собственного предмета), психологии сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на философию в то время сужала предмет психологии, которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. Уровень развития естествознания еще не давал возможности выстроить полноценную концепцию психического (особенно психики человека). Однако тесная связь с философией не означала, что психология в это время не искала собственного предмета исследования, конкретного определения области своей деятельности. Эта область понималась, прежде всего, как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя. Как представлялось, эта картина должна была быть осознанной. В осознанности души, разуме ученым виделось отличие человека от других живых существ. Так уточнялся предмет психологии, которая становилась наукой о сознании. При этом из нескольких вопросов, исследовавшихся психологией античности, — о познании, о движущих силах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения — на первый план выходили именно проблемы познания. Кроме того, перед психологией вновь вставала необходимость проанализировать разницу между разумным и неразумным (аффективным) поведением, границы свободы человека.
Анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и осознания себя в этом мире. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени. В конце XVI в. на первый план выходили проблемы предмета психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных данных, которые были центральными для теории Ф. Бэкона; начиная с Р. Декарта, не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении. В начале Нового времени, несмотря на усилия Ф. Бэкона, более распространенным был рационалистический подход, который разрабатывался такими известными учеными, как Р.Декарт,
К середине века бурное развитие наук, промышленности сделало очевидной необходимость учитывать в психологии новые требования, все большее распространение получает сенсуализм, представленный в концепциях Д. Локка и Т. Гоббса. Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X.Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632–1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить,
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в
2. Становление советской (российской) психологии
После Октябрьского переворота психология продолжала развиваться во взаимодействии с мировой психологической наукой. Поэтому при наличии специфических черт развитие советской психологии характеризуется практически теми же закономерностями. Растет интерес к социально психологическим проблемам, проблемам личности. Возникают новые направления. Так, в области психологии трудовой деятельности, возникает психотехника, в области психологии обучения — педология, в области общей психологии — реактология
К концу
В советский период учеными было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития. Психику следовало понимать как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое — свойство физиологического; физиологическое материально, психическое идеально; психическое отражение — идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Такие исходные позиции по мере развития психологии и накопления ею данных экспериментальных исследований и практического опыта привели к трудностям самого определения предмета психологии. Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике. Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием Вселенной, явственно прозвучала в 1968 г. с выходом в свет книги
Начало «Прорыва» психологии в производство было положено в психологической школе Ленинградского университета, возглавляемой
Открытие в 1966 г. факультетов психологии в Московском и Ленинградском государственных университетах создало предпосылки для развития психологии как самостоятельной науки. Далее последовало включение психологии в официальный классификатор наук, создание Института психологии АН СССР, расширение системы подготовки психологических кадров, расширение психологической подготовки специалистов разных специальностей
3. Западная психология
Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки обнаруживали несостоятельность психологической теории. Открытый кризис психологии продолжался с начала
В конце XIX — начале XX в. сделаны фундаментальные открытия в физике, химии и других науках. Открытие электронной структуры материи, изменения представлений о времени и пространстве вызвали необычайный эффект в мышлении и привели некоторых физиков к выводу об «исчезновении материи», интерпретировались как свидетельство того, что современные научные исследования опровергают открытия, сделанные в науке в предшествующие периоды. В действительности описание материи, которое дается новейшей физикой, не опровергает старой физики, но предполагает более глубокие подходы. Возникновение новых понятий о материи в физике, химии, учение о симметрии, новые идеи в астрономии привели к изменению в понимании положения человека в научно обоснованной картине мира.
Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении
Литература
- 1. Петровский
А. В. Ярошевский М. Г. История и теория психологии в2-х томах.Т-1 1996. - Петровский
А. В. Вопросы истории и теории психологии. 1998. - Ждан
А. Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов псих. фак. универ. М.: Педагогическое общество России 1999. — 512 с. - Марцинковская
Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. - История психологии ХХ век. /Под ред.
П. Я. Гальперина ,А. Н. Ждан .4-е изд. — М.: Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002. — 832 с. - Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская
Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вызов — М.: Аспект Пресс, 2002. — 286 с.
Материал подготовлен
- 16534 просмотра