Из истории становления казахской фортепианной музыки
Гребенникова Асель Олеговна преподаватель отделения «Специальное фортепиано» КГКП Карагандинский колледж искусств им. Таттимбета, Республика Казахстан, Карагандинская область, г.Караганда |
История становления казахской фортепианной школы берет свое начало примерно с 20-30 годов XX века. И является своеобразным оригинальным синтезом многовековых традиций Востока и достижений западной культуры. Решающее влияние на формирование и дальнейшие пути ее развития оказали профессиональная музыка устной традиции, прежде всего жанр кюя и система музыкально-выразительных средств, являющихся результатом тесного взаимодействия русской и казахской культур.
В ходе истории европейская музыкальная культура оказала влияние на развитие русской фортепианной школы. Тесное же историческое взаимодействие русской и казахской культур, начавшееся в XIX веке способствовало расширению традиций казахского музыкального искусства и заложило фундамент появления собственной фортепианной школы в Казахстане.
В 30-е годы XX столетия в двух казахстанских городах, Алма-Ате и Уральске, были открыты первые музыкальные училища, а в годы Великой Отечественной войны первый музыкальный ВУЗ в Казахстане. Первый состав кафедры фортепиано — эвакуированные деятели советской школы, профессора и доценты Г. Н. Петров, Е. Ф. Гировский, С. И. Канн, Л. Л. Кельбер, Л. Н. Канторович и др., оставившие бесценные рекомендации в области исполнительского мастерства относительно вопросов звукоизвлечения, аппликатуры, педализации, двигательной техники, преодоления технических трудностей, тембрового разнообразия рояля и др.
История создания первых произведений для фортепиано начинается с жанра фортепианной миниатюры. Это 5 сборников обработок казахских песен А. Затаевича «Казахские песни в форме миниатюр на народные темы». В дальнейшем, на протяжении всей истории развития, практически все последующие поколения композиторов будут обращаться к переложению народных песен и кюев.
Влияние народного фольклора и профессиональной музыки устной традиции представленной в Казахстане жанром кюя трудно переоценить. Это и секрет оригинальности и самобытности, главная стилистическия особенность нашей фортепианной музыки и благословенный источник вдохновения и совершенная творческая лаборатория ее творцов-композиторов и исполнителей.
К периоду 40 годов XX века относится ряд обработок А. К. Жубанова и Л. А. Хамиди. Это, прежде всего «Восемь казахских танцев» А. Жубанова. Здесь мы находим обработки кюев Курмангазы «Қызыл қайын» («Красная береза»), анализ которого можно найти в методической работе Е. Б. Коган «Влияние казахских кюев на формирование и фактуру фортепианных пьес композиторов Казахстана» и Даулеткерея «Қыз Акжелен» (Акжелен — имя девушки), рассмотренную в работе М. А. Вартанян «К вопросу об использовании кюев в фортепианных миниатюрах композиторов Казахстана». Знаменитый кюй Даулеткерея «Косалка» («Двойное ожерелье»), обработанный для фортепиано Л. Хамиди и обработка известного народного кюя «Кенес» из сборника Е. Г. Брусиловского «16 пьес для фортепиано» также анализируются в работе М. А. Вартанян.
Для обработок раннего периода характерно бережное отношение к первоисточнику, сохранение характера, темпа, метроритма, ладоинтонационного строя и тематизма. Хотя уже здесь очевидно стремление композиторов к расширению выразительные возможности фортепианной партии, прекрасно понимавших, что исполнением точной записи, так хорошо звучащего двухголосия на домбре, на фортепиано трудно добиться желаемого акустических, образных, стилистических и других выразительных эффектов.
Поэтому, в будущем мы наблюдаем поиски новых выразительных средств. Заметны тенденции к изменению темпов, метроритмической модификации, охвату и сопоставлению всех регистров фортепиано, расширению фактуры, усложнению гармонического языка. Удачными примерами такого рода творческих находок безусловно являются «Токката», а также некоторые танцы в характере кюя из «Хореографического сборника» (2 тетради) Е. Г. Брусиловского, «Легенда о домбре» Н. Мендыгалиева, «Концертный кюй» А. Рудянского, «Ыскырма» Б. Баяхунова.
Помимо жанра фортепианной миниатюры домбровый кюй встречается и в ряде произведений крупных форм. Это «Соната памяти Маншук Мамедовой» Б. Г. Ерзаковича, фортепианные концерты Н. Мендыгалиева, Поэма — соната «Памяти Абая» М. Койшибаева, Поэма «На зов Абая» Е. Рахмадиева, Концерт — рапсодия А. Исаковой и др.
Существует также ряд очень интересных, талантливых обработок кюев для 2-х фортепиано: Рапсодия на тему кюя Даулеткерея «Косалка» К. Дуйсекеева, «Казахская рапсодия» А. Бычкова, «Балбыраун» А. Исаковой, «Кербез кюй» А. Серкебаева и др.
В этом направлении представлены работы музыковедов Казахстана: Б. Т. Аманжолова, П. В. Аравина, Б. Байкадамовой, Г. К. Дюсенбиной, Б. Г. Ерзаковича, А. К. Жубанова, Б. И. Каракулова, Н. С. Кетегеновой, С. А. Кузембаевой, С. И. Утегалиевой и др. В работах музыковедов Казахстана Б. Г. Ерзаковича, В. П. Дерновой, Г. К. Котловой и др. анализируется фортепианное творчество А. В. Затаевича как основоположника казахской профессиональной музыки советского периода, определяются черты его фортепианного стиля. Образцы фортепианного творчества композиторов Казахстана рассматриваются в исследованиях Э. А. Кирсановой «Фольклор в фортепианной музыке для детей» и С. С. Татубаевой «Вопросы интерпретации фортепианных сочинений киргизских и казахских композиторов», где в методическом плане затрагиваются стилистические аспекты исполнительства.
Обобщение закономерностей развития казахской фортепианной музыки было сделано искусствоведом А. Ж. Досаевой в книге «Казахская фортепианная музыка» (1991 г.), которая и на сегодняшний день служит одним из главных источников систематизированных сведений по данному вопросу. Дальнейшие пути развития казахской фортепианной музыки... су в рамках изученного ее автором исторического периода. В упомянутом исследовании была также четко обозначена проблема взаимодействия русско-советской и казахской фортепианных культур, поскольку русская музыкальная культура в силу исторических причин оказала решающее влияние на становление стилистических особенностей Современный фонд фортепианной литературы казахских композиторов включает в себя произведения самых различных жанров — от простых пьес малой формы до развернутых, многочастных, сложных по структуре сочинений, в которых элементы казахского фольклора взаимодействуют с европейской композиторской техникой. Стилистически и жанрово разнообразная казахская фортепианная музыка — самобытное, оригинальное, развивающееся явление. Еще совсем молодой, с точки зрения мирового фортепианного искусства, но совершенно очевидно стремящейся занять свое достойное место, сохранившей и сохраняющей национальные традиции, жадно ищущей дальнейших путей развития, казахской фортепианной школе почти 100 лет.
- 7813 просмотров