Календарный план по подготовке к олимпиаде по русскому языку для учащихся 5 класса в школах с казахским языком обучения
Шаяхметова Марзия Тасболаткызы, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Основная школа № 21» г. Караганды |
Данный материал предназначен для подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 5 класса с казахским языком обучения. При планировании занятия разделены на циклы в соответствии с разделами языкознания.
№ |
Разделы |
Тема |
Кол-во часов |
Примерные задания |
1. |
Фонетика |
1.Звуки и буквы. 2.Слог. Ударные и безударные гласные. 3.Твердые и мягкие согласные. 4. Звонкие и глухие согласные. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. 5.Чередование согласных звуков. |
1
1
1
1
1 |
Прекрасные и удивительные вещи лежат на витрине магазина, раскрытые готовальни, перочинные ножи, волшебный фонарь с красным глазом, микроскоп, увеличительное стекло, фотоаппарат. Сколько великолепных, чудесных вещей! Но больше всего мне нравится настоящий футбольный мяч с резиновой красной камерой, кожаной покрышкой и кожаными шнурками. Я разглядываю его и думаю: «Хорошо бы вернуть детство и погонять такой легкий, как перышко, мяч!» Задания к тексту: 1.В выделенных словах обозначить квадратными скобками гласные звуки. 2. Выписать из текста слова, в которых последний согласный корня был бы мягкий. 3.Указать слова, в которых только твердые согласные. 4. Определить количество звуков и букв в словах: письмо, мысль, ёлка, честный, праздник. 5.Фонетический разбор слова — «день». |
2.
|
Лексика |
6.Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. 7.Прямое и переносное значение слова. 8. Синонимы. 9.Антонимы. |
1
1
1 1 1 |
Однажды ночью я проснулся от страшного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. Я открыл глаза. Белый ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну за стеклами все было снежно и безмолвно. Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: — Первый снег очень к лицу земле. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. (К.Г.Паустовский) Задание к тексту: 1.Прочитайте текст и озаглавьте его. 2.Назовите слова, употребленные в переносном значении. Для какого стиля характерно такое употребление этих языковых средств? 3.Подберите антонимы к словам: Тишина, лежал, открыл, умер, застенчивая, медленно. 4.Подберите синонимы к словам: необыкновенный, беспокойный, большая, нарядный. 5.Назовите омонимы. Что они обозначают. |
3. |
Словообразование |
10.Однокоренные слова и формы одного и того же слова. 11.Окончание и основа слова. 12.корень слова. 13.Суффикс. 14.Приставка. |
1 1 1 1 1 |
Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Все ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла желтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои. Весь лес черный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит желтым живым огоньком. Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся – висит. Все уснуло в лесу. Все готово к зиме. Только один листок упорно светиться в темном лесу. Задание к тексту 1.Прочитайте и озаглавьте текст. Какого он стиля? 2.Выпишите вначале выделенные слова с основой, равной корню, а затем остальные. 3.Распределите слова на три группы – с основой, в которую входят: 1) корень и суффикс, 2) приставка, корень и суффикс. Обозначьте все части слова. Гардеробщик, паркетный, привезут, грузчик, переписчик, переход, выбегут, пришкольный, безвредный, безголосый. 4.Разобрать по составу следующие слова: Черный, холодный, желтый. |
4. |
Морфология |
15.Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. 16.Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. 17.Род имен существительных. 18.Число имен существительных. 19.Падеж имен существительных. 20-21.Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед.числе и во мн.числе. 22.Имя прилагательное как часть речи. 23.Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. 24.Прилагательные полные и краткие. 25.Изменение прилагательных по числам. 26.Глагол. Неопределенная форма глагола.НЕ- с глаголами. 27.Правописание –тся и ться в глаголах. 28. Виды глагола. Видовые пары. 29.Время глагола. Спряжение глаголов. |
1
1 1 1 1
1
1
1
1
1
1
1 1
1 |
Внизу огорода, где р…стет капуста, вырыт колодец. Колодец как яма, только стенки его выл…жили камнем. Ближе к воде он порос мхом, покрылся мокрой плесенью. Сюда, в мох, выпрыгивают лягушки. Они тоже зеленые, и сначала я с трудом узнаю их. Мы с Галькой швыряем в лягушек комью. Лягушки появляю…ся все реже, взб…раются невысоко, жму..ся ближе к воде. Задание к тексту 1.Выпишите слова, в которых нужно вставить буквы, обозначьте орфограммы. 2. Укажите вид выписанных вами глаголов. 3.Образовать от данных глаголов глаголы другого вида несу, швыряла, писала. 4.Морфологический разбор слова «растет». |
5. |
Синтаксис |
30.Простое предложение. Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения. 31-32. Гласные члены предложения. 33-34.Второстепенные члены предложения. |
1 2
2 |
Вечером школа удивительно изменилась. Какой-то дерзкий весёлый волшебник совершил здесь самый настоящий переворот. Он безжалостно изгнал из школы все задачки и правила. Запер в темных комнатах парты, доски, таблицы. Хозяевами школы он сделал ребят. Школьный звонок не прикрикивал на ребят, а утчтиво приглашал их в актовый зал. Когда ребята расселись, в зале погасли лампочки. В темном занавесе появился просвет, словно кто-то разрезал занавесе на две половинки. В просвет шагнул круглолицый старшеклассник. — Начинаем концерт! — громко объявил он. Задание к тексту 1.Какими членами предложения являются выделенные слова. 2.Указать от какого слова зависит и на какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов. 3. Сделать синтаксический разбор 1,2-го предложений. |
- 32419 просмотров