Казахстанцы в годы Великой Отечественной войны
Виноградова Валентина Павловна учитель истории и географии, первая квалификационная категория, СШ имени Ж. Кереева, пгт Шубаркудук, Темирский район, Актюбинская область |
Цели и задачи урока:
- доказательно обосновать огромный вклад Казахстана в общее дело победы над фашизмом;
- ознакомить учащихся со всенародной помощью казахстанцев фронту;
- развивать умение работать в группе и самостоятельно добывать знания, формировать навыки публичной речи;
- воспитывать патриотические чувства, показать подвиги героев фронта как образец мужества, стойкости и патриотизма.
Форма урока: урок-практимум
Методы и приемы: проблемное задание, работа в группах, заслушивание сообщений, шкала мнений, «мозговой штурм», синквейн, эссе.
Межпредметная связь: литература, казахский язык, география, музыка.
Оборудование: интерактивная доска, карточки
Ход урока:
I. Оргмомент
(Слайд № 1)
II. Психологический настрой учащихся
(учитель раздает каждый команде смайлики для настроя на урок)
III. Проблемное задание:
(Слайд № 2) — Как вы считаете, в какой войне участвовали казахстанцы — в Великой Отечественной или Второй Мировой войне?
(Слайд № 3)
IV. Мотивация познавательной деятельности:
Анализ афоризма (слайд № 4)
V. Объяснение материала
Учитель: Великая Отечественная война была составной частью Второй Мировой войны. Казахстан участвовал в Великой Отечественной войне как составная часть СССР. Потому, с точки зрения современного суверенного Казахстана, она является частью нашей истории. Из последних работ, посвященных этой проблеме следует отметить монографию доктора исторических наук
Предполагалось от Атлантики до Сибири создать «единое германское этнотерриториальное пространство». Была поставлена задача: очистить это пространство от славянских народностей, «не подлежащих человечеству». Планировалась ликвидация и
«Мозговой штурм»
? – Какую войну называют «Отечественной»?
? – Почему Германия вначале завоевала страны Западной Европы, а только потом устремила всю свою военную мощь против СССР и Казахстана в частности?
(ответы учащихся)
18 декабря 1940 г. А.Гитлер на секретном совещании утвердил «план Барбаросса».
? – Что представлял собой «план Барбаросса»?
(ответы учащихся)
(слайд № 5)
(видеоролик о плане «Барбаросса» и продвижении
Учитель: В начальный период войны гитлеровцы сконцентрировали свои удары в трех направлениях:
1. Группа армий «Центр» — основной удар нацелила на Москву;
2. Группа армий «Север» должна была окружить и захватить Ленинград;
3. Группа армий «Юг» — двигалась в южном направлении на Кавказ.
(слайд № 6 с аудиозаписью голоса Левитана о нападении Германии на СССР)
22 июня 1941 г. без объявления войны в 4.00 часа утра Германия нападает на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Основную мощь вермахт вложил в первый удар на центральном — белорусском участке фронта. Немцы быстро продвигались к Минску. Захватив его и продвигаясь дальше, гитлеровские войска группы «Центр» в районе Смоленска окружили крупную группировку советских войск. Растерзав советский фронт на московском направлении, группа армии «Центр» неожиданно круто повернула на юг, где ей на встречу продвигались немецкие армии, стремительно захватывающие Южную Украину. Пытавшийся защитить Киев
? – Что такое «Гросс Туркестан»? Какие еще колонии должны были быть образованы гитлеровской Германией по плану «Барбаросса» после захвата советского Союза?
(ответы учащихся)
(слайд № 7)
В годы войны Казахстан превратился в мощный военный лагерь, где формировались лучшие части и соединения Красной Армии. В Казахстане было сформировано 12 стрелковых, 4 кавалерийских дивизий, 7 стрелковых бригад, около 50 полков и батальонов различных родов войск. Одной из известных страниц Великой Отечественной войны является организация спецшколы близ
(слайд № 9)
За годы войны в действующую армию было призвано 1196164 казахстанцев. Для работы в промышленности мобилизовано 670 тыс.человек. на территорию Казахстана прибыло эвакуированных и репрессированных 1,5 млн. человек. Казахстан в тот момент играл большое стратегическое значение как для фронта, так и для экономики страны. (работа со схемой «Причины стратегического значения Казахстана в годы ВОВ»)
(слайд № 9)
В первые 5 месяцев враг оккупировал районы, где проживало 40% населения страны, производилось 68% чугуна, 58% стали и алюминия, 65% угля.
(Слайд № 10)
В первых числах октября гитлеровские войска снова двумя сходящими линиями двинулись на Москву. К этому времени были оккупированы почти вся Украина, вся Белоруссия и Прибалтика. На фронт с Казахстана ушел каждый 5 казахстанец. Казахстанцы проявили подлинный патриотизм на фронтах Великой Отечественной войны.
(Слайд № 11)
(Видеоролик о нападении немецких захватчиков на Москву)
(Слайд № 12)
(Cообщение учащихся о
Всему миру известен бессмертный подвиг группы истребителей танков 1075 стрелкового полка, остановившей врага в ноябре1941 г. у разъезда Дубосеково. Находившийся в этой группе политрук роты
(Слайд № 13)
В битве за Москву исключительную стойкость и героизм проявили
(Сообщение учащихся о Б.
Вспоминая о боях за Москву, легендарный герой великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, известный писатель Б.
(Слайд № 14)
У стен Ленинграда воевали воинские части сформированные в Казахстане. Среди них Д. Шиныбеков, С. Баймагамбетов — удостоены звания Героя Советского Союза.
В сентябре 1941 года в окружение попал оказавшийся между немецкими и финскими войсками Ленинградский фронт, но сам город противнику сходу захватить не удалось, и было решено взять его в полную блокаду и выморить голодом.
? — Что такое блокада Ленинграда
? — Сколько дней длилась блокада Ленинграда
(ответы учащихся)
В тяжелые сентябрьские дни 1941 года казахский народный поэт Ж. Жабаев обратился к ленинградцам со стихотворением «Ленинградцы, дети мои!», в котором выразил мысли, чувства и переживания, всех трудящихся нашей многонациональной страны.
(Ученица читает стихотворение Ж. Жабаева «Ленинградцы, дети мои!»)
(слайд № 15)
(Видеоролик о Сталинградской битве)
Осенью 1942 г. шли ожесточенные бои под Сталинградом. Пламя небывалых по своим масштабам сражений под Сталинградом коснулось и степей Казахстана. Казахстан граничил со Сталинградской областью на протяжении 500 км, поэтому в театр военных действий Сталинградского фронта были широко втянуты ресурсы
(слайд № 16)
В период Сталинградской битвы осенью 1942 г.
(Слайд № 17)
Сталинград был ключом на Восток. Ценной собственной жизни при Сталинградской битве совершили подвиги Герои Советского Союза
(Сообщения учащихся о Героях Сталинградской битвы)
В ходе Сталинградской битвы Советская Армия внесла решающий вклад в коренной перелом во Второй Мировой войне, приблизив неизбежное поражение гитлеровской Германии и всего блока фашистских государств. Битва на Волге вписала незабываемые героические страницы в летопись всемирной истории.
? — Какие страны входили в годы Второй Мировой войны военный блок образованный Германией?
? — Что такое коренной перелом в войне?
Работа учащихся в группах «Проведи параллель»
(Слайд № 18)
Тысячи посланцев Казахстана шли в бой за освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии. Казахстанцы самоотверженно освобождали братские республики. Нельзя не отметить судьбу тех, кто оказался в окружении, был ранен и попал во вражеский плен. Тысячи казахстанцев были активными участниками партизанского движения и движения Сопротивления. В годы войны их количество достигло 3,5 тысячи. Широко известны имена
(Сообщение учащихся о Ф. Озмителе, К. Кайсенове)
(Слайд № 19 с аудиозаписью песни Р.Рымбаевой «Алия»)
Советские войны, в числе которых были казахстанцы, вписали немало героических страниц в историю Великой Отечественной войны. Около 500 казахстанцев были удостоины звания Героя Советского Союза. Среди них две девушки Востока М. Маметова и А. Молдагулова.
(Сообщения учащихся о М.Маметовой, А.Молдагуловой)
(Слайд № 20)
Дважды звания Героя Советского Союза получили
(Слайд № 21)
Перед народом Казахстана впервые дни войны встала задача создания «военной экономики» на востоке страны. В июне—декабре 1941 г. в тыловые регионы было перебазировано 1530 предприятий, в Казахстан — 220 заводов и фабрик, цехов и артелей. За
(слайд № 22)
Мобилизация взрослого мужского населения на фронт резко сократила количество работников сельского хозяйства. Обеспечение фронта продовольствием, сырьем легло практически на плечи женщин, детей, стариков. Сюда необходимо добавить то, что транспорт и техника тоже были сосредоточены на обслуживании обороны странны. Не имея рабочих инструментов, приходилось работать в ручную. Несмотря на эти трудности, работники села республики трудились умело и эффективно. Выросли посевы озимых, зерновых культур, проса, свеклы. Во время войны Казахстанская ССР превратилась в крупнейшую базу животноводства СССР. По всей стране гремела трудовая слава звеньевых Ч. Берсиева, И. Жахаева, Ким Манн Сама, А. Доцковой, С. Онгарбаевой. Наиболее выдающиеся успехи казахстанских колхозников отмечало Советское информбюро в своих сообщениях. «В суровое время Советская страна и Красная Армия не испытывала серьезной нехватки в продовольствии,- отмечала газета „Правда“, — в этом большая заслуга сибирских и казахстанских колхозников и советских организаций.»
(Сообщение учащихся о Ч. Берсиеве)
Работа учащихся в группах. «Кем были на фронте. Какой подвиг совершили»
(Слайд № 23)
16 апреля 1945 г. мощные залпы советской артиллерии возвестили о начале Берлинской операции, одной из самых крупных во Второй Мировой войне. 2 мая советские войска полностью овладели столицей Германии Берлином. Казахстанцы, как и все советские войны, в ходе Берлинской операции проявили бесстрашие, героизм и высокое мастерство. Они были охвачены одним стремлением — как можно быстрее завершить разгром фашистской Германии, принесли народам Европы долгожданный мир и спокойствие. Самым первыми знамя победы над рейхстагом водрузили М. Кантария и М. Егоров, а из казахстанцев первыми были молодой офицер Р. Кошкарбаев — позже награжденный Халық Қаһарманы — в месте со своим другом Г. Булатовым. Подвиг советских воинов, сражавшихся на подступах к Берлину и штурмовавших Берлин, навсегда останется в анналах истории Великой Отечественной войны и Второй Мировой Войны.
(слайды № 24)
(Видеоролик о подписании пакта о капитуляции Германии)
Как бы тяжело не было, мы всегда должны держать в своей памяти и в своих чувствах весь ход войны, все ее испытания и победы. Нельзя ничего выбрасывать из истории, потому что любые изъятия искажают общую картину. Только изобразив всю меру наших несчастий и весь объем наших потерь, можно показать всю длину нашего пути до Берлина. И всю меру усилий, которых потребовал от казахского и других народов этот бесконечно длинный и бесконечно трудный день Победы.
VI. Рефлексия
«Мозговой штурм»
1. Какие факторы способствовали разгрому Германии?
2. Почему Берлин 1945 г. не стал для Германии тем, чем была для нашей страны Москва 1941 г. ?
3. Нужно ли было казахстанцам участвовать в Великой Отечественной войне?
4. Когда закончилась Великая Отечественная война?
5. Почему Великая Отечественная война была составной частью Второй Мировой войны?
6. Когда закончилась Вторая Мировая война?
Работа в группах.
Составить синквейн со словами «война», «герои», «победа».
VII. Анализ проблемного задания, поставленного в начале урока.
VIII. Подведение итогов. Выставление оценок.
IX. Домашние задание
(Слайд № 25) § 13–14, заполнить таблицу.
Дата | Сражение | Герои (или часть, соединение) | Какой подвиг совершил | Примечание |
Задания по выбору:
1. Выяснить кто из ваших родных или близких участвовал в битвах в годы ВОВ. Подготовьте сообщение: «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»
2. Представь, что хорошо знакомый тебе дошкольник спрашивает: «Почему надо уважительно относиться к ветеранам Великой Отечественной войны?» постарайся максимально искренне, точно и подробно описать свои мысли и чувства, чтобы ответить на этот вопрос (можно ответ дать в письменной форме).
Презентация «Казахстанцы в годы Великой Отечественной войны»
Приложение
Проблемное задание
Нужно ли было казахстанцам участвовать в Вов?
Проблемное задание
Почему Берлин 1945 г. не стал для Германии тем, чем была для нашей странны Москва 1941 г.?
Проблемное задание
Какие факторы способствовали разгрому Германии?
Кем были на фронте?
М. Габдуллин, И. Панфилов, Б. Бейсекбаев, Д. Шыныбеков, Т. Токтаров, Б.
Кем были на фронте?
М. Кайсенов, Ж. Елеусов, К. Аукадиев, Л. Беда, М. Маметова, Р. Кошкарбаеав
Кем были на фронте?
Н. Абдиров, К. Спатаев, Т. Позолотин, Г. Сафиуллин, С. Луганский
Проведите параллель
Летчик–истребитель Форсировал Днепр Самый юный ГСС из казахов 497 16 апреля 1945 г. Знамя победы над рейхстагом Партизанское движение |
Ф. Озмитель Р. Кошкарбаев С. Луганский герои Советского Союза – казахстанцы начало Берлинской операции К. Аухадиев Ж. Елеусов |
Проведите параллель
316 стрелковая дивизия 1075 стрелковый полк Сентябрь 1941г. 1998 г. Волоколамское шоссе С. Бородино 900 дней |
Б. Бейксекбаев Б. Момыш-улы И. Панфилов В. Клочков Д. Жабаев «Ленинградцы, дети мои!» блокада Ленинграда Т. Тохтаров |
Проведите параллель
Осень 1942 г. «дом Павлова» 17-й гвардейский танковый полк 19 декабря 1942 г. «Сталинградская» Ноябрь 1942-февраль 1943 г. |
подвиг Н. Абдирова 73-я гвардейская дивизия военное положение в бассейне Каспия Т.Мурзаев битва за Сталинград Т. Позолотин |
- 59993 просмотра