Классный час «Как много значит слово»
Айтпишева Рита Владимировна, учитель географии, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Бастомарская средняя школа»,СКО район Магжана Жумабаева, село Бастомар |
Цель мероприятия: способствовать формированию у учеников убеждения ценности каждого слова.
Задачи:
- способствовать формированию самостоятельного мышления учащихся;
- показать значимость слова; расширить кругозор учеников.
Форма проведения: беседа.
Ход мероприятия
Педагог: Не так давно мы понимали слово лишь как «орудие общения», то есть как понятие вполне прагматичное. Но ведь у слова есть и духовная сучность. Наше слово одновременно принадлежит не нам. Оно создавалось в горниле житейского опыта через трудное обретение смысла, чувств, настроений и созерцание живых духовных истин.
Ребята, давайте вместе скажем, что несет слово, какие чувства может вызвать в человеке только одно слово.
Ученик: Слово может нести информацию.
Ученица: Просьбу и благодарность.
Ученик: Приветствие и прощание.
Ученица: Несет любовь и ненависть.
Ученик: Равнодушие и восторг.
Ученица: Настроение и эмоции
Ученик: Слово может нести симпатию или антипатию.
Ученица: Нравственность и духовность.
Ученик: Может быть слово — друг и слово — враг.
Ученица: Слово может нести обиду или вызвать осторожность.
Педагог: Да. Вы назвали немало. Но можно называть еще очень много. Слово — как бы духовный плод вещественной деятельности людей.
«Знать слово» означает знать суть, иметь власть свыше.
«Доискаться слова» — значит, обнаружить его суть.
Таким образом, истинное слово восходит к слову «истина».
Ребята, а как вы думаете, чтобы правильно и разумно владеть речью, что нужно предпринять?
Ученица: Много читать, тогда приходит грамотность.
Ученик: Есть такая наука — риторика, которая учит владению словом.
Ученица: Нужно перед зеркалом учиться правильно говорить.
Педагог: Если человек умеет владеть словом, его ждет впереди большое будущее.
Слово — добрый помощник во многих ситуациях. Оно помогает достичь взаимопонимания, убедить собеседника в своей правоте, рассказать о своих чувствах, ободрить человека, а, может, и вернуть
Рассказ «Доброе слово».
Ученик:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Ученица:
Есть слово пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких осколков.
Педагог: О чем хотел сказать автор этого стихотворения?
Ученик: Нужно выбирать слова, которые не сделают больно другому человеку.
Рассказ «Оскорбительное слово».
Педагог: Помните: выбирая каждое слово, даже при простом разговоре, помните о такте, чувстве меры, чувстве уважения к себе и к собеседнику.
А потом самое главное — уяснить для себя, что каждое слово надо взвешивать, пропускать через мысли и сердце.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Да, изреченная мысль порой настолько неполно выражает то, что у нас на душе, что, действительно, её можно сравнить с ложью. Вот какие слова есть у Достаевского в произведении «Подросток»: «Как это так выходит, что у человека умного высказанное им гораздо глупее того, что в нем остается? Я это не раз замечал за собой в моих словесных отношениях с людьми за весь этот последний роковой год и много мучился этим».
Хорошо говорить — это, прежде всего, хорошо мыслить. Можно дать хороший совет: «До нужного слова надо домолчаться». А это значит не бросать слов на ветер, не спешить с высказываниями. Слова великого римского оратора должны стать для каждого важным правилом: «Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета. Если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное её выражение представляется пустой или даже ребяческой болтовней».
Дар проникновенной речи предполагает не только владение риторическими приемами, а, прежде всего, доброжелательное, внимательное отношение к каждому, с кем вступаешь в беседу, готовность согласится с его выводами. Важно отрешиться от высокомерия, привычки доказывать свою правоту любыми средствами.
Ученица:
Всем, всем, всем доброе утро!
Это так просто и мудро,
Это так просто и мудро,
Все, всем, всем доброе утро!
Поздравляю, начинается новый день.
И после надо обязательно улыбнуться. Этим вы сами себе поднимите настроение, а еще тем, кто с вами рядом.
Педагог: Для более полного понимания друг друга еще необходимо применять слова, которые несут положительную окраску. Давайте некоторые из них назовем
— добрый день; — уважаемый господин;
— возьмите, пожалуйста; — доброго дня;
— будьте добры; — всего хорошего.
Педагог: Вы знаете «добрые слова». Но я вам все же прочту стихотворение, чтобы никто из вас так не поступал, как герой этого стихотворения.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык…
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово.
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуйте» бубнит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел… Пока! Всего!»
Не скажет он друзьям по школе:
«Алеша», «Петя», «Ваня», «Толя»,
Своих друзей зовет он только:
«Алешка», «Петька», «Ванька», «Толька».
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но имя что? Ведь суть не в нем —
Вам этот школьник не знаком?
Педагог: Движущей силой слова можно назвать стремление к красоте и истине, это духовное, истинное предназначение слова. Это то, что мы называем «вечными ценностями». Их можно постичь, когда все сказанное вами как бы освещено внутренним светом.
Уместно вспомнить слова поэта, передающие чувства, которые лежат в основе всего:
… И с горней выси я сошел,
Проникнут весь ее лучами,
И на волнующийся дол
Взираю новыми очами.
И слышу я, как разговор
Везде немолчный раздается,
Как сердце каменное гор
С любовью в темных недрах бьется,
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи,
И под древесною корой
Весною, свежей и пахучей,
С любовью в листья сок живой
Струей подъемлется певучей.
И вещим сердцем понял я,
Что все, рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к Божью Лону;
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало, и ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
Эти слова идут от души автора, а автор — Алексей Константинович Толстой.
Но любой оттенок неискренности может прозвучать в интонации и тогда ваш собеседник может сделать свои выводы. Без неустанного труда души, повседневного поиска истины слова пусты, а человек, произносящий или пишущий их, никому не интересен. Это подтверждает своими словами известный поэт Николай Гумилев:
И как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Но нужно уметь не только красиво говорить, но и красиво слушать. Скажете, это просто. Нет. Совсем не так.
Чтобы собеседник был с вами откровенен, нужно быть терпеливым, чтобы слушать даже длинную речь, внимательным, чтобы вовремя вставить реплику, жалостливым, чтобы, если нужно, суметь пожалеть, мудрым, чтобы дать правильный совет, если его хотят от вас слышать, а если нет, то советов не давать.
Педагог: Я расскажу одну притчу.
Во дворец Нуширвана — падишаха собрали на совет мудрецов. Был среди них и Бозаржумхур. Во время споров он хранил молчание. Его спросили: «Почему ты, Бозаржумхур, не принимаешь участие в нашем диспуте?» мудрец ответил: «Визири — тоже лекари: здоровому человеку лекарство не нужно. Я вижу, что вы рассуждаете совершенно верно, и мое вмешательство излишне».
Бозаржумхур дал нам хороший урок» даже мудрецы не вступают в разговор без надобности. Прерывать человека на полуслове — и вовсе плохая привычка. Если хочешь принять участие в разговоре, дождись, когда умолкнут твои собеседники.
Педагог: Слово не только нужно говорить правильно, но и вовремя. И еще одно важное значение слова. Только благодаря ему развивается мир и процесс, благодаря ему, мы знаем наследие наших предков и оставляем свое наследие потомкам, благодаря слову, держится вся культура. Слово отличает нас и от животных.
Ученица:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор — к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль.
И долговечней — царственное Слово.
Педагог: Как вы понимаете следующие пословицы?
- В добрый час молвить, в худой промолчать.
- Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
- Долго думал, да хорошо сказал.
- Малое слово большую обиду творит.
- Гнило слово от гнила сердца.
- Выпустил словечко, не догонишь и на крылечке.
- Словами и туды и сюды, а делами никуда.
Педагог: А какие пословицы знаете вы?
Хочу дать вам несколько советов.
1. Больше читайте. Внимательно прочитанная книга — незаменимый источник знания. Читая, старайтесь запомнить новые слова.
2. Употребляйте только те слова, значение которых для вас понятно
3. Не засоряйте речь бессмысленными выражениями.
4. Уважайте собеседника, не перебивайте его.
5. Будьте вежливы в делах и поступках.
6. Если ваш собеседник допускает речевые погрешности, старайтесь очень тактично помочь ему от них избавиться. Не обижайте его насмешливым тоном.
7. Постоянно следите за культурой своей речи.
8. Не повторяйте без нужды заданного вопроса. Вы хитрите, чтобы было больше времени обдумать ответ, а собеседнику вы покажетесь либо тугодумом, либо глупым, чем вы есть на самом деле.
9. Не употребляйте без нужды иностранные слова.
Пусть слова вам приносят счастье, своими словами, старайтесь принести радость и счастье другим
- 10031 просмотр